Множества: назначение, описание, операции над множествами.

Множество – это структурированный тип данных, представляющий собой набор взаимосвязанных по какому-либо признаку или группе признаков объектов, которые можно рассматривать как единое целое. Каждый объект в множестве называется элементом множества. Все элементы множества должны принадлежать одному из скалярных типов, кроме вещественного. Этот тип называется базовым типом множества. Базовый тип задается диапазоном или перечислением. Область значений типа «множество» – набор всевозможных подмножеств, составленных из элементов базового типа. В выражениях на языке Pascal значения элементов множества указываются в квадратных скобках: [1,2,3,4], ['a','b','c'], ['a'..'z']. Если множество не имеет элементов, оно называется пустым и обозначается как [ ]. Количество элементов множества называется его мощностью.

Все элементы множества долж­ны быть одного порядкового типа (например, integer, word, longint).

Для описания множественного типа используется словосочетание set of (множество из...).

Формат записи множественных типов:

type

<имя типа> = set of <элемент 1 .. элемент n>;

var

<идентификатор> : <имя типа>;

Операции над множественными типами Паскаля

С множественными типами Паскаля можно выполнять действия объединения, исключения и пересечения.

Объединение множественных типов содержит элементы, которые принадлежат хотя бы одному множеству, при этом каждый элемент входит в объединение только один раз. Операция объединения множеств обозначается знаком ‘+’.

Исключение определяется как разность множественных типов, в котором из уменьшаемого исключаются элементы, входящие в вычитаемое. Если в вычитаемом есть элементы, отсутствующие в уменьшаемом, то они никак не влияют на результат. Операция исключения обозначается знаком ‘-‘.

Пресечение множественных типов– множества, содержащие элементы, одновременно входящие в оба множества. Операция пересечения множеств обозначается знаком ‘*’.

Записи: назначение, описание, работа с записями.

Запись – структурированный комбинированный тип данных, состоящий из фиксированного числа компонент (полей) разного типа.

Описание. TYPE <имя типа> = RECORD <список полей> END

type < имя _ типа >=record
<имя_поля1>: тип;
<имя_поля2>: тип;
………………….
<имя_поля K >: тип
end ;

Элементы записи называются полями, а обращение к ним производится через использование их имен – идентификаторов полей. Практически, поля записи обрабатываются точно так же, как и любые другие переменные. Но в отличие от обычной переменной имена полей должны предваряться ссылкой на идентификатор записи Паскаля и отделяться от него точкой. Такая запись называется уточняющий идентификатор:

< имя_записи >.< имя_поля >

Единственная операция, которую можно произвести над однотипными записями Паскаля – это присваивание.
Все другие операции производятся над отдельными полями записи.

Файловый тип данных: технология работы с файлами. Примеры.

Тип-файл представляет собой последовательность компонент одного типа, расположенных на внешнем устройстве (например, на диске). Элементы могут быть любого типа, за исключением самого типа-файла. Число элементов в файле при описании не объявляется. Работа с физическими файлами происходит через так называемые файловые переменные.

В Турбо Паскале определены три файловых типа: текстовые, типизированные и нетипизированные файлы.

Для задания типа-файла следует использовать зарезервированные слова File и Of, после чего указать тип компонент файла.

Чтобы осуществить доступ к файлам в программе, используют переменные файлового типа, которые можно описать тремя способами:

1) text означает текстовый файл.

Пример:

var

tekst: text;

2) под file of тип подразумевается типизированный файл,

Пример:

var

fail: file of char;

3) file означает нетипизированный файл.

Пример:

var

failik: file;

Var
Z : File Of Word;

Файловые переменные имеют специфическое применение. Над ними нельзя выполнять никаких операций (присваивать значение, сравнивать и т.д.). Их можно использовать лишь для выполнения операций с файлами (чтение, запись и т.д.).

Перед тем, как осуществлять ввод-вывод, файловая переменная должна быть связана с конкретным внешним файлом при помощи процедуры Assign.

Формат:
Assign(<Имя файловой переменной>,<Имя файла>);

После этого файл должен быть открыт одной из процедур:
Reset(<Имя файловой переменной>);
Открывается существующий файл для чтения, указатель текущей компоненты файла настраивается на начало файла. Если физического файла, соответствующего файловой переменной не существует, то возникает ситуация ошибки ввода-вывода.

Rewrite(<Имя файловой переменной>);
Открывается новый пустой файл для записи, ему присваивается имя, заданное процедурой Assign. Если файл с таким именем уже существует, то он уничтожается.

После работы с файлом он, как правило, должен быть закрыт процедурой Close.
Close(<Имя файловой переменной>);

Это требование обязательно должно соблюдаться для файла, в который производилась запись.

Теперь рассмотрим непосредственную организацию чтения и записи.

Для ввода информации из файла, открытого для чтения, используется уже знакомый вам оператор Read. Правда, в его формате и использовании вы заметите некоторые изменения:
Read(<Имя файловой переменной>, <Список ввода>);
Происходит считывание данных из файла в переменные, имена которых указаны в списке ввода. Переменные должны быть того же типа, что и компоненты файла.

Наши рекомендации