Тема 4. Проектирование корпоративных информационных систем
Реинжиниринг - фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность.
Бизнес-процессы - совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт или услуга, представляющие ценность для потребителя.
Другими словами, реинжиниринг бизнес-процессов (РБП, англ. business process reengineering, BPR) в отличие от известных в последние десятилетия многочисленных методов постепенного совершенствования работы предприятия, означает, по сути, решительную, стремительную и глубокую «прорывную» перестройку основой организации и управления внутри предприятия.
Реинжиниринг бизнес-процессов можно рассматривать как успешный метод совершенствования характеристик предприятия, наряду с такими методами как управление изменениями, достижение тотального качества (total quality management, TQM).
М.Хаммер и Дж. Чампи, определили реинжиниринг как "фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность".
Основные идеи реинжиниринга заключаются в следующем:
· интеграции выполняемых операций в единое целое;
· минимизации количества взаимодействий по вертикали власти (наделение сотрудников дополнительными полномочиями);
· бизнес-процессы кросс-функциональны и не ограничены рамками подразделений;
· бизнес-процессы требуют постоянного переосмысления, так, чтобы результаты их выполнения были удовлетворительными с точки зрения клиента).
Реинжиниринг бизнеса имеет свою историю развития.
I. 1990-1993 гг.: перепроектирование одного или нескольких бизнес-процессов. Сами бизнес-процессы не описывались.
II. 1994-1996 гг.: стратегический этап, на котором описывается большинство бизнес-процессов в рамках существующей бизнес-стратегии.
III. 1996-2000 гг.: реинжиниринг обеспечивает возможность постоянного пересмотра бизнес-процессов предприятия в соответствии с бизнес-окружением.
IV. 2000 гг. – настоящее время: реинжиниринг бизнес-процессов становится неотъемлемой частью стратегического менеджмента предприятия и обеспечивается поддержкой специальной информационной системы. Бизнес-процессы описываются, составляются карты бизнес-процессов, бизнес-процессы обсуждаются основными специалистами предприятия.
При проведении реинжиниринга создаются специальные проекты, которые включают этапы:
1. Разработка образа будущей фирмы
2. Анализ существующего бизнеса - проводится исследование фирмы и составляется схема её функционирования в данный момент
3. Разработка нового бизнес-процесса – разрабатываются новые и изменяются старые бизнес-процессы
4. Внедрение новых бизнес-процессов
Для проведения реинжиниринга используются специальные инструментальные средства:
1. Средства построения диаграмм – продукты создания образа бизнес-процесса:
· пирамиды эффективности
· модель балансовых ведомостей
2. Средства описания бизнес-процессов графическими методами:
· SA/SD – структурный анализ/структурный дизайн – одна из самых известных методик описания бизнес-процессов, основанная на методе функциональной декомпозиции.
· IDEF – стандарт описания бизнес-процессов; включает специальные обозначения для описания готовых работ и моделей бизнеса.
3. Средства имитационного моделирования – методы и модели, позволяющие описать функционирование системы в реальных условиях.
4. Oracle Design, Oracle Developer – моделирование через БД.
5. Экспертные системы (Gensym)
[1] Понятие объективности информации является относительным. Так, например, принято считать, что в результате наблюдения фотоснимка объекта образуется более объективная информация, чем в результате наблюдения рисунка того же объекта, выполненного человеком
[2] Факт (лат. Factum — свершившееся) — сведения в форме утверждения, достоверность которых строго установлена.
«Факт — это то, чему случается (случилось) быть».Л. Витгенштейн
[3] Гипертекст (hypertext) - слово или фраза в документе, которая связана с какой-нибудь частью этого или другого документа. Слова и фразы гипертекста обычно имеют голубой цвет и подчеркнуты.
[4] Гиперссылка (hyperlink) – это URL адрес (полный путь) того документа, который привязан к одному из элементов Web страницы (текстовому или графическому).
[5] Флейм в интернете - это сильная ругань. Соответственно "флеймить" означает - ругаться. Часто флейм поднимается по темам связанным с выбором операционной системы или языка программирования. Часто доходит до взаимной нецензурной брани.
[6] Frequently Asked Questions - часто задаваемые вопросы
[7] Доля рынка в мире на январь 2012, данные Net Applications и StatCounte (см. Википедия, Браузер)
[8] 01.03.2008 прекращена продажа
[9] Есть расширения из нескольких частей «через точку».
[10] Есть файловые системы для магнитных лент (QIC…), для оптических носителей CD и DVD (ISO9660, HFS,UDF…), сетевые (NFS, SSHFS…)…
[11] Кроме WinRAR в комплект поставки входит файл Rar.exe. Это также 32-разрядная версия RAR для Windows, но она поддерживает только интерфейс командной строки и работает в текстовом режиме. Консольную версию RAR удобно использовать для вызова из пакетных файлов (BAT и CMD), для запуска из приглашения DOS и др. Она поддерживает больше команд и ключей в командной строке, чем WinRAR.
[12] Стиль абзаца полностью определяет внешний вид абзаца, то есть выравнивание текста, позиции табуляции, междустрочный интервал и границы, а также может включать форматирование символов.
[13] Возможны варианты. Зависит от объема RAM.
[14] Термин “слайд” используется для обозначения единицы визуальных материалов презентации вне зависимости от того, будет ли эта страница демонстрироваться на экране дисплея, распечатываться на принтере или выводиться на 35-миллиметровую фотопленку.