Специфика художественных эмоций

Как известно, для истории эстетических учений всегда были характерны две противоположные тенденции: подчеркивание рационального аспекта художественной деятельности (так называемая рационалистическая эстетика - линия Платона-Гегеля) и эмоционального аспекта (так называемая эмотивистская эстетика - линия Мендельсона-Кроче). С точки зрения последней, специфика искусства заключается не в красоте, а в выразительности: искусство есть самовыражение, или особый язык для выражения чувств: "Каждое выражение и каждый жест, который каждый из нас делает, есть произведение искусства" . Но при такой интерпретации любое выражение чувств становится "художественным" произведением: семейный скандал, пьяный дебош в ресторане, проклятия по адресу неугодного правительства и т.д. и т.п. Здесь, очевидно, игнорируется принципиальное различие между обычными ("житейскими") и художественными эмоциями. Последнее заключается в том, что в отличие от житейских эмоций, имеющих индивидуальный характер, художественные эмоции являются общезначимыми . Другими словами, художественные эмоции представляют то общее, что есть в индивидуальных переживаниях разных людей при восприятии одного и того же объекта, и поэтому они приобретают социальный интерес. Будучи продуктом художественного обобщения, эти эмоции в определенном смысле являются "умными" (Л.Выготский). Эмоции, связанные с тем же семейным скандалом или дебошем в ресторане, становятся художественными, когда они подвергаются художественному обобщению . При художественном обобщении обобщается не объект а эмоциональное отношение к объекту. "Искусство состоит в том, чтобы удалять лишнее" (Роден) - это значит, что для получения художественных эмоций надо удалить из эмоционального отношения к объекту все индивидуальное, оставив только общезначимое.
Наряду с обобщением действительных (актуально существующих или существовавших в данном обществе) эмоций можно произвести обобщение возможных эмоций, т.е. таких, которые возникнут в обществе в будущем и которые пока никому неведомы. Подобно тому как научное обобщение может вести к научным открытиям, художественное обобщение приводит к художественным открытиям двоякого рода: 1)выражению общезначимого в действительных переживаниях (эмоциональное отношение к настоящему и прошлому); 2) выражению общезначимого в возможных переживаниях (эмоциональное отношение к будущему). Одним из наиболее известных примеров художественного открытия первого рода является голландский реализм XVII в: "Голландцы показали, что любое безобидное домашнее занятие мужчин или женщин, например, еда, питье и подобные обыденные явления имеют свою живописную (т.е. общезначимо эмоциональную - В.Б.) сторону.
Художественное открытие второго рода есть предсказание новых, еще неизведанных чувств, которые станут общезначимыми в будущем. Здесь художник выступает в роли своеобразного эмоционального пророка
Специфика художественных эмоций тесно связана с вопросом об особенностях их происхождения (генезиса). Обычно считается, что для этого требуется художественное вдохновение. Если, однако, проанализировать различные случаи рождения художественного замысла в истории живописи, то можно прийти к следующему заключению. Для вспышки продуктивного художественного вдохновения требуется взаимодействие трех главных факторов. Рассмотрим их последовательно. Во-первых, это "материальный" фактор, т.е. некоторый объект, в роли которого может выступать природный объект, общественное явление или некоторое социальное произведение (литературное, музыкальное, театральное и т.п.). Однако, "материальный" фактор станет источником вдохновения лишь при условии, что ему сопутствует некоторый "формальный" фактор. Последний предполагает определенную психологическую установку, через "призму" которой художник воспринимает объект эмоционального отношения. Такая установка, в свою очередь, подразумевает определенный уровень воспитания и образования, а также определенное физическое и духовное состояние. Роль третьего фактора, объединяющего действие первых двух, играет случай-стимулятор, т.е. "затравочное" стечение обстоятельств, при котором обнаруживается соответствие "материального" фактора "формальному".





  1. Оптические иллюзии, причины возникновения. Иллюзии, связанные с анатомическими особенностями зрительной системы.

Оптической иллюзией называется несоответствующее действительности представление видимого явления или предмета вследствие особенностей строения нашего зрительного аппарата. Попросту говоря - это неверное представление реальности. (Важно отметить, что здесь не имеются в виду несоответствия, которые связаны с индивидуальными нарушениями зрения, например, с дальтонизмом.)

Почему возникают оптические иллюзии? Зрительный аппарат человека - сложно устроенная система со вполне определенным пределом функциональных возможностей. В нее входят: глаза, нервные клетки, по которым сигнал передается от глаза к мозгу, и часть мозга, отвечающая за зрительное восприятие. В связи с этим выделяются три основные причины иллюзии:

1) наши глаза так воспринимают идущий от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация;

2) при нарушении передачи информационных сигналов по нервам происходят сбои, что опять же приводит к ошибочному восприятию;

3) мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, приходящие от глаз.

Часто оптические иллюзии возникают сразу по двум причинам: являются результатом специфической работы глаза и ошибочного преобразования сигнала мозгом.

По происхождению оптические иллюзии делятся на три вида:

· естественные, или созданные природой (например, мираж);

· искусственные, или придуманные человеком (например, фокус “левитация” или, как говорят в народе, “летающая дама”;

· смешанные, то есть естественные иллюзии, воссозданные человеком (например, известные иллюзионные картинки, модель миража).

Слепое пятно. Наличие слепого пятна на сетчатой оболочке глаза впервые открыл в 1668 г. известный французский физик Э.Мариотт. Дело в том, что сетчатая оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. Поэтому изображения предметов, приходящихся на это место сетчатки, не передаются в мозг и, следовательно, не воспринимаются. Слепое пятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем. Во-первых, потому что изображения предметов, приходящиеся на слепое пятно в одном глазу, в другом проектируются не на слепое пятно; во-вторых, потому, что выпадающие части предмета невольно заменяются образами соседних частей или фона окружающими этот предмет.

Иррадиация (оптика)- явление зрительного восприятия человеком трехмерных объектов и плоских фигур на контрастном фоне, при котором происходит оптический обман зрения, заключенный в том, что наблюдаемый предмет кажется иного размера, нежели его истинный размер.

Такая иллюзия возникает при наблюдении светлых фигур или объектов на черном фоне и наоборот. Подобная иллюзия возникает из-за несовершенства анализа человеческим головным мозгом информации, полученной от органов зрения.

Астигматизмом глаза называется его дефект, обусловленный обычно несферической - (торической) формой роговой оболочки и иногда несферической формой поверхностей хрусталика.

Астигматизм- искажение изображения оптической системой, связанное с тем, что преломление (или отражение) лучей в различных сечениях проходящего светового пучка неодинаково.

  1. Общие закономерности восприятия. Иллюзии, связанные с особенностями «деятельности» мозга.

Общие закономерности восприятия:

1) осмысленность и обобщенность;

Восприятие связано с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его словом. (Не случайно дети, встречаясь с незнакомыми предметами, всегда спрашивают их название.)
Процесс осмысления воспринимаемого объекта имеет следующую структуру:

1) выделение из потока сенсорной информации таких стимулов, которые можно объединить в самостоятельные комплексы принятие решения об их отнесенности к определенному объекту;

2) актуализация в памяти эталонного объекта, с которым соотносится воспринимаемый объект (узнавание);

3) отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории объектов, поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого перцептивного решения;

4) окончательный вывод по идентификации объекта восприятия. Близкие друг к другу элементы, а также элементы, сходные по цвету и пространственной ориентации, имеют тенденцию к непроизвольному объединению.

Благодаря осмысленности и обобщенности восприятия мы домысливаем и достраиваем образ объекта по отдельным его фрагментам.
Осмысленность восприятия устраняет некоторые зрительные иллюзии (рис. 40).
Наиболее простая форма осмысливания предметов и явлений – узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет – значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории (например, "это стол", "это дерево" и т. д.), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом.

Рис. 40. Осмысленность восприятия.

На рисунке слева возникает иллюзия преломления прямой, проходящей через перекрывающие ее объекты. На рисунке справа эта иллюзия исчезает благодаря осмысленности восприятия (рисунок автора).

При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опознавательные признаки.

2) предметность;

Предметность – отнесенность мозговой информации о предметах к реальным предметам. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

3) целостность;

Целостность восприятия. В предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Даже в тех случаях, когда мы не воспринимаем некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно их дополняем (рис. 41). Отдельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование. Целостности восприятия содействует включенность объекта в определенную ситуацию (рис. 42).

Рис. 41. Целостность восприятия.

КОСТРА

Рис. 42. Восприятие фрагмента объекта облегчается его включенностью в контекст ситуации. В верхнем прямоугольнике буквы не опознаются по их фрагментам. В нижнем прямоугольнике буквы легко читаются благодаря ситуативному контексту.

Противоречивость элементов препятствует возникновению целостного осмысленного объекта восприятия.

Рис. 45. Внешне различные, но по существу однотипные объекты опознаются как таковые благодаря отражению их структурной организации.

4) структурность;

Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением устойчивых отношений между элементами воспринимаемого объекта (рис. 45).
В тех случаях, когда структура объекта противоречива, затрудняется и осмысленное восприятие объекта в целом (рис. 46).

Рис. 46. "Невозможные фигуры": их можно нарисовать, но нельзя воспринять как изображение реальных объектов в силу конфликта сенсорной информации.

5) избирательная направленность;

Избирательность восприятия – преимущественное выделение объекта из фона. При этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются пространственные и цветовые качества фигуры.
Объект выделяется из фона по его контуру. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. И наоборот, если контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, объект трудно различить. (Это лежит в основе маскировки.)

Избирательность восприятия сопровождается центрацией восприятия – субъективным расширением зоны фокуса внимания и сжатием периферийной зоны. При равнозначности объектов преимущественно выделяются центральный объект и объект больший по величине (рис. 47).
Избирательность восприятия зависит и от того, какие элементы объекта признаются базовыми (рис. 48).

Рис. 47. Избирательность восприятия.

Выделяется фигура в центре, а не четыре сегмента по краям.
Если объект и фон равнозначны, то они могут переходить друг в друга (фон становится объектом, а объект фоном).

Рис. 48. Кого вы видите на этом рисунке? (Молодую или старую женщину?) Это зависит от направленности вашего восприятия от того, что вы выделяете в качестве основы для принятого решения.

6) Апперцепция;
Апперцепция (от лат. ad – к и perceptio – восприятие).
Апперцепцией называется зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восприятие костра включено это его качество.
В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направленности человек избирательно воспринимает различные стороны предметов (рис. 49).

Рис. 49. Этот плоский объект может стать объемным, как только вы узнаете, что перед вами изображение пирамиды. Апперцепция – обусловленность восприятия знаниями и опытом.

7) константность.

Рис. 50. Константность восприятия.

Из двух одинаковых по величине объектов более удаленный дает меньшее изображение на сетчатке глаза. Однако это не влияет на адекватную оценку их действительной величины. При этом мозг учитывает информацию об аккомодации хрусталика (чем ближе объект, тем более искривлена поверхность хрусталика), о конвергенции зрительных осей (схождение зрительных осей двух глаз) и о напряженности глазных мышц.
Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого и далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины (рис. 50).
Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и правильно ориентируемся среди них.
При восприятии пространственных качеств объектов в некоторых случаях возникает аконстантность – иллюзии (искажения) зрительного восприятия. Они вызываются физическими, физиологическими и психическими причинами.

Рис. 51 "Чудесные" превращения маленького цилиндрика:
а – он в три раза меньше большого; б – он меньше большого в восемь раз; в – он кажется равным большому. Но везде реальный размер его остается одним и тем же.

Рис. 52. В чем "секрет" этой комнаты, придуманной Эймсом? Мы непроизвольно оцениваем размеры собаки и мальчика в сравнении с размерами окон, изображенных в обратной перспективе.

Рис. 53. Иллюзия восприятия.

Искажение параллельности линий.

Рис. 54. Иллюзия контраста.

Внутренний круг слева кажется больше внутреннего круга справа. В действительности они равны.
Возможны и другие причины зрительных иллюзий (рис. 54– 62). Мы часто видим нечто таким не потому, что оно такое, а потому, что оно должно быть таким. Такова особенность идеального психического образа.

Рис. 55. Иллюзия восприятия.

Одинаковые фигуры на меньшем поле кажутся большими.

Рис. 59. Иллюзия иррадации. Светлая фигура кажется приближенной.

Наши рекомендации