Технология графического представления данных

Технология сбора данных

Метапредметные результаты: формирование представлений о фиксации объектов и явлений окружающего мира, бесед с интересными людьми, родственниками, специалистами в различных областях знания.

Предметные результаты: освоение практических способов сбора различных типов данных, обеспечивающих формирование адекватных представлений об окружающем мире.

Предметные результаты в области ИКТ:приобретение навыков цифровой фиксации звуков и изображений;создание цифровых коллекций, глоссариев и баз данных.

Мотивация и ценность для ребенка: возможность сохранять визуальные и звуковые образы, использовать их для описаний изучаемых объектов окружающего мира и их свойств.

Инструменты: цифровые камеры и диктофоны, инструменты информационной среды образовательного учреждения.

Основная деятельность: фиксация неподвижных и движущихся объектов и звуков внешнего мира в цифровой форме. Размещение данных в информационной среде образовательного учреждения. Использование банка данных для выполнения практических заданий.

Аттестация: публикация изображения и сообщения о заданном объекте в глоссарии.

Модели деятельности: сбор данных в ходе изучения окружающего мира является наиболее распространенным видом деятельности. Это могут быть изображения и аудиозаписи, сделанные во время практической работы на уроке или в рамках внеурочной деятельности и даже домашней работы. Приглашенные гости (специалисты различных областей и специальностей) могут особенно интересно осветить текущую тему, расширяя учебный материал. Вся эта информация обязательно должна публиковаться учащимися в информационной среде. Для этого можно использовать такие инструменты среды, как форум, глоссарий, база данных. Начало этой деятельности должно быть положено в самом начале обучения, когда первоклассник начинает позиционировать себя в информационном пространстве школы. Первым опытом в цифровой фиксации изображения может стать собственная фотография, сделанная встроенной камерой компьютера в первые школьные дни. Первая аудиозапись – это запись звучания собственного имени, выполненная с помощью все той же веб-камеры в ходе знакомства детей друг с другом. Ближайшее поле деятельности первоклассника – фотофиксация актуальных событий школьной жизни и аудиозапись сообщений о них. Приступая к изучению систематического курса «Окружающего мира» учащиеся проводят фиксацию всех проводимых экспериментов, а также сезонных изменений природы, атмосферных явлений, наблюдений за объектами окружающего мира.




Ленты времени

Ленты времени, создаваемые компьютерными инструментами, позволяют интегрировать в единое целое различные информационные источники на основе хронологических связей.

Метапредметные результаты: приобретение навыков поиска информации, сравнения, структурирования отдельных фактов и последовательности различных событий, процессов и явлений, полученных из различных источников.

Предметные результаты: представление хронологической взаимосвязи исторических событий и событий общественной жизни, формирование навыков использования разнообразных источников информации для составления и корректировки хронологических последовательностей событий.

Предметные результаты в области ИКТ:приобретение навыков хронологического представления событий в цифровом виде.

Мотивация и ценность для ребенка: возможность визуализации и анализа ряда исторических и прочих событий, возможность оперативного ввода и редактирования информации разных видов, возможность дополнения существующих материалов и осуществления собственных разработок в творческих проектах.

Инструмент: программное обеспечение для создания лент времени.

Основная деятельность: наглядное и структурированное представление данных об изучаемых событиях в курсе окружающего мира, установление взаимосвязей между ними.

Аттестация: по результатам самостоятельной работы по составлению линии событий (в природе, в истории, в общественной жизни).

Модели деятельности: данные технологии могут быть использованы в курсе как в направлении изучения природы, так и общества и его истории. Для ученика начальной школы важно развитие пространственно-временных представлений, логического мышления, функций сравнения и обобщения. Именно эти качества формируются при создании лент времени. Структурируя отдельные факты и последовательности, учащиеся анализируют несколько источников информации, сопоставляя их данные, оценивают взаимосвязи событий и явлений. Такой подход к образовательному процессу является новым для начальной школы, где, как правило, принято давать учащимся набор фактов, которые они должны запоминать. Аналитическая работа при этом остается на перспективу обучения в основной школе. Возможность визуализировать большие объемы информации позволяет учащимся начальной школы не только успешно запоминать события, явления и даты в хронологическом порядке, но и комплексно рассматривать данный временной промежуток, сохранять и обновлять информацию в ленте времени.

В образовательной деятельности могут использоваться готовые ленты, позволяющие познакомиться с информацией в режиме демонстрации при изучении новой темы. Другое направление образовательной деятельности – создание собственных лент времени. На них могут быть отражены как важнейшие события в истории государства, так и режим дня учащегося начальной школы или сезонные изменения деревьев и кустарников. При регулярном использовании и приобретении хороших навыков работы с программным обеспечением подготовка ленты событий становится естественным элементом урока окружающего мира и не требует особенных временных затрат. Информация, представленная в ленте, будет полнее не только от использования различных источников, но и от наличия различных мультимедийных компонентов – фотографий, текстов, видеофрагментов, звуков и др.

Технология сбора данных

Метапредметные результаты: формирование представлений о фиксации объектов и явлений окружающего мира, бесед с интересными людьми, родственниками, специалистами в различных областях знания.

Предметные результаты: освоение практических способов сбора различных типов данных, обеспечивающих формирование адекватных представлений об окружающем мире.

Предметные результаты в области ИКТ:приобретение навыков цифровой фиксации звуков и изображений;создание цифровых коллекций, глоссариев и баз данных.

Мотивация и ценность для ребенка: возможность сохранять визуальные и звуковые образы, использовать их для описаний изучаемых объектов окружающего мира и их свойств.

Инструменты: цифровые камеры и диктофоны, инструменты информационной среды образовательного учреждения.

Основная деятельность: фиксация неподвижных и движущихся объектов и звуков внешнего мира в цифровой форме. Размещение данных в информационной среде образовательного учреждения. Использование банка данных для выполнения практических заданий.

Аттестация: публикация изображения и сообщения о заданном объекте в глоссарии.

Модели деятельности: сбор данных в ходе изучения окружающего мира является наиболее распространенным видом деятельности. Это могут быть изображения и аудиозаписи, сделанные во время практической работы на уроке или в рамках внеурочной деятельности и даже домашней работы. Приглашенные гости (специалисты различных областей и специальностей) могут особенно интересно осветить текущую тему, расширяя учебный материал. Вся эта информация обязательно должна публиковаться учащимися в информационной среде. Для этого можно использовать такие инструменты среды, как форум, глоссарий, база данных. Начало этой деятельности должно быть положено в самом начале обучения, когда первоклассник начинает позиционировать себя в информационном пространстве школы. Первым опытом в цифровой фиксации изображения может стать собственная фотография, сделанная встроенной камерой компьютера в первые школьные дни. Первая аудиозапись – это запись звучания собственного имени, выполненная с помощью все той же веб-камеры в ходе знакомства детей друг с другом. Ближайшее поле деятельности первоклассника – фотофиксация актуальных событий школьной жизни и аудиозапись сообщений о них. Приступая к изучению систематического курса «Окружающего мира» учащиеся проводят фиксацию всех проводимых экспериментов, а также сезонных изменений природы, атмосферных явлений, наблюдений за объектами окружающего мира.

Технология графического представления данных

Данная технология является применением теории графов в практической деятельности. Теория графов представляет собой один из разделов математики, а, точнее, дискретной математики, занимающейся изучением дискретных структур, одним из вариантов которых и являются графы. Теория графов органично связана с информатикой, поскольку включает в себя алгоритмы. Графы очень наглядны и удобны для построения различных моделей. Один из видов графов – дерево – уже рассматривался нами в курсе «Математика и информатика».

Метапредметные результаты:овладение универсальным способом представления информации с помощью графов, использование графов в решении различных учебных предметов.

Предметные результаты:овладение представлением о генеалогическом дереве как средстве визуализации генеалогической информации с помощью графа.

Предметные результаты в области ИКТ: овладение навыками построения генеалогического дерева в подходящих компьютерных программах.

Мотивация и ценность для ребенка: практическое применение знаний, полученных в курсе математики и информатики в ходе изучения раздела «Дерево»; интерес к истории своей семьи и ее описанию с помощью графа.

Инструменты:редакторы графических объектов (генеалогических деревьев).

Основная деятельность: создание графической модели генеалогического дерева, организация информации в виде графов.

Аттестация:на основе представления генеалогического дерева своей семьи.

Модели деятельности: учащиеся знакомятся со структурой «дерево» в курсе математики и информатики. Свое первое генеалогическое дерево они могут создать на бумаге (так будет нагляднее). Следующий этап (он может наступить с некоторым разрывом во времени) – это освоение компьютерного инструмента. Конструкция дерева уже освоена детьми на уроках математики и информатики, теперь им предстоит приобрести навыки работы в конкретной компьютерной программе. Данный инструмент используется в двух вариантах – дерево предков (например, собственное родословное дерево) и дерево потомков (например, древо русских царей). Оба этих варианта та же рассматриваются в курсе математика и информатика.


Наши рекомендации