Мониторинг и администрирование систем ОТС-Ц
Система СМА строится на базе аппаратно-программных средств коммутационных станций, обеспечивающих контроль за работоспособностью узлов КС и управление базами данных КС, а также смену и модификацию версий программного обеспечения КС. Кроме того, в систему СМА входят технические средства по двухстороннему обмену информацией между центром и коммутационными станциями, по обработке и хранению информации мониторинга и администрирования, по организации удобных экранных форм на рабочих местах операторов технического обслуживания и управления.
На цифровой сети ОТС техническое обслуживание и управление системами ОТС производится на основе мониторинга и администрирования, осуществляемых из центров технического обслуживания (ЦТО) и центров технического управления (ЦТУ). Один ЦТО обслуживает соответствующую зону сети, включающую множество коммутационных станций. Во многих случаях одна зона соответствует территории одного отделения железной дороги. Район действия ЦТУ распространяется на территорию всей железной дороги.
На рис.4.22 показан пример организации системы мониторинга и администрирования (СМА) на сети ОТС-Ц с двумя ЦТО и одним ЦТУ. ЦТУ организуется при Управлении железной дороги, а ЦТО - в Отделениях железной дороги. На рисунке показаны две зоны обслуживания СМА. В первую входят КС Отделения 1 и Управления, а во вторую – Отделения 2. В каждом центре обслуживания или управления расположены рабочие места (РМ) операторов, включенные в локальную вычислительную сеть (ЛВС) данного узла (на рис.4.22 на локальной вычислительной сети установлен концентратор – Hub, работающий по протоколу Ethernet). В ЦТО также находится пульт связи (ПС), служащий для осуществления контрольных соединений обслуживающим персоналом центра. Для этой цели применяется ПОС-Ц, запрограммированный на соединения с любым абонентом сети ОТС. Рабочие места через ЛВС и сеть передачи данных (ПД) связаны с коммутационными станциями, причем РМ ЦТУ связаны со всеми КС железной дороги, а РМ одного ЦТО – со всеми КС данной зоны. Используется сеть ПД железной дороги, строящаяся на стеке протоколов TCP/IP. Для этого одна КС включена в сеть ПД через один или несколько интерфейсов ПД, к наиболее распространенным из которых относятся RS232 (на рисунке – RS). Применение этого интерфейса требует использования конвертора интерфейсов (К), кроме того, на этом интерфейсе скорость передачи ограничена 19200 бит/с. В современных КС также предусматривается интерфейс Ethernet, напрямую согласующийся с сетью ПД и позволяющий вести обмен данными со скоростью 10 Мбит/с и более. Количество интерфейсов для включения в сеть ПД зависит от того, сколько видов оборудования, выпускаемого разными производителями, входит в одну КС, а также от принятых решений в конкретной системе. На практике количество таких интерфейсов составляет от одного до трех. Один интерфейс достаточен при отсутствии деления КС на отдельные виды оборудования (на рис.4.22 – зона 2) и примером здесь могут быть системы МиниКом DX-500.ЖТ и КСМ-400. Если станция разделена на мультиплексор и устройство коммутации, то могут потребоваться два интерфейса, по одному для каждого типа оборудования (на рис.4.22 – зона 1, кроме КС-Р2). В качестве такого примера можно привести систему Обь-128Ц. Вариант с тремя интерфейсами соответствует системе ОТС-ДСС, в которую входят MUX и УК, а устройство коммутации требует двух интерфейсов RS232. Как правило, каждая КС имеет собственную электропитающую установку (PS), имеющую собственный интерфейс для техобслуживания и управления.
Кроме сети ПД, предусматривается передача данных между соответствующим центром и коммутационной станцией по общему каналу сигнализации. На рис.4.22 показаны штрихпунктирными линиями звеньев ОКС, которые используются в системе передачи данных. Обмен данными по ОКС невозможен для оборудования не обеспечивающего обработку сигналов ОКС (на рис.4.22 - на ж.д. в зоне 1, на которой установлен только MUX).
Центры технического обслуживания и управления выполняют следующие функции. Основное назначение ЦТО состоит в поддержании оборудования ОТС в своей зоне в работоспособном состоянии, что достигается мониторингом оборудования и проведением ремонтно-восстановительных работ при появлении отказов. Центр управления реализует функции администрирования, состоящие: в конфигурировании оборудования КС, в сборе и анализе информации от центров ТО о появляющихся неисправностях, об устранении отказов. В качестве дополнительной функции центр ТО может выполнять администрирование оборудование ОТС в границах своей зоны. Это может потребоваться, когда часть оборудования ЦТУ окажется неработоспособной.
В соответствии с существующими требованиями [2], мониторинг оборудования ОТС должен производиться с использованием сети ПД, а администрирование - с использованием ОКС. Это объясняется тем, что ОКС обеспечивает большую степень защиты информации от несанкционированного вмешательства. В использовании сети ПД есть преимущество, состоящее в возможности обмена данными с любой КС независимо от того, работоспособны ли звенья сети и другие КС.
Каждое рабочее место представляет собой персональный компьютер со специализированным программным обеспечением. В зависимости от места применения выделяют рабочие места трех типов: РМ1, РМ2 и РМ3, позволяющие выполнять мониторинг и администрирование: непосредственно в месте установки оборудования (РМ1), в ЦТО (РМ2) и в ЦТУ (РМ3). Для РМ2 и РМ3 используют стационарные компьютеры, а для РМ1 – переносимый (ноутбук). РМ1 требуется только на время проведения ремонтно-восстановительных работ (на рисунке показано подключение к КС зоны 2 пунктиром). Количество рабочих мест в ЦТО и ЦТУ зависит от способа их использования. Рабочие места могут быть распределены по видам оборудования или по району обслуживания внутри зоны или внутри железной дороги. Например, в ЦТО1 РМ21 предназначено для КС, РМ22 – для MUX, а РМ23 – для PS.
В ЦТУ устанавливается сервер, предназначенный для хранения баз данных каждой КС, статистических данных о неисправностях, об устранении отказов и другой информации.