Профильное обучение: цели и задачи, особенности методики преподавания. Элективные курсы по информатике.
Предмет "Информатика и ИКТ" может быть представлен на 2-х уровнях: базовом или профильном.Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащихся и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Цели:
1) освоение и систематизация знаний, относящееся к математическим объектам информатики, средствам моделирования, информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
2) овладение умениями строить математические объекты информатики, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на ЯП по их описанию;
3) развитие алгоритмического мышления;
4) воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе;
5) приобретение опыта проектной деятельности.
Содержательные направления:
1) теоретическая информатика, представленная линиями: информация и информационные процессы; математическое и компьютерное моделирование; основы информационного управления;
2) средства ИКТ и их применение;
3) информационная деятельность человека.
Специфика: Эффективность обучения повышается, если оно осуществляется в ИКТ-насыщенной образовательной среде, в которой помимо компьютеров, имеются различные периферийные устройства, в том числе средства визуализации процессов, датчики, различные управляемые компьютером устройства.
Возможные профили:
1) физико-математический (4 ч. в неделю);
2) социально-экономический, технологический (базовый уровень 1 ч. в неделю);
3) химико-биологический (элективный курс + базовый уровень 1-6 ч. в неделю);
4) социально-гуманитарный (элективный курс + базовый уровень 1-3 ч. в неделю).
Элективные курсы (по выбору) – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и позволяют школьникам развить интерес к тому или иному предмету и определить свои профессиональные пристрастия.
Функции элективного курса:
а) дополнение содержания профильного курса;
б) развитие содержания одного из базового, изучение которого осуществляется на min общеобразовательном уровне;
в) удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля.
8. Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы.
Дифференциация обучения – важная задача современной школы. Она позволяет реализовать многообразие образовательных направлений, способствует индивидуализации обучения, развитию познавательной активности учащихся, профессиональной ориентации, помогает определиться с продолжением образования в вузе.
Базовый курс информатики тоже в некотором смысле является дифференциальным, т.к. по-разному излагается в учебниках.
Но дифференциация курса информатики связана не с методическими различиями в изложении материала, а с реальными различиями содержания дифференциальных курсов. Минимумом образования РФ рекомендован переход к непрерывному изучению информатики в СОШ, предусматривающий три этапа: пропедевтический, базовый и профильный. При этом место для дифференцированного этапа – старшая школа (10-11).
Общие цели и задачи профильно-дифференцированных курсов информатики:
1) Способствовать учету интересов каждого учащегося;
2) Учитывать направленность допрофессиональной подготовки;
3) Формировать основы научного мировоззрения;
4) Способствовать развитию мышления учащихся;
5) Готовить учащихся к практическому труду, продолжению образования;
6) Развивать и улучшать навыки работы с ПК.
При определении содержания профильных курсов выделяют 2 типа курсов – фундаментальные и прикладные. Фундаментальные курсы ведущей функцией провозглашают формирование научного мировоззрения. Прикладные курсы – подготовку к практической деятельности. Для 1-го типа направления дифференциации определяется применительно к ведущим предметным областям специализации обучения в школе. Курсы 2-го типа дифференцируются по критерию вида информационной деятельности. Основное назначение их состоит в формировании навыков использования методов и средств НИТ в различных областях.
Примеры для каждого из типов:
1) По предметным областям: Математика (программирование), Технология, Естествознание (моделирование процессов природы);
2) По видам информационной деятельности: Обработка и передача информации, получение, хранение и использование.