Фото платы Январь 7.2 (высокое разрешение)

Фото платы Январь 7.2 (высокое разрешение) - student2.ru   Вот такое чудо встречается в стране бывших советов. На фото - ЭБУ с идентификатором прошивки 1205DM52, не "I" или "А", как принято, а именно "1". Внутри этого блока - I203EK34, элементы, необходимые для 16V не запаяны. Код двигателя 2111, ID (205) от 21124. Короче - полный фарш недоразумений.
     
Фото платы Январь 7.2 (высокое разрешение) - student2.ru   Внимание! В марте 2007 г. появилась еще одна "рукотворная" модификация ПОдля "длинной" Нивы, скорее всего от ОПП. Под знакомой по Bosch M7.9.7 "самопальной" наклейкой - обычный Январь 7.2 21114-1411020-32 с идентификатором I204DO57. Прошивка внутри названа не без юмора - I233LOL1.
Январь 7.2+ Новая аппаратная реализация
Фото платы Январь 7.2 (высокое разрешение) - student2.ru  
   
Фото платы Январь 7.2 (высокое разрешение) - student2.ru  

В августе 2007 г. на новых автомобилях и в продаже появились новые блоки управления Январь 7.2 собранные на принципиально новой элементной базе. Используется процессор SGS Tomphson с внутреннимflash. Непонятно высокое предназначение этого блока, т.к буквально через несколько месяцев, в декабре 2007 г. он был сменен на М73 для норм Евро-3.

Вычислительные возможности процессора ST10F273, который используется в данном ЭБУ позволяют реализовать сложные алгоритмы управления с применением матмодели двигателя для выполнения норм токсичности Евро-3 и Евро-4. Несмотря на это, АвтоВАЗ пошел по несколько иному пути: ПО для данного ЭБУ алгоритмически практически полностью повторяет ПО Января-7.2 последних версий (прошивки CO/DO). Скорее всего, этот тип ЭБУ изначально планировался как «переходный» вариант к принципиально новым алгоритмам управления двигателем, реализованным в ЭБУ M73.

Производитель ЭБУ (в данном случае НПО "Итэлма") и тут не смог обойтись без сюрпризов. Была выпущена небольшая партия ЭБУ, с аппаратными различиями в канале обработчика датчика скорости без изменения шильдиков и идентификации прошивок. Т.е прошивки таких блоков имеют те же наименования, что и "обычные", но запись в блок прошивок от "старой" аппаратной реализации приводит к отсутствию сигнала ДС и ошибок, связанных с датчиком скорости. Для того, что бы адаптировать прошивки к данному ЭБУ, необходима небольшое изменение кода программы, которое можно произвести специальной утилитой.

Работа с блоком Январь-7.2+ в полном объеме поддерживается в нашем загрузчике CombiLoader и в редакторе калибровок ChipTuningPRO. Учитывая тот факт, что алгоритмы управления идентичны предыдущему поколению «Январей», не возникает никаких сложностей по калиброванию этого ПО.

С точки зрения диагностики, эти ЭБУ имеют точно такой же диагностический протокол, как обычные Январи-7.2, полностью поддерживаемый в новой версии SMS-Diagnostics 2.


Фото платы Январь 7.2+ 16V (высокое разрешение)

M73
Фото платы Январь 7.2 (высокое разрешение) - student2.ru  
   
Фото платы Январь 7.2 (высокое разрешение) - student2.ru  
   
Фото платы Январь 7.2 (высокое разрешение) - student2.ru  
   
Фото платы Январь 7.2 (высокое разрешение) - student2.ru  
   
Фото платы Январь 7.2 (высокое разрешение) - student2.ru  
   
Фото платы Январь 7.2 (высокое разрешение) - student2.ru  
   
Фото платы Январь 7.2 (высокое разрешение) - student2.ru  
   
Фото платы Январь 7.2 (высокое разрешение) - student2.ru  
   
Фото платы Январь 7.2 (высокое разрешение) - student2.ru  
   
Фото платы Январь 7.2 (высокое разрешение) - student2.ru  

2008-й год поставил вне закона установку на новые автомобили ЭСУД, удовлетворяющих нормы токсичности хуже ЕВРО-3. Всвязи с этим на новых автомобилях появились новые ЭБУ - М73. Схемотехнически это - "родственник" Микас-11 и Январь 7.2+.

Фото платы

Новые контроллеры М73 производятся двумя заводами: НПО ИТЭЛМА и АВТЭЛ.
Аппаратно контроллеры идентичны, но софт там принципиально разный.

Автэловские проекты (софт АВТЭЛ):

21124-1411020-12 854.3763.000-02 45 7311 XXXX М73 Е3
21114-1411020-12 855.3763.000-02 45 7311 XXXX М73 Е3
21114-1411020-12 855.3763.000-02 45 7311 XXXX М73 Е3

Итэлмовские проекты (софт ВАЗ):

21067-1411020-22 851.3763.000-01 45 7311 XXXX М73 Е3
(пока один, обратите внимание, что этот контроллер может выпускать и АВТЭЛ, то есть, прошивка будет начинаться с A)

Проекты АВТЭЛ имеют ПО, родственное Микас-11. Принципиальное отличие только в алгоритме работы канала детонации (в Микас-11 реализована модель АВТЭЛ, которую в упрощенном виде мы знаем еще со времен Микас-7.1, а в ПО M73 реализована модель ВАЗ, похожая на модель ЭБУ Январь-5/7). Теоретически, данное ПО может работать и с ДАД, режим работы ДМРВ/ДАД переключается флагом комплектации).

Проект ВАЗ (для «классики») имеет собственное ПО, которое является дальнейшим развитием ПО Январь-7.2. Многие калибровки в данном ПО похожи на аналогичные калибровки ЭБУ Январь-7.2 как по названию, так и по алгоритмическому назначению.

Фото платы.

Фото платы М73 8V (высокое разрешение)

Фото платы М73 16V (высокое разрешение)

Аппаратно блок практически идентичен Январь 7.2+, отличие только в резисторах, отвечающих за конфигурацию процессора. Это позволяет, с некоторыми ограничениями, произвести переделку М7.3 в Январь 7.2+

Редактирование прошивок и программирование этих блоков поддерживается продукцией SMS-Software: Combiloader и ChipTuningPro c соответствующими модулями.

Производитель предпринимает попытки защитить свою продукцию от несанкционированного доступа - с середины 2009 года часть контроллеров пр-ва "Автэл" защищены от чтения и записи (аналогично контроллерам Микас-11ЕТ). В 2010 должна быть внедрена защита и в контроллерах "Итэлма". Будьте внимательны, программировать без риска "завалить" блок их можно только программатором "Combiloader" со специальным модулем для защищенных блоков (Микас-11/М73А).

Аппаратно блоки постоянно модифицируются. В начале 2010 г. появились разновидности ЭБУ с заводской наклейкой-стикером "ДПКВ" (Смотрите на фото) справа от основного стикера. При этом идентификатор прошивки (в данном случае, A317DB04) остался прежним. При этом конфигурация процессора изменена и некоторые элементы. Блоки для классики не работают, если пытаться переделать их в Январь 7.2+ или запрограммировать в них предыдущее ПО. С передним приводом такого не происходит.

Фото платы (со стикером "ДПКВ")

Фото конфигурации процессора


В 2010 г. появились новые версии аппаратной реализации ЭБУ M73. С целью удешевления из схемы была исключена микросхема TDA3664, которая обеспечивала питание процессора и ОЗУ во время отключения зажигания. Разумеется, при этом все накопленные данные адаптаций терялись бы, но в новых прошивках I(А)303CF06 и I(А)327RD08 перед отключением питания процессора данные адаптаций записываются в EEPROM. При включении зажигания содержимое из EEPROM записывается в ОЗУ, таким образом, ЭБУ ведет себя точно также, как если бы питание не отключалось. Для того, чтобы реализовать этот алгоритм, в блоке должна быть установлена микросхема EEPROM 95160 (или Atmel 25160), вместо ранее устанавливаемой 95080. Таким образом, получается, что для работы старых версий прошивок в ЭБУ должна быть установлена TDA3664 и EEPROM любого размера, а для новых прошивок — TDA3664 не нужна (но если установлена, то не помешает работе), а EEPROM должна быть удвоенной емкости (95160 или 25160). Учитывайте данные особенности при чип-тюнинге этих ЭБУ, в противном случае, система не сможет нормально работать. Следует заметить, что последние блоки M73 старой аппаратной реализации уже имели EEPROM удвоенной емкости, поэтому, они наиболее универсальны, в них можно «лить» любую прошивку. И, разумеется, на новых модификациях "не прокатит" народный метод обнуления данных самообучения и ошибок методом "снятия клеммы АКБ".


На этом, собственно, можно поставить точку в истории ЭСУД с механическим дроссельным узлом.

Наши рекомендации