Экзаменационные билеты по информатике. 9 класс.
Экзаменационные билеты по информатике. 9 класс.
Билет № 1
1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
2. Построение алгоритма (основные алгоритмические структуры) и его реализация в среде учебного исполнителя.
1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Понятие «информация».
Информатика – это наука, изучающая совокупность методов и средств сбора, хранения, передачи и обработки информации. Само слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие «информация» является базовым в курсе информатики, невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия.
В геометрии, например, невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «луч», «плоскость» через более простые понятия. Информация относится к фундаментальным, неопределяемым понятиям науки информатика.
В различных отраслях человеческой деятельности «информация» понимается по-разному:
ü в быту информацией называют любые данные, сведения, знания, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.;
ü в философии – отраженное многообразие, возникающее в результате взаимодействии объектов;
ü в теории информациипод информацией понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний;
ü в информатикеинформацию можно рассматривать как отражение предметного мира с помощью знаков и символов.
ü Математика включает в это понятие те сведения, которые человек не получал, а сам создал с помощью умозаключений.
ü Биологияотносит к информации те данные, которые хранит в себе человек с момента рождения до смерти (генетический код).
ü В кибернетикепонятие «информация» связано с процессами управления в сложных системах.
Так что же такое информация? Синонимами слова «информация» являются следующие слова: "знания", "сведения", "новости" и др.
Знания, сведения можно разделить на две группы.
Декларативные знания (декларация — это утверждение, сообщение) можно начать со слов "Я знаю, что...". Например:
- Я знаю, что планета Земля — шар;
- Я знаю, что город Санкт-Петербург назывался Ленинградом;
- Я знаю, что 2 х 2 = 4.
Вторая группа знаний может начинаться словами "Я знаю, как...", это процедурныезнания. Например,
- Я знаю, как включать компьютер;
- Я знаю, как дрессировать собаку.
Но любые ли знания, сведения нужны человеку? Сообщения, которые несут новые знания человеку, называются информативными.
Информация может существовать в виде:
ü текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
ü световых или звуковых сигналов;
ü радиоволн;
ü электрических и нервных импульсов;
ü магнитных записей;
ü жестов и мимики;
ü запахов и вкусовых ощущений;
ü хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т.д.
Виды информации
По способу передачи:
дискретная;
аналоговая.
По форме представления:
текстовая;
символьная,
графическая;
музыкальная и др.
По способу восприятия:
звуковая;
зрительная;
обонятельная;
осязательная;
вкусовая.
По степени значимости:
личная;
специальная;
общественная.
Свойства информации.
ü понятность;
ü полнота;
ü точность;
ü достоверность;
ü актуальность;
ü полезность.
Человек - существо социальное, для общения с другими людьми он должен обмениваться с ними информацией, причем обмен информацией всегда производится на определенном языке — русском, английском и так далее. Участники дискуссии должны владеть тем языком, на котором ведется общение, тогда информация будет понятнойвсем участникам обмена информацией.
Информация должна быть полезной, тогда дискуссия приобретает практическую ценность. Бесполезная информация создает информационный шум, который затрудняет восприятие полезной информации. Примерами передачи и получения бесполезной информации могут служить некоторые конференции и чаты в Интернете.
Широко известен термин «средства массовой информации» (газеты, радио, телевидение), которые доводят информацию до каждого члена общества. Такая информация должна быть достовернойиактуальной. Недостоверная информация вводит членов общества в заблуждение и может быть причиной возникновения социальных потрясений. Неактуальная информация бесполезна и поэтому никто, кроме историков, не читает прошлогодних газет.
Для того чтобы человек мог правильно ориентироваться в окружающем мире, информация должна быть полной и точной. Задача получения полной и точной информации стоит перед наукой. Овладение научными знаниями в процессе обучения позволяют человеку получить полную и точную информацию о природе, обществе и технике.
Информационные процессы
Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации.
Информационные процессы характерны не только для живой природы, человека и общества, но и для техники. Человеком разработаны технические устройства, в частности компьютеры, которые специально предназначены для автоматической обработки информации. Создание глобальной компьютерной сети Интернет позволило обеспечить для каждого человека потенциальную возможность быстрого доступа ко всему объему информации, накопленному человечеством за всю его историю.
Хранение информации.
Человек обычно хранит информацию либо в собственной памяти, либо на "внешних" носителях (на бумаге, фотопленке, видеопленке и пp,). Хранение информации имеет большое значение для многократного использования информации и передачи информации во времен». Для долговременного хранения используются книги, в настоящее время - компьютерные носители, устройства внешней памяти и др. Информация чаще всего хранится для неоднократной дальнейшей работы с ней. В этом случае для ускорения поиска информация должна быть, как-то упорядочена. В библиотеках это - картотеки, при хранении с использованием компьютера - размещение информации в определенных папках, в более сложных случаях - это базы данных, информационно-поисковые системы и. т. д.
Передача информации.
Передача информации необходима для ее распространения. Передача информации может происходить при непосредственном разговоре между людьми, посредством переписки, а также с помощью технических средств связи. Основными устройствами, для быстрой передачи информации на большие расстоянии в настоящее время являются телеграф, радио - телефон, телевизионный передатчик, телекоммуникационные сети на базе вычислительных систем. Такие средства связи принято называть каналами передачи информации. Следует отметить, что в процессе передачи информации, она может искажаться или теряться. Это происходит в тех случаях, когда информационные каналы плохого качества или на линии связи присутствуют шумы (помехи).
Передача информации - это всегда двусторонний процесс. В котором есть источник, и есть приемник информации. Источник передает информацию, а приемник ее получает.
Получение информации основано на отражении различных свойств процессов, объектов, и явлений окружающей среды. Этот процесс выражается в восприятии с помощью органов чувств. Для улучшения восприятия информации человек придумал различные индивидуальные приспособления и приборы - очки, бинокль, микроскоп, стетоскоп, различные датчики и т. п.
Обработка информации.
Человеческое мышление можно рассматривать как процесс обработки информации. Человек является носителем очень большого объема информации в виде зрительных образов, знания различных фактов и теорий и т. д. Весь процесс познания является процессом получения и накопления информации. Для обмена информацией между людьми служат языки. Хранение информации осуществляется с помощью книг, а в последнее время все больше посредством электронных носителей.
Человеку почти непрерывно приходится заниматься обработкой информации, например:
- Получение новой информации из уже известной путем логических рассуждении или математических вычислений (например, решение геометрической задачи);
- Изменение формы представлен им информации без изменения ее содержания (например, перевод текста с одного языка на другой);
- Упорядочение (сортировка) информации (например, упорядочение расписания движения поездов по времени их отправления);
- Поиск нужной информации в некотором информационном массиве (например, поиск номера телефона в телефонной книге).
Обработка информации подразумевает преобразование ее к виду, отличному от исходной формы или содержания информации. Процесс изменения информации может включать в себя, например, такие действия как численные расчеты, редактирование (упорядочивание, обобщение, систематизацию и т. д.)
Результаты обработки информации в дальнейшем используются в тех или иных целях.
Билет № 2
1. Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации.
2. Практическое задание на создание и редактирование, текстового документа, в том числе использование элементов форматирования текста (установка параметров шрифта и абзаца, внедрение заданных объектов в текст).
Билет № 3
1. Дискретное представление информации: двоичные числа; двоичное кодирование текста в памяти компьютера. Информационный объем текста.
2. Создание и обработка графических изображений средствами графического редактора.
Непозиционные системы
Унарная– одна цифра обозначает единицу (1 день, 1 камень, 1 баран, …)
Римская:
I– 1 (палец), V – 5 (раскрытая ладонь, 5 пальцев), X – 10 (две ладони), L – 50, C – 100 (Centum), D – 500 (Demimille), M – 1000 (Mille)
Позиционная система:значение цифры определяется ее позицией в записи числа.
Десятичная система:
первоначально – счет на пальцахизобретена в Индии, заимствована арабами, завезена в Европу
Алфавит:0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Основание (количество цифр): 10
|
Разряды
3 7 8 = 3·102 + 7·101 + 8·100
300 70 8
Другие позиционные системы:
• двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная (информатика)
• двенадцатеричная (1 фут = 12 дюймов, 1 шиллинг = 12 пенсов)
• двадцатеричная (1 франк = 20 су)
• шестидесятеричная (1 минута = 60 секунд, 1 час = 60 минут)
ДВОИЧНОЕ КОДИРОВАНИЕ ТЕКСТА
Билет № 4
1. Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения. Понятие мультимедиа.
2. Работа с файловой системой, с графическим интерфейсом (выполнение стандартных операций с файлами: создание, копирование, переименование, удаление). Организация индивидуального информационного пространства (настройка элементов рабочего стола, проверка на вирусы, использование архиватора).
1. Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения. Понятие мультимедиа.
Информация, в том числе графическая и звуковая, может быть представлена в аналоговой или дискретной форме. В компьютере информация хранится в дискретной форме. Графическая и звуковая информация из аналоговой формы в дискретную преобразуется путем дискретизации, т.е разбиения непрерывного графического изображения и непрерывного звукового сигнала на отдельные элементы.
ДВОИЧНОЕ КОДИРОВАНИЕ ЗВУКА
В аналоговой форме звук представляет собой волну с непрерывно меняющейся амплитудой и частотой. На компьютере работать со звуковыми файлами начали с начала 90-х годов. В основе кодирования звука с использованием ПК лежит – процесс преобразования колебаний воздуха в колебания электрического тока и последующая дискретизация аналогового электрического сигнала. Кодирование и воспроизведение звуковой информации осуществляется с помощью специальных программ (редактор звукозаписи). Качество воспроизведения закодированного звука зависит от – частоты дискретизации и её разрешения (глубины кодирования звука - количество уровней)
Временная дискретизация– способ преобразования звука в цифровую форму путем разбивания звуковой волны на отдельные маленькие временные участки где амплитуды этих участков квантуются (им присваивается определенное значение).
Это производится с помощью аналого-цифрового преобразователя, размещенного на звуковой плате. Таким образом, непрерывная зависимость амплитуды сигнала от времени заменяется дискретной последовательностью уровней громкости. Современные 16-битные звуковые карты кодируют 65536 различных уровней громкости или 16-битную глубину звука (каждому значению амплитуды звук. сигнала присваивается 16-битный код)
Качество кодирование звука зависит от:
1) глубины кодирования звука - количество уровней звука
2) частоты дискретизации – количество изменений уровня сигнала в единицу
времени (как правило, за 1 сек).
Билет №5
1. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, канал передачи информации. Скорость передачи информации.
2. Создание мультимедийной презентации на основе шаблонов. Выбор типа разметки слайда, применение таблиц оформления, цветовых схем и эффектов анимации. Показ презентации с использованием автоматической смены слайдов.
Ответ:
Передача, хранение и обработка информации представляют собой информационные процессы, протекающие в социальных, биологических и технических системах.
Передача - это процесс распространения информации в пространстве.
Передача информации производится путем посылки сообщений, которые, в свою очередь, передаются сигналами, способными распространяться в различных физических средах. В компьютерной технике сообщения обычно передаются с помощью электрических сигналов. Если есть физическая возможность передать сигнал от источника к приемнику, то говорят, что между ними существует канал связи. Основными характеристиками канала связи являются надежность передачи информации и его пропускная способность, то есть скорость передачи информации по каналу.
Рис.1 Схема процесса передачи информации
Кодирующее устройство — устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника информации к виду, удобному для передачи.
Декодирующее устройство — устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное.
Канал связи характеризуется:
- пропускной способностью
- помехозащищенностью
Пропускная способность канала – это отношение количества переданной информации ко времени, затраченному на передачу. Она измеряется в битах в секунду и кратных единицах:
Пример 1. Пусть по каналу передается 30 Кб информации за 2 мин. Найдем пропускную способность канала. По определению она равна
Пример 2. Пусть по каналу с пропускной способностью 512 бит/с требуется передать 2Кб информации. Определим время, необходимое для передачи. Оно равно
В восприятии человеком информации о внешнем мире основную роль играют зрительные образы. Физиологи установили, что около 90% информации человек воспринимает зрением, примерно 9% – слухом, и оставшийся 1% остальными органами чувств.
Билет № 6
1. Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
2. Создание базы данных. Определение структуры базы данных: количество и типы полей, заполнение таблиц (или использование готовых). Организация поиска информации в базах данных. Создание запросов разной сложности.
Свойства алгоритмов
1. Дискретность (алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке);
2. Детерминированность (любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае);
3. Конечность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения);
4. Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными);
5. Результативность (отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях).
Билет № 7
1. Основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл; изображение на блок-схемах. Разбиение задачи на подзадачи.
2. Работа с электронной таблицей. Создание таблицы в соответствии с условием задачи, использование функций. Построение диаграмм и графиков по табличным данным.
Билет№8
1. Величины: константы, переменные, типы величин. Присваивание, ввод и вывод величин. Линейные алгоритмы работы с величинами.
2. Поиск информации в Интернете с применением языка запросов.
Билет №9
Алгебра логики
Алгебра - это наука об общих операциях, аналогичных сложению и умножению, которые выполняются не только над числами, на и над другими математическими объектами, в том числе и над высказываниями. Такая алгебра называется алгеброй логики. Алгебра логики отвлекается от смысловой содержательности высказываний и принимает во внимание только истинность или ложность высказывания.
Логическая переменная - это простое высказывание, содержащее только одну мысль. Ее символическое обозначение - латинская буква (например, A, B,C,F). Значением логическойпеременной могут быть только константы ИСТИНА (1) и ЛОЖЬ (0).
Составное высказывание - логическая функция, которая содержит несколько простых мыслей, соединенных между собой с помощью логических операций. Ее символическое обозначение - F.
На основании простых высказываний могут быть построены составные высказывания.
Логические операции - логическиедействие.
Базовые логические операции:
1.Логическое умножение (конъюнкция) - соответствует союз "И".
Составное высказывание, образованное в результате операции логического умножения (конъюнкции), истинно тогда и только тогда, когда истинны все входящие в него простые
А | В | F = A /\ B |
ысказывания.
2. Логическое сложение (дизъюнкция)
(соответствует союз "ИЛИ")
Составное высказывание, образованное в результате операции логического сложения (дизъюнкции), истинно тогда, когда истинно хотя бы одно из входящих в него простых высказываний.
А | В | F = A \/ B |
3. Логическое отрицание (инверсия)
(соответствует частица "НЕ")
Логическое отрицание (инверсия) делает истинное высказывание ложным и, наоборот, ложное – истинным .
А | F = A |
Билет № 10
1. Представление о программировании: язык программирования (на примере одного из языков высокого уровня); примеры несложных программ с линейной, ветвящейся и циклической структурой.
2. Работа с архиваторами и антивирусными программами. Создание архива, использование антивирусных программ.
1. Представление о программировании: язык программирования (на примере одного из языков высокого уровня); примеры несложных программ с линейной, ветвящейся и циклической структурой.
Назначение программирования - разработка программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач. Для составления программ существуют разнообразные языки программирования.
В настоящее время существует много различных языков программирования: Кобол, С, Фортран, Visual Basic, Pascal и др.
Язык программирования -формальная знаковая система, предназначенная для записи программ. Программа обычно представляет собой некоторый алгоритм в форме, понятной для исполнителя (например, компьютера). Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, используемых при составлении компьютерной программы. Он позволяет программисту точно определить то, на какие события будет реагировать компьютер, как будут храниться и передаваться данные, а также какие именно действия следует выполнять над этими данными при различных обстоятельствах.
Алфавит - фиксированный для данного языка набор основных символов, допускаемых для составления текста программы на данном языке.
Синтаксис - система правил, определяющих допустимые конструкции языка программирования из букв алфавита.
Семантика - система правил однозначного толкования отдельных языковых конструкций, позволяющих воспроизвести процесс обработки данных.
При описании языка и его применении используют понятия языка. Понятие подразумевает некоторую синтаксическую конструкцию и определяемые ею свойства программных объектов или процесса обработки данных.
Система программирования -это программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определенном языке программирования.
Система программирования предназначена для автоматизации разработки программного обеспечения. В состав системы программирования обязательно входят язык программирования, редактор для создания и исправления текстов программ и транслятор для перевода программ на язык машинных команд.
Билет№11
1. Основные компоненты компьютера, их функциональное назначение и принципы
работы. Программный принцип работы компьютера.
2. Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке программирования (ветвление, линейный массив или вспомогательный алгоритмы). Отладка программы и получение результатов.
Устройство компьютера.
Любой компьютер (даже самый большой) состоит из четырех частей:
- устройства ввода информации
- устройства обработки информации
- устройства хранения
- устройства вывода информации.
Конструктивно эти части могут быть объединены в одном корпусе размером с книгу или же каждая часть может состоять из нескольких достаточно громоздких устройств
Что такое программа
Любой компьютер представляет собой автоматическое устройство, работающее по заложенным в него программам. Компьютерная программа представляет собой последовательность команд, записанных в двоичной форме на машинном языке, понятном процессору компьютера. Компьютерная программа является формой записи алгоритмов решения поставленных задач.
В основу построения подавляющего большинства компьютеров положены следующие общие принципы, сформулированные в 1945 г. американским ученым Джоном фон Нейманом.
Одним из таких принципов является Принцип программного управления:
Из него следует, что программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности.
Выборка программы из памяти осуществляется с помощью счетчика команд. Этот регистр процессора последовательно увеличивает хранимый в нем адрес очередной команды на длину команды.
А так как команды программы расположены в памяти друг за другом, то тем самым организуется выборка цепочки команд из последовательно расположенных ячеек памяти.
Если же нужно после выполнения команды перейти не к следующей, а к какой-то другой, используются команды условного или безусловного переходов, которые заносят в счетчик команд номер ячейки памяти, содержащей следующую команду. Выборка команд из памяти прекращается после достижения и выполнения команды “стоп”.
Таким образом, процессор исполняет программу автоматически, без вмешательства человека.
Билет 12.
1. Программное обеспечение компьютера, состав и структура. Назначение операционной системы. Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Графический пользовательский интерфейс.
2. Создание мультимедийной презентации на основе шаблонов. Выбор типа разметки слайда, применение шаблонов оформления, цветовых схем и эффектов анимации. Демонстрация слайдов с использованием управляющих кнопок.
Графический интерфейс
C точки зрения пользователя, все современные операционные системы персональных компьютеров очень похожи друг на друга. Они предлагают общее средство диалога человека с компьютером – графический объектный интерфейс пользователя. Интерфейсом пользователя называется программно реализованные средства общения человека и компьютера. В системах с графическим интерфейсом пользователь управляет компьютером, выбирая мышью нужные пункты меню, кнопки, значки и другие элементы интерфейса. Если для управления компьютером используются команды на специальном языке, вводимые с клавиатуры, то такой интерфейс называется командным.
Основными объектами графического интерфейса операционных систем являются рабочий стол, занимающий весь экран монитора, и расположенные на нем значки, окна и панель задач.
Рабочий стол Windows | Рабочий стол MacOS |
Билет № 13
1. Понятие файла и файловой системы организации данных (папка, иерархическая структура, имя файла, тип файла, параметры файла). Основные операции с файлами и папками, выполняемые пользователем. Понятие об архивировании в готовой и защите от вирусов.
2. Организация поиска информации в готовой базе данных с применением составного логического выражения.
Файл
Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов.
Файл — это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.
Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.
Тип файла | Расширение |
Исполняемые программы | exe, com |
Текстовые файлы | txt, rtf, |
Графические файлы | bmp, gif, jpg, png, pds |
Web-страницы | htm, html |
Звуковые файлы | wav, mp3, midi, kar, ogg |
Видеофайлы | avi, mpeg |
Код (текст) программы на языках программирования | bas, pas, cpp |
В различных операционных системах существуют различные форматы имен файлов. В операционной системе MS-DOS собственно имя файла должно содержать не более восьми букв латинского алфавита и цифр, а расширение состоит из трех латинских букв, например: proba.txt
В операционной системе Windows имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита, например:Единицы измерения информации.doc
Файловая система
На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.
Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов.
Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов.
Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в много уровневую иерархическую файловую систему, которая имеет «древовидную» структуру.
Начальный, корневой, каталог содержит вложенные каталоги 1-го уровня, в свою очередь, в каждом из них бывают вложенные каталоги 2-го уровня и т. д. Необходимо отметить, что в каталогах всех уровней могут храниться и файлы.
Путь к файлу
Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель "\" логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл.
Например, путь к файлам на рисунке можно записать так:
C:\basic\
C:\Музыка\Пикник\
Полное имя файла
Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.
Пример полного имени файлов:
C:\basic\prog123.bas
C:\Музыка\Пикник\Иероглиф.mp3
Операции над файлами
В процессе работы на компьютере над файлами чаще всего производятся следующие операции: копирование (копия файла помещается в другой каталог); перемещение (сам файл перемещается в другой каталог); удаление (запись о файле удаляется из каталога); переименование (изменяется имя файла).
Операции копирование и перемещение осуществляются через буфер обмена Windows.Буфер обмена - область памяти, в которую временно помещается временный или скопированный объект.
Выполнять различные операции над файлами удобно с помощью различных файловых менеджеров: Far, Total Commander и т.д.
Архивация данных
Необходимость в длительном хранении данных – создание архивов – со временем встает перед большинством пользователей. Всякий разумный пользователь должен быть озабочен созданием резервных копий наиболее ценных для него программ и данных.
Архивация – это сжатие одного или нескольких файлов и помещение их в специальный файл, называемый архивным. Для упаковки файлов и последующего их восстановления используются специальные программы – архиваторы.
Проблема архивации возникает тогда, когда жесткий диск наполнен информацией и требуется освободить на нем место, ничего не удаляя безвозвратно.
Возникший в результате архивирования файл имеет, как правило, значительно меньший объем, чем исходный. Степень сжатия, т.е. отношение объема исходного файла к объему архивного, определяется двумя обстоятельствами: прирожой информации и алгоритмом (методом) архивации. Так файл, созданный текстовым процессором Word и не содержащий рисунков, может быть сжат при архивации в несколько раз; степень сжатия графических файлов, как правило существенно меньше.
Примеры архиваторов:
Названия архиватора | Расширение архивного файла |
LHA | .lzh |
RAR | .rar |
PKZIP/PKUNZIP | .zip |
Широкое распространение получила программа-архиватор Евгения Рошаля - WinRAR.
Компьютерные вирусы
Среди огромного разнообразия видов компьютерных программ существует одна их разновидность, заслуживающая особого упоминания. Главное отличие этих программ от всех остальных состоит в том, что они вредны, т.е. предназначены для нанесения ущерба пользователям ЭВМ. Это компьютерные вирусы.
Компьютерным вирусом называется программа, обычно малая по размеру (от 200 до 5000 байт), которая самостоятельно запускается, многократно копирует свой код, присоединеняя его к кодам других программ ("размножается") и мешает корректной работе компьютера и/или разрушает хранимую на магнитных дисках информацию (программы и данные).
Разновидности
По приближенным оценкам к 2003 году существовало около 40 000 различных вирусов. Подсчет их осложняется тем, что многие вирусы мало отличаются друг от друга, являются вариантами одного и того же вируса и, наоборот, один и тот же вирсу может менять свой облик, кодировать сам себя. На самом деле основных принципиальных идей, лежащих в основе вирусов, не очень много.
Среди всего разнообразия вирусов следует выделить следующие группы:
- загрузочные вирусы (заражают программу начальной загрузки компьютера, хранящуюся в загрузочном секторе дискеты или винчестера, и запукающиеся при загрузке компьютера);
- файловые вирусы (в простейшем случае заражают выполняемые файлы, но могут распространяться и через файлы документов)
- загрузочно-файловые вирусы (имеют признаки как загрузочных, так и файловых вирусов)
- драйверные (заражают драйверы устройств компьютера или запускают себя путем включения в файл конфигурации дополнительной строки);
- макро-вирусы (заражаю документы, создаваемые средствами офисных программ, в которых используются языки макро-программирования);
- сетевые вирусы – черви (использующие протоколы и возможности компьютерных сетей).
Антивирусные средства
К настоящему времени накоплен значительный опыт борьбы с компьютерными вирусами, разработаны антивирусные программы, известны меры защиты программ и данных.
Антивирусные программы можно разделить на несколько типов:
- Детекторы
(их назначение - лишь обнаружить вирус). - Фаги
(фаг - это программа, которая способна не только обнаружить, но и уничтожить вирус). - Ревизоры
(ревизор контролирует возможные пути распространения программ-вирусов и заражени компьютеров). - Сторожа(инспекторы)(сторож - это резидентная программа, постоянно находящаяся в памяти компьютера, контролирующая операции компьютера, связанные с изменением информации на магнитных дисках, и предупреждающая пользователя о них).
- Вакцины
(антивирусные программы, ведущие себя подобно вирусам, но не наносящие вреда).
Наиболее распространенные антивирусные программы:
- Doctor Web (разработчик Игорь Данилов);
- Antiviral Toolkit Pro (разработана в лаборатории Евгения Касперского).
Б