Урок 32. Общение в сети с помощью программы Skype

Цели урока:

· формирование представлений об электронных коммуникациях;

· формирование умений сетевого общения;

· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Учащиеся должны знать: разновидности электронных коммуникаций, средства общения в сети Интернет.

Программное и методическое обеспечение урока: браузер Microsoft Internet Explorer или другой браузер по выбору учителя, возможность работы в сети Интернет, учебное пособие «Информатика. 10 класс» § 19.2 [1], ЭСУ10-32, ЭСО [3].

Методические рекомендации к уроку

1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).

Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий из приложения к уроку 31 и/или ЭСУ 10-31 с последующей проверкой и фронтальным обсуждением ответов.

2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение нового материала(проблемный метод, фронтальная форма работы).

Предложите учащимся перечислить, что им известно об Интернет-радио, интернет-телевидении, интернет-телефонии. Спросите у учащихся, каким способом они или их друзья и знакомые используют эти возможности.

2. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальная форма работы).

С помощью видеопроектора продемонстрируйте презентацию «Современные интернет СМИ». Если проектора нет, посадите учащихся за компьютеры и предложите им просмотреть презентацию самостоятельно.

Далее расскажите о назначении и возможностях одной из наиболее популярных программ Интернет-общения ‑ Skype. Эта программа позволяет в режиме реального времени вести диалог с помощью текстовых сообщений; пересылать файлы; осуществлять голосовое и видеообщение (Интернет-телефония); вести телеконференции. Для голосового общения в программе Skype пользователю необходимо иметь на своем компьютере средства мультимедиа: звуковую карту, микрофон, колонки или наушники, а для видеообщения – еще и веб-камеру.

Продемонстрируйте некоторые возможности.

3. Закрепление нового материала(репродуктивный и частично-поисковый методы обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).

Предложите учащимся занять места за компьютерами, запустить программу Skype и изучить некоторые возможности общения с ее помощью (пользуясь пособием или ЭСУ10-32)

Подведение итогов урока

Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.

5. Домашнее задание

Изучить материал § 19.2, ответить на вопрос 3, продумать выполнение упражнения 2.

Урок 33. Блоги. Форумы. Чаты. Социальные сети
Меры безопасности и правила этикета
при общении в сети Интернет.

Цели урока:

· формирование представлений об средствах сетевого общения;

· формирование умений сетевого общения;

· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Учащиеся должны знать: разновидности электронных коммуникаций, средства общения в сети Интернет.

Программное и методическое обеспечение урока: браузер Microsoft Internet Explorer или другой браузер по выбору учителя, возможность работы в сети Интернет, учебное пособие «Информатика. 10 класс» § 19.3 [1], ЭСУ10-33, ЭСО [3].

Методические рекомендации к уроку

1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).

Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий из приложения к уроку 32 и/или ЭСУ 10-32 с последующей проверкой и фронтальным обсуждением ответов.

2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение нового материала(проблемный метод, фронтальная форма работы).

Предложите учащимся перечислить известные им средства обмена информацией и общения в сети Интернет. Спросите у учащихся, какими они или их друзья и знакомые используют эти возможности.

2. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальная форма работы).

В форме беседы расскажите учащимся о назначении и возможностях наиболее популярных средств обмена информацией и общения в сети Интернет: блоги, форумы, чаты. Рассказ сопровождайте демонстрацией презентации «Средства обмена информацией и общения в сети Интернет» с помощью видеопроектора или на компьютерах учащихся. Поясните особенности каждого из этих средств.

Блог – это сетевой дневник или журнал событий. Термин блог произошел от сочетания двух английских слов Web Log (Blog). Блог представляет собой сайт или раздел, содержимое которого представлено в виде небольших заметок или записей и оперативно обновляется. Отличительная особенность блога состоит в том, что записи в нем могут комментироваться всеми, кто зарегистрируется и получит соответствующие права доступа. Блоги обычно размещают на специально отведенных сервисных сайтах. На них любой пользователь может зарегистрироваться и начать вести свой блог. Записи в блоге создаются в интерактивном режиме и впоследствии могут редактироваться его владельцем. В настоящее время блоги начинают широко использоваться в обучении, например, в качестве журналов для записи и обсуждения проделанной за определенный период работы.

Микроблог или твиттер (twitter от англ. tweet — «щебетать», «болтать») — представляет собой сайт, позволяющий отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов), используя веб-интерфейс, SMS, службы мгновенных сообщений или программы-месенджеры.

Форум (веб-форум) – это специальное пространство сайта или целый сайт для публичного обмена сообщениями между посетителями. Форумы по своему назначению напоминают блоги. Однако в отличие от них в основу структуры форума положены тематические линии (ветки) ‑ треды (от англ. слова thread - нить). При этом первое сообщение задает тематику всей ветки (тему для обсуждения), а также обсуждаемые вопросы, например, обсуждение графических возможностей редакторов растрового и векторного типов.

Слово чат (chat) английское и переводится как разговор или болтовня. Этот вид сетевого общения очень похож на разговор по телефону, но пользователь говорит не в трубку телефона, а набирает вопросы и ответы на компьютере. При этом получает ответы от собеседника. В процессе беседы в чатах, можно выбрать тематический канал для общения с учетом своих интересов. Такие тематические каналы называют «комнатами». Вести разговоры в чатах можно непосредственно на веб-страницах, а также с помощью программ-месенджеров. Программы ICQ, NetMeeting позволяют разговаривать между собой сразу нескольким собеседникам.

Далее расскажите о назначении и возможностях социальных сервисов сетиИнтернет: социальные сети, сервисы для хранения мультимедийных ресурсов, социальные закладки, сервисы для совместной работы с документами.Социальные сети представляют собой интерактивные многопользова-тельские веб-сайты, содержание которых наполняется самими участниками сети. Социальные сети являются пространством для неформального знакомства и общения групп людей по интересам. Общение осуществляется обычно в тематических форумах.

Завершите объяснение нового материала обсуждением мер безопасности и правила сетевого этикета.

3. Закрепление нового материала(репродуктивный и частично-поисковый методы обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).

Предложите учащимся занять места за компьютерами, запустить программу NetMeeting и установить связь между несколькими компьютерами сети. Организовать сеанс одновременного разговора между ними ‑ чат (пользуясь пособием или ЭСУ10-33)

Подведение итогов урока

Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.

5. Домашнее задание

Изучить материал § 20, ответить на вопросы 1 ‑5.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 к уроку 1

Варианты заданий по теме
«Представление информации в компьютере ” (повторение)

1. Используя кодовую таблицу закодируйте слово
а) bit; б) байт;
в) дом; г) ШКОЛА;
д) Минск е) КНИГА

Ответы:

а) 98 105 116 ; б) 225 224 233 242;
в) 228 238 236; г) 216 202 206 203 192;
д) 204 200 205 209 202; е) 202 205 200 195 192

2. Определите информационный объем слова:

а) Pascal б) Программа б) Компьютер
в) книга в) ПРИНТЕР з) Информатика

Ответы:

а) 6 ; б) 9; в) 9; г) 5; д) 7; е) 11

3. Изображение шириной W и высотой H пикселей сохраняют в файле формата BMP с глубиной цвета С (бит/пиксель). Определите размер файла в байтах

. Урок 32. Общение в сети с помощью программы Skype - student2.ru

Приложение к уроку 2
”Архивация данных. Назначение программ архивации”

Тест по теме «Объекты операционной системы (повторение)”

Выберите правильные ответы

1. Окно может занимать:

а) весь экран;

б) часть Рабочего стола;

в) часть строки состояния.

2. Панель инструментов окна приложения дублирует:

a) строку заголовка; б) команды меню; в) рабочую область.

3. Какие имена файлов записаны правильно:

а) С:\рисунки\*робот.bmp;

б) D:\тексты\мой реферат.doc;

в) E:\work\reklama>.ppt;

г) F:\работа\_new_film.avi.

4. Установите соответствие между содержанием и расширением файла.

1) документ Word; 2) презентация PowerPoint; 3) программа на языке Паскаль; 4) изображение; 5) звуковой файл; 6) видеофайл; а) .aviб) .bmpв) .docг)mp3д).pasе).ppt

5. В некоторой папке хранился файл Реферат.doc. После того, как в этой папке создали еще одну папку и переместили в нее файл Реферат.doc, его полной имя стало D:\Работа\Класс9\Информатика\Реферат.doc.
Каково было полное имя файла до перемещения?

а) D:\Класс9\Информатика\Реферат.doc;

б) D:\Работа\Информатика\Реферат.doc.;

в) D:\Работа\Класс9\Реферат.doc;

г) D:\Работа\Реферат.doc.

6. Для копирования данных можно использовать комбинацию клавиш:

а) Ctrl+A; б) Ctrl+B; в) Ctrl+C; г) Ctrl+D

Ответы:

1 – а, б; 2 – б; 3- б, г; 4 – 1в, 2е, 3д, 4 б, 5 г, 6 а; 5 – в; 6 – в.

Приложение 1 к уроку 4

Тест по теме «Совместное использование
цифровых устройств и компьютера (повторение)”

Выберите правильные ответы

1: Элементарным объектом, используемым в растровом изображении, является:

а) бит; б) графический примитив;

в) пиксель; г) палитра цветов;

2. Цветовая модель RGB основана на 3-х основных цветах:

а) желтый, зеленый, синий б) красны й, зеленый, синий

в) красный, желтый, синий

3. В каких из перечисленных файлов сохранены изображения?

а) prim.doc б) prim.xls в) prim.gif

г) prim.bmp д) prim.jpg е) prim.wav

4. Какой формат используют для изображений с плавным переходом тонов?

а) GIF б) JPG

5. Какой формат лучше использовать для чертежей?

а) GIF б) JPG

6. Ширину изображения уменьшили в 2 раза, а высоту в 1,5 раза.
Информационный объем изображения по сравнению с исходным

а) уменьшился в 6 раз б) уменьшился в 3 раза

в) увеличился в 3 раза г) не изменился

Ответы: 1 ‑ в ; 2 – б; 3 – в, г, д; 4 – б; 5 –а, 6 ‑ б.

Приложения 1 к уроку 6

Примеры присваивания символьных значений

Описание Var a, aa, b, bb c, d: char;:

a:= 'A'; { прописная латинская буква A вводится непосредственно },

aa:= #65; { прописная латинская буква A задается значением ее кода },

b:= '!'; { символ восклицательный знак вводится непосредственно },
bb:= #33; { символ восклицательный знак "!" задается значением его кода },
c:= #13; { задание кода клавиши Enter }

d:= #27; { задание кода клавиши Esc }

Вывод символьных переменных выполняется с помощью стандартных процедур WriteиWriteln.

Примеры вывода:

Write(a) или Write(aa); {выводится буква "A" },

Write(b) или Write(bb); {выводится символ " ! " },

Write(c); { команда перевода курсора на новую строку },

Write(d); { выводится специальный символ, соответствующий коду #27 },

Варианты задания по теме “ Символьный тип данных ”

Что будет выведено процедурой Write(С), если:

а) C := #55 ; б) C := #68 ; в) C := #87 ;

г) C := #37 ; д) C := #63 ; е) C := #64 ;

Ответы: а) 7 ; б) D ; в) W; г) % , д) ? ; е) @ ;

Варианты задания по теме “ Строковый тип данных ”

Найдите ошибки в записях строковых переменных и объясните их:

а) s1 =’информатика’; б) s2 := строка; в) 3s := ‘компьютер’;

Ответы: а) пропущено двоеточие; б) пропущены апострофы;
г) неправильное имя переменной (цифра перед буквой)

Приложение 1 к уроку 7

Задания по теме «Цикл с параметром (повторение)”

I. Определите, сколько раз выполняется тело цикла?

1. for k:=3 to 9 do

2. for k:=1 downto 5 do

3. for k:=5 to 10 do

4. for k:=6 downto 2 do

Ответы: 1 – 7; 2 – ни разу; 3 – 6; 4 – 5.

II. Каким станет значение переменной х после выполнения приведенного цикла для заданного начального значения?

1. x:= 3; for k:=2 to 5 do x := x+2;

2. x:= 5; for k:=3 to 6 do x := x‑3;

3. x:= 2; for k:=3 to 8 do x := x+3;

4. x:= 15; for k:=5 to 9 do x := x‑4;

Ответы: 1 – 11; 2 – -7; 3 – 20; 4 – -5.

III. Каким станет значение переменной х после выполнения приведенного цикла для заданного начального значения?

1. x:= 1; for k:=1 to 6 do x := x*2;

2. x:= 24; for k:=3 to 5 do x := x/2;

3. x:= 2; for k:=3 to 5 do x := x*3;

4. x:= 0; for k:=5 to 9 do x := x/4;

Ответы: 1 – 64; 2 – 3; 3 – 54; 4 – 0.

Тест «Цикл с параметром (повторение)”

Выберите правильные ответы

1. Какой оператор используется в цикле с параметром?:

а) array; б) for; в) while; в) until;

2. Установите соответствие.
В выраженииfor k := N to M doбуквами k, N, M обозначены

1) k 2) N 3)M а) начальное значение параметра б) конечное значение параметра в) параметр (счетчик) цикла

3. Какие из приведенных выражений верны?

а) for k:=1 to 5 do

б) for k:=1 downto 5 do

в) for k:=5 to 1 do

г) for k:=5 downto 1 do

Ответы: 1 – б; 2 – 1в, 2а, 3б; 3- а, г.

Приложение 2 к уроку 7
“Процедуры и функции обработки символьных переменных”

Установите соответствие:

Функция Результат выполнения
1. CHR(X) А) возвращает код символа X,
2. ORD(X) Б) возвращает символ с кодом X,
3. SUCC(X) В) возвращает предыдущий символ
4. PRED(X) Г) возвращает следующий символ

Ответы: 1‑ Б ; 2 ‑ А ; 3 ‑ Г; 4 ‑ В

Варианты заданий по теме “Процедуры и функции
обработки символьных переменных”

1. Пользуясь таблицей кодов определите значение функции:

а) CHR(50); б) CHR(52);
в) CHR(55); г) CHR(35);
д) CHR(38); е) CHR(43);

Ответы: а) 2 ; б) 4 ; в) 7; г) # , д) & ; е) + ;

2. Пользуясь таблицей кодов определите значение функции:

а) ORD('3'); б) ORD('5');
в) ORD('9'); г) ORD('N');
д) ORD('R'); е) ORD('Z’);

Ответы: а) 51 ; б) 53 ; в) 57 ; г) 78 ; , д) 82 ; е) 90 ;

3. Определите значение функции:

а) PRED(‘3’) ; б) PRED(‘5’) ;
в) PRED(‘8’) ; г) PRED(‘G’) ;
д) PRED(‘Q’) ; е) PRED(‘Z’) ;

Ответы: а) 2 ; б) 4 ; в) 7; г) F; д) P ; е) Y ;

4. Определите значение функции:

а) SUCC('4'); б) SUCC('6');
в) SUCC('7'); г) SUCC('L');
д) SUCC('U'); е) SUCC('S');

Ответы: а) 5 ; б) 7 ; в) 8 ; г) M , д) V ; е) T ;

5. Что вернет функция

а) CHR(ORD(‘S’)) б) ORD(CHR(N))

в) PRED(SUCC(‘Q’) ; г) SUCC(PRED(‘R’)) ;

Приложение к уроку 8

Варианты заданий по теме “Процедуры и функции
обработки строковых переменных”

1. Какой результат вернет функция length(s)?

а) s := ‘pascal’ ; б) s := ‘computer’ ;
в) s := ‘printer’; г) s := ‘паскаль’;
д) s := ‘компьютер’; е) s := ‘информатика’;

Ответы: а) 6 ; б) 8; в) 7; г) 7; д) 9; е) 11

2. Какой результат вернет функция pos(s1,s)?

а) s := ‘computer’ ; s1 := ‘put’; 4

б) s := ‘pascal’ ; s1 := ‘as’; 2

в) s := ‘monitor’; s1 := ‘tor’; 5

г) s := ‘информатика’; s1 := ‘форма’; 3

д) s := ‘автомобиль’; s1 := ‘авто’; 1

е) s := ‘кофеварка’; s1 := ‘вар’; 5

Ответы: а) 2 ; б) 4; в) 5; г) 3; д) 1; е) 5

3. Какой результат вернет функция copy(s,p,n)?

а) s := ‘monitor’; p := 2; n:= 2; on

б) s := ‘computer’ ; p := 1; n:= 4; comp

в) s := ‘pascal’ ; p := 4; n:= 2; al

г) s := ‘соковыжималка’; p := 9; n:= 3; мал

д) s := ‘информатика’; p := 3; n:= 6; формат

е) s := ‘автомобиль’; p := 7; n:= 3; бил

Ответы: а) on ; б) Comp; в) al; г) мал; д) формат; е) бил

4. Какой результат выполнения процедуры delete(s,p,n)?

а) s := ‘информатика’; p := 4; n:= 1; инфа

б) s := ‘редактор’; p := 3; n:= 1; реактор

в) s := ‘треугольник’; p := 4; n:= 7; трек

г) s := ‘monitor’; p := 3; n:= 2; motor

д) s := ‘computer’ ; p := 4; n:= 3; comer

е) s := ‘pascal’ ; p := 3; n:= 2; pal

5. Какой результат выполнения процедуры insert(s1,s,p)?

а) s := ‘риск’; s1 := ‘уно’; p:= 4; рисунок

б) s := ‘листок’; s1 := ‘че’; p:= 5; листочек

в) s := ‘ант’; s1 := ‘треко’; p:= 3; антрекот

г) s := ‘крот’; s1 := ‘бан’; p:= 1; банкрот

д) s := ‘леса’; s1 := ‘тниц’; p:= 4; лестница

е) s := ‘реактор’; s1 := ‘д’; p:= 3; редактор

Приложение к уроку 8

Варианты задач по теме “Процедуры и функции
обработки строковых переменных”

Работа с символами строк

1. Составьте программу, которая:
А) удваивает каждую букву во введенном слове, используя коды символов.
Б) выводит все прописные буквы введенного текста.
В) удаляет из текста все символы, не являющиеся буквами.
Г) вычисляет количество знаков препинания во введенном тексте.

2, Составьте программу, которая:
а) выводит только нечетные символы введенного текста.
б) выводит только каждый десятый символ введенного текста.
в) каждые пять символов во введенном тексте отделяет знаком «*».

3. Составьте программу, которая в исходном тексте:
А) утраивает заданный символ.
Б) удваивает каждую букву
В) удваивает каждый знак.
Г) удваивает каждый пробел.

5. С клавиатуры вводят строку, содержащую круглые скобки ().
Составьте программу, которая определяет и выводит:
А) позицию первой скобки;
Б) позицию всех скобок;
В) заменяет первую круглую скобку на квадратную;
Г) заменяет все круглые скобки () на квадратные [ ].

Удаление, вставка, замена

1. Составьте программу, которая из введенного текста удаляет:
А) первую букву «а»; все буквы «а».
Б) первый слог «ра»; все слоги «ра».
В) букву «н», а стоящий за ней символ удваивает.
Г) цепочку символов с k-w по р-ю позиции включительно и определяет длину удаленной цепочки.

2. Составьте программу, которая заменяет:
А) слово «столик» на «стол».
Б) слово «дом» на «домик».
В) слово «муха» на «слон».
В) слово «рыба» на «птица».

3. Составьте программу, которая:
А) из слов «рама» и «шина» составляет и выводит слово «машина».
Б) из слов «кино», «формат», «пика» составляет и выводит слово «информатика».
В) Составьте программу, которая превращает слово «ананас» в «банан».
Г) из слов «финал», «урок», «турист», «балет», «окно», «линия» составляет и выводит слова «футбол».
Д) Ввести слово. Преобразовать его следующим образом: после первой буквы поставить пробел, после второй — два пробела и т. д.

4. Составьте программу, которая во введенном тексте заменяет:
А) точку многоточием.
Б) многоточие точкой.
В) пробел символом подчеркивания _.
Г) знак «!» на «?» и наоборот.
Д) каждую группу пробелов одним пробелом.
Е) все прописные буквы строчными.

Поиск и подсчет вхождений

1. Составьте программу, которая в заданом тексте подсчитывает
А) частоту вхождения заданных букв.
Б) каких знаков препинания больше: точек или восклицательных знаков.
В) количество знаков препинания во введенном тексте.
Г) во сколько раз количество согласных в тексте больше, чем гласных.

2. Составьте программу, которая в заданом тексте подсчитывает:
А) количество слов, в которые входит буква «л» и выводит эти слова.
Б) сколько раз в тексте встречается заданное слово.
В) сколько слов в предложении начинаются с заданной буквы.
Г) количество слов, начинающихся и заканчивающихся на букву «о».

3. С клавиатуре вводят строку: Составьте программу, которая:
А) выводит все символы до первого двоеточия.
Б) выводит номера позиций всех знаков препинания.
В) находит второе слово, начинающееся с буквы «е».
Г) проверяет, есть ли во введенном строке пара соседних одинаковых символов.

4. клавиатуре вводят строку: Составьте программу, которая:
А) подсчитывает, сколько различных букв встречается во введенном слове.
Б) подсчитывает наибольшее количество идущих подряд пробелов.
В) находит наибольшую длину слова-палиндрома (палиндром — это слово, одинаково читающееся справа налево и слева направо)

5. Составьте программу, которая:
а) проверяет, есть ли цифры во введенном тексте.
б) подсчитывает сумму цифр в трехзначном числе.
в) проверяет, есть ли одинаковые цифры во введенном натуральном числе.
г) проверяет, есть ли одинаковые цифры во введенном 4-х значном вещественном числе.

6. Составьте программу, которая:
А) находит позицию первой цифры во введенной строке и выводит все символы до первой цифры.
Б) плнаходит позицию первой цифры во введенной строке и выводит все символы до первой цифры.

7. ввести несколько рациональных чисел, разделенных пробелами. Составьте программу, которая подсчитывае, сколько среди них целых чисел.

8. Составьте программу, которая:
А) подсчитывает количество слов в тексте, заканчивающихся на букву «я».
Подсказка: задача сводится к подсчету количества комбинаций символов «я », «я,», «я:», «я.», «я?», «я!».
Б) удваивает каждое слово во введенном предложении
В) меняет местами в тексте первое и последнее слова.

Приложение к урокам 9 ‑ 10

Варианты задач по теме “Процедуры и функции
обработки строковых переменных”

Наши рекомендации