Поиск информации с сети Интернет

Работа в сети Интернет практически всегда связана с необходимостью получения информации. Для этой цели служат различные системы поиска. Поисковые системы разрабатывались давно и с различными целями. В свое время даже выделяли специальный класс систем обработки информации – информационно-поисковые системы (ИПС). По мере развития систем управления базами данных информационный поиск как самостоятельное направление перестал разрабатываться, так как поиск данных в базах стал неотъемлемым элементом любой СУБД. С появлением Интернет положение изменилось – теперь данные нужно искать не в одной конкретной базе данных, а мировом информационном пространстве, что представляет собой гораздо более сложную задачу.

В последние несколько лет появились довольно удачные поисковые системы. Так как такие системы призваны обслуживать различные запросы, их принято называть поисковыми серверами. Они позволяют находить информацию в Web-страницах, в группах новостей и хранилищах файлов.

Стратегия современных поисковых серверов базируется на трех основных подходах:

§ создание индексов;

§ создание каталогов;

§ гибридный метод.

Поддержка Web-индексов предполагает создание и непрерывное пополнение огромной базы данных по индексируемым документам. Под индексами понимают специальные таблицы, которые указывают на место расположения (адреса Web-узлов) разнообразных терминов во всемирной сети. Сбор информации выполняется автоматически программами - роботами, которые просматривают серверы сети Интернет, анализируют встречающиеся в них слова и выполняют индексирование. В качестве примеров таких систем можно привести следующие системы:

Alta Vista ® http://altavista.digital.com ;
HotBot ® http://www.hotbot.com;
Open Text ® http://www.opentext.com .

Поисковые системы этого типа обладают очень большими базами данных и высокой скоростью обработки запросов. Однако эффективность информационного поиска зачастую оказывается недостаточной.

Поисковые серверы, реализованные по принципу создания каталогов, формируются людьми, которые сами просматривают Web-узлы, читают электронную почту и телеконференции. Собранная таким образом информация помещается в тематические каталоги. Примером подобных систем могут служить системы:

Yahoo! ® http://www.yahoo.com;
Magellan ® http://magellan.com.

Качество таких поисковых серверов значительно выше. Кроме того, Web-каталоги имеют также внутренний поисковый механизм, который позволяет локализовать поиск по теме.

В гибридных системах поиска можно воспользоваться как индексной базой данных, так структурированными тематическими каталогами. Примером могут служить системы:

Lycos ® (http://www.lycos.com);
Excite ® (http://www.excite.com);
WebCrawler ® (http://www.webcrawler).

Справочные системы отличаются от поисковых систем тем, что в них отсутствует внутренний механизм поиска. Примером справочных систем могут быть:

BigBook - тематический справочник ® (http://www.bigbook.com);
Hoovers - алфавитный классификатор ® (http://www.hoovers.com).

Стремление облегчить задачу поиска информации дало толчок к развитию систем параллельного поиска, называемых метапоисковыми системами.

В простейшем случае метапоисковые системы — программы, которые предоставляют доступ поочередно к нескольким серверам. Пример такой системы: http://home.microsoft.com/intl/ru/access/allinone.asp.

Процесс поиска во многих поисковых системах имеет приблизительно следующий алгоритм:

§ выполняется переход на начальную страницу поисковой системы, на которой находятся поля для формирования запроса или кнопка для выполнения начала поиска;

§ уточняется область поиска (наука, искусство, медицина, новости и т.д.);

§ вводится запрос на поиск в соответствии с правилами, принятыми в выбранной системе поиска. Возможно уточнение параметров запроса;

§ нажимается кнопка для начала поиска;

§ после появления на экране результатов поиска выполняется просмотр информации и сохранение наиболее важных для пользователя данных на диске.

Поиск информации при выполнении запроса выполняется не непосредственно в Интернет, а в базе данных поисковой системы. Возможно, что информация в первоисточнике уже не совпадает с информацией базы данных. Для минимизации этого несовпадения поисковые системы постоянно обновляют свои базы данных. При этом существует два способа обновления информации в базах данных поисковых систем:

§ разработчик Web-страниц самостоятельно добавляет ссылку на свою страницу в поисковую систему.

§ поисковая система запускает специальную программу, называемую роботом. Робот проверяет существование ранее найденных и наличие новых документов.

Для поиска информации с помощью поисковой системы Alta Vista, которая имеет на сегодняшний день самую большую базу данных и быстрый механизм поиска, необходимо:

§ установить связь с поставщиком услуг Интернета;

§ запустить программу Internet Explorer или другую программу навигации;

§ нажать кнопку Поиск. На экране появится список поисковых систем с полем запроса для поиска информации.

§ ввести информацию для запроса в поле ввода поисковой системы Alta Vista.

На рис.8.5 показан основной экран системы Alta Vista.

Поиск информации с сети Интернет - student2.ru

Рис. 8.5. Окно поисковой системы AltaVista

В большинстве случаев достаточно бывает простых запросов. Однако данная система реализует и сложный запрос, для которого используются логические операторы и синтаксические выражения. Синтаксические выражения – это любые слова и словосочетания или фразы. Над синтаксическими выражениями допустимы логические операции с помощью следующих логических операторов:

And логическое ИЛИ;
Or логическое И;
Near аргументы, присутствующие в запросе, отстоят друг от друга в документе не более чем на десять символов;
Not обеспечивает отсутствие аргумента в документе.

Alta Vista — это только одна из многих поисковых систем международного уровня с интерфейсом на английском языке, которая поддерживает поиск по проиндексированным страницам, поиск графических изображений, аудио- и видеоинформации, а также обширный тематический каталог.

Большой популярностью пользуется поисковая система Rambler (http://www.rambler.ru/) (рис.8.6), которая была изначально создана для возможности поиска по русскоязычным серверам и состоит из двух частей: поисковой программы-робота и базы данных. Первая часть является роботом, который может получать адреса документов через прокси-сервер или непосредственно с указанного узла, индексирует содержание документа и помещает результаты этого индексирования в базу данных.

Второй частью Rambler является собственно сама поисковая система. Она поддерживает различные логические операции между словами, а также усечения слов с помощью метасимволов. Пользователь может определить выходной формат документов, максимальное количество результатов поиска и т. д.

Rambler предоставляет информационные разделы по основным сферам человеческой деятельности - экономике, налогам, финансам, компьютерам, ценам, курсам валюты, политике и так далее..

Для поиска информации в русскоязычной части Интернет сегодня работает несколько систем, которые в значительной мере удовлетворяют потребности пользователей Интернет Росcии и стран ближнего зарубежья. К числу наиболее известных, кроме Rambler (http://www.rambler.ru/), относятся Апорт-2000 (http://www.aport.ru/), Яndex (http://www.yandex.ru/).

Поиск информации с сети Интернет - student2.ru

Рис. 8.6. Окно поисковой системы Rambler

Для получения адекватного результата поиска необходим опыт и соблюдение некоторых основных правил:

§ правильное правописание ключевых слов, используемых в запросе;

§ использование синонимов ключевых слов для расширения пространства поиска;

§ использование опций расширенного поиска, где действуют специальные синтаксические правила для применения булевых операций над ключевыми словами, предусматривается различие прописных и строчных букв, предлагается выбор способов ранжирования найденных документов и т. д.

Поиск информации с сети Интернет - student2.ru Упражнение
Выполните поиск информации по теме «Маркетинг», используя различные поисковые системы. Проанализируйте результаты поиска. Объясните, почему результаты поиска с помощью различных поисковых систем оказались отличными друг от друга.

Значительно улучшить результаты поиска помогают метапоисковые системы. В простейшем варианте метапоисковые системы являются всего лишь интерфейсными программами, предоставляющими на одной странице одновременный доступ к нескольким серверам, где Вы можете поочередно вводить ключевые слова в текстовом окне каждого из представленных поисковых серверов. В браузере Internet Explorer 6.0 предусмотрен легкий доступ и метапоисковой странице, расположенной на сервере Microsoft (http://home.microsoft.com/intl/ru/access/allinone.asp).Здесь находятся окна для ввода ключевых слов и поиска на следующих серверах:

1. Excite.

2. Yahoo! (Web-каталог).

3. Rambler.

4. Aport.

5. Yandex.

Пользователю Internet Explorer 6.0 достаточно лишь загрузить данную страницу, нажав кнопку Поиск (Search) на панели инструментов, выбрать поисковый cервер, и введя одно или несколько ключевых слов, нажать кнопку Поиск (Search).

В Интернет существует достаточно большое число независимых метапоисковых серверов: AccuFind SearchService(http://accufind.com/), SuperSearch Service (http://www.robtex.com/search/query.htm), MetaSearch (http://metasearch.com/).

Однако простейшие метапоисковые серверы позволяют всего лишь сэкономить время, необходимое для установления доступа к каждому из серверов в отдельности, не решая самой задачи параллельного поиска. Реальный одновременный поиск документов по целому ряду поисковых машин с выдачей совокупных результатов поиска обеспечивают сегодня несколько наиболее развитых метапоисковых серверов, одним из лидеров которых признан WebCompass фирмы Quaterdeck Corp.

Поиск информации с сети Интернет - student2.ru Примечание
Количество систем поиска информации в Web очень велико. Наиболее правильным шагом на первом этапе является выбор одной или нескольких систем поиска и доскональное изучение их возможностей. Чем лучше вы изучите систему, тем эффективней будут результаты поиска.

Информационные ресурсы

Поисковые системы являются отправной точкой для нахождения требуемой информации. Вместе с тем существует достаточное количество ресурсов Интернет по экономике, финансам, маркетингу, основам бизнеса в Интернет. Использование их может в значительной степени повысить эффективность поиска как в отношении затраченного времени, так и по качеству отобранного материала.

Общие и специализированные информационные ресурсы
http://www.forrester/com/ Сайт исследовательской компании Forrester Research, выполняющей всесторонний анализ мировой Интернет-экономики
http:/www.comcon-2/com/   Сайт независимого профессионального исследовательского агентства Comcon2, выполняющего анализ рынка и средств массовой информации.
http://www.m4u/ webprovider.com Оценки и прогнозы ведущих исследовательских компаний по развитию различных направлений 'электронной коммерции.
http://www.k2kapital.com/ Информационно-аналитический сайт — крупнейший русскоязычный источник информации о зарубежных финансовых рынках.
http://www.i-m.kiev.ua/ Публикации, посвященные вопросам маркетинга в Интернет.
http://www.rbc.ru/ Российское агентство финансовой информации "РосБизнесКонсалтинг".
http://www.finmarket.ru/ Информационное агентство "ФИНМАРКЕТ" специализируется на информационном обеспечении профессионалов, работающих на финансовом рынке.
http://www.cyberplat.com/ Интегрированная платежная система CyberPlat.
http://www.raexpert.ru/ Рейтинговое Агентство "Эксперт РА", обеспечивающее информационно-аналитическою поддержку компаниям, работающим на российском рынке.
http://www.e-management.ru/ Консультационный центр развития электронного бизнеса.
http://www.marketing.cfin.ru/ Энциклопедия маркетинга
   

Контрольные вопросы

1. Назовите основные этапы истории возникновения и развития сети Интернет.

2. Перечислите основные аппаратные и программные компоненты вычислительной сети.

3. Какой смысл вкладывается в термин «протокол»?

4. Что понимают под адресом в Интернет?

5. Что понимают под аббревиатурой TCP/IP?

6. Что понимают под IP-адресом?

7. Что понимают под DNS-именами?

8. Как передается и принимается информация в сети Интернет?

9. В чем состоит основная функция провайдера?

10. В чем особенность среды, которую принято называть WWW?

11. Что понимается под гипертекстом?

12. Перечислите основные виды сервиса, предоставляемого в сети Интернет.

13. Что общего и в чем состоит различие обычной и электронной почты?

14. Что представляет собой адрес электронной почты?

15. В чем особенность телеконференций?

16. В чем особенность сервиса IRC?

17. Что обозначают старшие элементы доменных имен?

18. Что понимают под URL-адресом?

19. Какой тип набора номера в основном используется в нашей стране?

20. Какие программы-навигаторы наиболее популярны в настоящее время?

21. Какие программы входят в состав Internet Explorer?

22. Как устанавливается объем памяти для временных файлов Internet Explorer?

23. В чем состоит назначение журнала Internet Explorer?

24. Как сохранить найденную в сети Интернет информацию?

25. Каким образом можно быстро вызвать недавно использованный адрес?

26. Зачем может потребоваться отключать загрузку аудио и видеоэффектов? Как это сделать?

27. Что понимают под автономной работой Internet Explorer?

28. Как изменить кодировку во время просмотра страницы?

29. В чем состоит основное назначение программы MS Outlook Express?

30. При подготовке электронного письма, что вводится в строках "Кому", "Копия", "Тема"?

31. Как отправить файл вместе с письмом?

32. Как инициировать процесс отправки/приема электронной почты?

33. Какие папки для почтовых сообщений поддерживает MS Outlook Express?

34. Как быстро ответить автору письма?

35. Что хранится в адресной книге?

36. Как добавить информацию в адресную книгу?

37. Как воспользоваться адресной книгой при подготовке потовых сообщений?

38. Что значит "подписать электронное письмо"?

39. Что понимают под телеконференциями?

40. Каких типов бывают поисковые серверы?

41. В чем состоит отличие индексов от каталогов?

42. Как работают программы-роботы?

43. Какие системы называют метапоисковыми? В чем их особенность?

Приведите примеры поисковых серверов различного типа?

Заключение

В этой главе были рассмотрен материал, который является, по сути, введением в Интернет. Мы познакомились со следующими основными вопросами:

§ История развития сети Интернет,

§ Сервисы сети Интернет.

§ Программное обеспечение для работы в сети Интернет.

§ Поиск информации в сети Интернет.

Знание и грамотное использование этих разделов, является основой для реализации маркетинговой деятельности в сети Интернет. От того, насколько полной будет Ваша информация о клиентах, партнерах и конкурентах, как быстро вы будете реагировать на события в мировой экономике и тенденции ее развития, зависит успех Вашей фирмы.

Список литературы, рекомендуемой к Главе 8

1. Новейшая энциклопедия Интернет. — М.: ОЛМА-ПРЕСС,2002.—607 с.:ил.

2. Принципы функционирования Интернета.—Спб.:Питер,2002.—384 с.:ил.

Наши рекомендации