Показатели и критерии качества пользовательского интерфейса

На качество пользовательского интерфейса (ПИ) влияет множество факторов, одни из которых взаимосвязаны друг с другом, другие ‑ нет.

Вследствие этого разработчикам, пользователям и аналитикам приходится выбирать такие показатели, которые подходят именно им и удовлетворяют в конкретно взятый момент. Для определения наиболее полного списка показателей и критериев качества ПИ необходимо понимать, чем ПИ является для разработчиков и пользователей, каковы его основные функции и составляющие, а также определить понятие «эффективный ПИ».

В настоящее время имеющиеся стандарты и руководства в основном указывают на то, каким ПИ быть не должен быть, т.е. весьма незначительно сужают множество возможных вариантов построения интерфейса. Исследования в данной области показывают, что любой ПИ должен обеспечивать:

1) управление компьютером путем действий оператора (пользователя): инициация, прерывание, отмена компьютерных процессов и т.п.;

2) ввод данных, осуществляемый оператором, и отклик системы;

3) отображение данных, включающее в себя отображение данных, вводимых оператором, который может управлять процессом отображения данных;

4) поддержка оператора в процессе деятельности, осуществляемая по каналам обратной связи, в которых циркулирует информация

5) об ошибочных или случайных (не по алгоритму) действиях оператора.

Эффективный ПИ должен обеспечивать всестороннее использование потенциальных возможностей оператора, технических и информационно-программных средств АРМ, высокую безошибочность и быстродействие деятельности оператора при применении ПИ по назначению. ПИ должен обеспечивать максимальный комфорт деятельности оператора, и не должен приводить к повышению психологических нагрузок. При оценке качества ПИ иногда рассматривают следующие параметры:

1) время выполнения задачи. Коэффициент качества больше у того ПИ, у которого меньше время выполнения задачи. Это очень важный критерий эффективности ПИ. Длительность выполнения задачи состоит из длительности восприятия информации, длительности обработки и принятия решения оператором, длительности действий оператора и длительность реакции системы на действия оператора. Оценка данного критерия производится методом GOMS (Goals, Operators, Methods, and Selection Rules — цели, операторы, методы и правила их выбора). Данный метод описан далее;

2) число непроизвольных ошибок оператора. Коэффициент качества больше у того ПИ, у которого число непроизвольных ошибок оператора меньше. Существует ряд подходов к классификации ошибок оператора в зависимости от целей изучения ошибок.

3) коэффициент стандартизации ПИ. Чем выше данный коэффициент, тем выше качество ПИ и, следовательно, легче обучение будущих операторов (пользователей) и меньше вероятность непроизвольных ошибок оператора;

4) объем вводимой оператором информации. Чем меньше объем, тем выше качество исследуемого ПИ;

5) субъективная удовлетворенность оператора. Это самый неоднозначный и трудно оцениваемый фактор, но он очень важен, так как напрямую влияет на выполнение оператором поставленных задач.

Основными требованиями, предъявляемыми к ПИ, являются:

1) ПИ должен способствовать быстрому освоению вычислительной техники оператором, формированию у него стереотипов деятельности;

2) ПИ должен быть спроектирован таким образом, чтобы оператор вводил информацию естественным образом, не заботясь о ходе вычислительного процесса;

3) ПИ должен удовлетворять рабочие потребности человека-оператора, а не процесс обработки данных; его синтаксическая структура должна быть согласована с ожиданиями оператора результатов расчета, требованиями решаемой вычислительной задачи и используемыми средствами ввода;

4) ПИ должен содержать систему правил работы оператора, обеспечивающую легкое управление системой;

5) ПИ должен все время работы находиться под контролем оператора, никакие действия которого не должны приводить к тупиковой ситуации или зависанию ПП;

6) ПИ должен обеспечивать возможность легкого исправления ошибок ввода, не должен требовать повторного ввода данных;

7) обратная связь и справки должны обеспечивать оператора информацией, позволяющей ему управлять диалогом, распознавать и исправлять ошибки, а также определять последующие действия, входящие в алгоритм;

8) выдаваемая компьютером информация должна быть краткой, ясной, конкретной и понятной оператору;

9) объем представляемой оператору информации должен быть согласован с объемом его оперативной памяти;

10) в информации об ошибках оператора следует делать акцент не на его неправильные действия, а на то, чем и как можно исправить ошибки;

11) ПИ должен предусматривать использование четырех видов диалога: меню, команды, манипуляции и диалог посредством заполнения форм;

12) при решении каждой задачи оператору должна быть представлена возможность использования не менее двух видов диалога. Критерием выбора вида диалога в ходе решения конкретной задачи является обеспечение заданных безошибочности и быстродействия.

В соответствии с этим ПИ состоит из трех основных частей:

1) визуального оформления, обеспечивающего вывод информации оператору;

2) функциональных возможностей системы, включающих в себя набор возможностей для эффективного выполнения профессиональной деятельности;

3) техники взаимодействия оператора с системой.

Однако зачастую разработчики программных продуктов рассматривают функциональность системы отдельно от ее пользовательского интерфейса и практически не рассматривают элементы взаимодействия пользователя и системы. При этом предполагается, что ПИ является своего рода дополнением к функциональности системы.

Пользователи программ, как правило, не разделяют функциональность и пользовательский интерфейс. Для пользователей именно ПИ является программой. Впечатление от взаимодействия с программным продуктом формируется непосредственно от работы с ПИ.

Таким образом, на качество ПИ влияют три группы показателей:

1) параметры визуального оформления;

2) параметры функциональных возможностей;

3) параметры, описывающие качество взаимодействия пользователя с ПИ.

На практике для определения комплексной оценки качества ПИ третью группу параметров практически не используют, что связано с трудностями получения исходных данных. Рассмотрим все группы параметров подробнее. Для наглядности и понимания взаимосвязей между отдельными характеристиками представим каждую группу в виде иерархии.

В представленных далее иерархиях визуальная компонента пользовательского интерфейса подразделена на две части: основная графическая информация и дополнительная информация. Это обусловлено тем, что во многих системах оператору для выполнения рабочих задач предоставляется два вида информации: основная и дополнительная (вспомогательная). Спроектированы они могут быть по-разному, следовательно, по-разному будут влиять на качество пользовательского интерфейса (рис. 4.1).

Соответствующие иерархии свойств компонент «Основная графическая информация» и «Дополнительная информация» представлены на рис. 4.2 и рис. 4.3 соответственно.

Показатели и критерии качества пользовательского интерфейса - student2.ru

Показатели и критерии качества пользовательского интерфейса - student2.ru

Показатели и критерии качества пользовательского интерфейса - student2.ru


Наши рекомендации