Вопрос 2. Модели. Классификация информационных моделей.
В своей деятельности человек очень часто использует модели, т.е. создаёт образ того объекта (процесса или явления), с которым ему приходится иметь дело. К созданию моделей прибегают, когда исследуемый объект либо очень велик (модель Солнечной системы), либо очень мал (модель атома), когда процесс очень быстр (модель двигателя внутреннего сгорания) или очень медленен (геологические модели), когда исследование объекта может привести к его разрушению (модель самолёта) или очень дорого (архитектурный макет города) и т.д.
Модель – это некоторое упрощённое подобие реального объекта.
Примеры моделей: модель земного шара – глобус, модель человека – манекен.
Всякая модель воспроизводит только те свойства оригинала, которые понадобятся человеку при его использовании. Манекен нужен для того, чтобы на него можно было надеть одежду для рекламы или для удобства работы портного, но способности ходить или разговаривать от него не требуется. Поэтому манекен должен воспроизводить лишь форму и размер человеческого тела.
Классификация моделей
I. По области использования:
1. Учебные модели - глобус, муляжи (биология), модели кристаллических решёток (химия) и т.д.
2. Опытные (методические руководства по проведению лабораторных работ).
3. Научно-технические (научные труды, статьи, рефераты и т.д.).
4. Игровые (описания компьютерных игр).
5. Имитационные и т.д.
II. С учётом фактора времени:
1. Статические – модели, описывающие систему в определённый момент времени (классификация животного мира, построение молекул и т.д.).
2. Динамические – модели, описывающие процессы изменения и развития систем (в физике описание движения тел, в биологии – развитие организмов или популяций животных и т.д.).
III. По способу представления:
1. Материальныемодели объекта – это его физическое подобие.
2. Информационныемодели объекта – это его описание (личная карточка работника, которая хранится в отделе кадров, медицинская карточка и т.д.).
IV. По форме представления:
1. Геометрические модели - компьютерное конструирование.
2. Словесные (вербальные) модели – в любом текстовом редакторе.
3. Математические модели – формулы.
4. Структурные модели – электрические схемы, блок-схемы алгоритма.
5. Формально-логические – модели, описанные при помощи формальных языков (алгебра логики – построение логической модели сумматора и триггера).
6. Специальные.
7. Графические – рисунки, карты, чертежи, графики диаграммы и т.д.
8. Табличные – объекты или их свойства, представленные в виде списка, а их значения размещаются в виде таблицы (таблица Менделеева, таблица умножения и т.д.).
Билет № 5
Вопрос 1. Организация памяти ЭВМ. Классификация. Характеристика различных
Видов памяти.
Память – это устройство, предназначенное для хранения информации.
В компьютере существуют несколько видов памяти.
Память ПК
Внутренняя память
Основная память, без которой не может работать ни один ПК, реализована в виде микросхем (чипов). Память на микросхемах бывает оперативная и постоянная.
Оперативная память (ОЗУ) – Оперативное Запоминающее Устройство используется для хранения данных и кодов программ. ОЗУ может записывать и менять данные. При выключении питания вся информация в ОЗУ пропадает. Видеопамять входит в оперативную память.
Постоянная память (ПЗУ) – Постоянное Запоминающее Устройство служит для хранения программ начальной загрузки компьютера. ПЗУ может только читать данные. Данные в ПЗУ помещаются технологически, поэтому изменить постоянную память можно только сменив электронику. При выключении питания содержимое ПЗУ сохраняется – это энергонезависимая память.
КЕШ-память– промежуточная память. Служит для ускорения процессов считывания.
Единица хранения информации во внутренней памяти 1 байт. Во внутренней памяти используется адресный принцип хранения информации. Каждый байт имеет свой адрес, по которому он хранится.
Внешняя память
Основной функцией внешней (долговременной) памятикомпьютера является способность длительное время хранить большой объём информации (программы, документы, аудио- и видеоклипы и т.д.). Устройство, которое обеспечивает запись/считывание информации, называется накопителем или дисководом, а хранится информация на носителях.
Наиболее распространёнными являются накопители (см. схему выше).
В основу записи, хранения и считывания информации положены 2 физических принципа: магнитный и оптический. Дискеты и винчестер используют технику магнитной записи. CD-ROM и DVD-ROM используют оптический принцип записи.