Урок 24. Построение диаграмм

Цели урока:

· формирование понятия диаграмма;

· формирование умений построения диаграмм;

· развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Учащиеся должны уметь: строить диаграммы.

Программное и методическое обеспечение урока: электронные таблицы (ЭТ) MS Excel, учебное пособие «Информатика 10» §16 [1], раздаточный материал, ЭСУ10-24, ЭСО [3].

Методические рекомендации к уроку

1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).

Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий и тесты из приложения к уроку 23 и/или
ЭСУ 10-23 с последующей проверкой и фронтальным обсуждением ответов.

2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение нового материала(объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальная форма работы).

Перед объяснением нового материала предложите учащимся вспомнить построение графиков функций на уроках математики. Объяснение начните с постановки проблемы: с какой цель строят графики? Для наглядного представления и анализа данных. Какие виды графиков вы знаете? Предложите учащимся привести примеры графиков из различных предметных областей.

3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый метод обучения, фронтальная форма работы).

В ходе беседы c демонстрацией примеров с помощью видеопроектора или на компьютерах учащихся подведите их к понятию диаграмма. Сформулируйте определение: диаграммой называют графическое отображение числовых данных и соотношений между ними. Табличный процессор Excel позволяет строить диаграммы различных типов. Кратко охарактеризуйте некоторые из них (таблица на с. 103 пособия). Подчеркните, что каждый тип диаграмм в свою очередь содержит несколько видов, что позволяет выбрать наиболее наглядный способ графического представления данных. Заметьте, что эти данные вводятся в таблицу до построения диаграммы, а при изменении данных в таблице диаграмма автоматически обновляется. Диаграмма в Excel содержит несколько объектов. Продемонстрируйте их с помощью видеопроектора, на компьютерах учащихся или по рисунку 5.41 пособия.

Далее подробно рассмотрите этапы построения диаграмм с помощью Мастера диаграмм при выполнении примера 1 (рис.5.42 – 5.51).

В ходе беседы выясните, чем обусловлено многообразие типов диаграмм. Подведите учпащихся к выводу, что каждый тип наиболее наглядно отражает определенные особенности данных в таблице. Так, для демонстрации вклада каждого значения в общую сумму используются круговые диаграммы. Рассмотрите этапы построения круговой диаграммы (пример 2) и точечной диаграммы (point diagram) (пример 3). Важно отметить, что этот тип диаграммы в русскоязычно литературе и отечественной науке и технике принято называть графиком функциональной зависимости y = f(x) (не путать c типом graph!).

4. Закрепление нового материала(репродуктивный и частично-поисковый методы обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).

Предложите учащимся занять места за компьютерами и выполнить примеры 1, 2 и 3 (пользуясь пособием или ЭСУ10-24). С целью экономии времени целесообразно использовать готовые шаблоны из ЭСУ10-24). По завершению предложите учащимся прокомментировать этапы построения.

При достаточной подготовке учащихся и наличии времени предложите выполнить упражнения 2 или 3, пользуясь образцами в пособии .

Урок 24. Построение диаграмм - student2.ru Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить выполнить упражнений 1.4, 2, 3 пособия или ЭСУ10-24.

В завершение этапа закрепления материала обсудите проблемы, с которыми учащиеся столкнулись при выполнении заданий.

Подведение итогов урока

Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.

6. Домашнее задание

Изучить материал § 16 , ответить на вопросы 1 ‑ 3, продумать выполнение одного из заданий упражненияй 1 ‑ 4.

Наши рекомендации