Общие принципы работы с разделяемыми ресурсами.

Рассмотрим некоторые моменты, общие для работы со всеми разделяемыми ресурсами IPC. Как уже говорилось, общим для всех ресурсов является механизм именования. Кроме того, для каждого IPC-ресурса поддерживается идентификатор его владельца и структура, описывающая права доступа к нему. Подобно файлам, права доступа задаются отдельно для владельца, его группы и всех остальных пользователей; однако, в отличие от файлов, для разделяемых ресурсов поддерживается только две категории доступа: по чтению и записи. Априори считается, что возможность изменять свойства ресурса и удалять его имеется только у процесса, эффективный идентификатор пользователя которого совпадает с идентификатором владельца ресурса. Владельцем ресурса назначается пользователь, от имени которого выполнялся процесс, создавший ресурс, однако создатель может передать права владельца другому пользователю. В заголовочном файле <sys/ipc.h> определен тип struct ipc_perm, который описывает права доступа к любому IPC-ресурсу. Поля в этой структуре содержат информацию о создателе и владельце ресурса и их группах, правах доступа к ресурсу и его ключе.

Для создания разделяемого ресурса с заданным ключом, либо подключения к уже существующему ресурсу с таким ключом используются ряд системных вызовов, имеющих общий суффикс get. Общими параметрами для всех этих вызовов являются ключ и флаги. В качестве значения ключа при создании любого IPC-объекта может быть указано значение IPC_PRIVATE. При этом создается ресурс, который будет доступен только породившему его процессу. Такие ресурсы обычно порождаются родительским процессом, который затем сохраняет полученный дескриптор в некоторой переменной и порождает своих потомков. Так как потомкам доступен уже готовый дескриптор созданного объекта, они могут непосредственно работать с ним, не обращаясь предварительно к «get»-методу. Таким образом, созданный ресурс может совместно использоваться родительским и порожденными процессами. Однако, важно понимать, что если один из этих процессов повторно вызовет «get»-метод с ключом IPC_PRIVATE, в результате будет получен другой, совершенно новый разделяемый ресурс, так как при обращении к «get»-методу с ключом IPC_PRIVATE всякий раз создается новый объект нужного типа.

Отметим, что даже если ни один процесс не подключен к разделяемому ресурсу, система не удаляет его автоматически. Удаление объектов IPC является обязанностью одного из работающих с ним процессов и для этого определена специальная функция. Для этого системой предоставляются соответствующие функции по управлению объектами System V IPC.

БИЛЕТ 40

Очередь сообщений.

Итак, одним из типов объектов System V IPC являются очереди сообщений. Очередь сообщений представляет собой некое хранилище типизированных сообщений, организованное по принципу FIFO. Любой процесс может помещать новые сообщения в очередь и извлекать из очереди имеющиеся там сообщения. Каждое сообщение имеет тип, представляющий собой некоторое целое число. Благодаря наличию типов сообщений, очередь можно интерпретировать двояко — рассматривать ее либо как сквозную очередь неразличимых по типу сообщений, либо как некоторое объединение подочередей, каждая из которых содержит элементы определенного типа. Извлечение сообщений из очереди происходит согласно принципу FIFO – в порядке их записи, однако процесс-получатель может указать, из какой подочереди он хочет извлечь сообщение, или, иначе говоря, сообщение какого типа он желает получить – в этом случае из очереди будет извлечено самое «старое» сообщение нужного типа (см. Рис. 10).

Общие принципы работы с разделяемыми ресурсами. - student2.ru

Рис. 10 Типизированные очереди сообщений

Рассмотрим набор системных вызовов, поддерживающий работу с очередями сообщений.

Доступ к очереди сообщений.

Для создания новой или для доступа к существующей используется системный вызов:

#include <sys/types.h>

#include <sys/ipc.h>

#include <sys/message.h>

int msgget(key_t key, int msgflag)

В случае успеха вызов возвращает положительный дескриптор очереди, который может в дальнейшем использоваться для операций с ней, в случае неудачи -1. Первым аргументом вызова является ключ, вторым – флаги, управляющие поведением вызова. Подробнее детали процесса создания/подключения к ресурсу описаны выше.

Отправка сообщения.

Для отправки сообщения используется функция msgsnd():

#include <sys/types.h>

#include <sys/ipc.h>

#include <sys/msg.h>

int msgsnd(int msqid, const void *msgp, size_t msgsz, int msgflg)

Ее первый аргумент — идентификатор очереди, полученный в результате вызова msgget(). Второй аргумент — указатель на буфер, содержащий реальные данные и тип сообщения, подлежащего посылке в очередь, в третьем аргументе указывается размер буфера.

В качестве буфера необходимо указывать структуру, содержащую следующие поля (в указанном порядке):

long msgtype — тип сообщения

char msgtext[ ] — данные (тело сообщения)

В заголовочном файле <sys/msg.h> определена константа MSGMAX, описывающая максимальный размер тела сообщения. При попытке отправить сообщение, у которого число элементов в массиве msgtext превышает это значение, системный вызов вернет –1.

Четвертый аргумент данного вызова может принимать значения 0 или IPC_NOWAIT. В случае отсутствия флага IPC_NOWAIT вызывающий процесс будет блокирован (т.е. приостановит работу), если для посылки сообщения недостаточно системных ресурсов, т.е. если полная длина сообщений в очереди будет больше максимально допустимого. Если же флаг IPC_NOWAIT будет установлен, то в такой ситуации выход из вызова произойдет немедленно, и возвращаемое значение будет равно –1.

В случае удачной записи возвращаемое значение вызова равно 0.

Получение сообщения.

Для получения сообщения имеется функция msgrcv():

#include <sys/types.h>

#include <sys/ipc.h>

#include <sys/msg.h>

int msgrcv(int msqid, void *msgp, size_t msgsz, long msgtyp, int msgflg)

Первые три аргумента аналогичны аргументам предыдущего вызова: это дескриптор очереди, указатель на буфер, куда следует поместить данные, и максимальный размер (в байтах) тела сообщения, которое можно туда поместить. Буфер, используемый для приема сообщения, должен иметь структуру, описанную выше.

Четвертый аргумент указывает тип сообщения, которое процесс желает получить. Если значение этого аргумента есть 0, то будет получено сообщение любого типа. Если значение аргумента msgtyp больше 0, из очереди будет извлечено сообщение указанного типа. Если же значение аргумента msgtyp отрицательно, то тип принимаемого сообщения определяется как наименьшее значение среди типов, которые меньше модуля msgtyp. В любом случае, как уже говорилось, из подочереди с заданным типом (или из общей очереди, если тип не задан) будет выбрано самое старое сообщение.

Последним аргументом является комбинация (побитовое сложение) флагов. Если среди флагов не указан IPC_NOWAIT, и в очереди не найдено ни одного сообщения, удовлетворяющего критериям выбора, процесс будет заблокирован до появления такого сообщения. (Однако, если такое сообщение существует, но его длина превышает указанную в аргументе msgsz, то процесс заблокирован не будет, и вызов сразу вернет –1. Сообщение при этом останется в очереди). Если же флаг IPC_NOWAIT указан, то вызов сразу вернет –1.

Процесс может также указать флаг MSG_NOERROR – в этом случае он может прочитать сообщение, даже если его длина превышает указанную емкость буфера. В этом случае в буфер будет записано первые msgsz байт из тела сообщения, а остальные данные отбрасываются.

В случае удачного чтения возвращаемое значение вызова равно фактической длине тела полученного сообщения в байтах.

Наши рекомендации