Программа профилактики компьютерной зависимости у подростков.

В качестве программы профилактики компьютерной зависимости у подростков мы предлагаем комплекс занятий, проводимых с учащимися, который позволяет организовать досуг подростков в школе и отвлечь от притягательности компьютерных игр и интернета.

Занятие 1

Цель занятия: создание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении; знакомство подростков друг с другом; установление правил работы в группе; предложение программы занятий.

План занятия. Введение имени. Рассказ участника о своем имени. Руководитель тренинговой группы просит участников группы рассказать (показать, как-то выразить для группы) историю - быль или небыль, которая связана с его именем, так чтобы его легко было всем запомнить. (При этом все участники знают, что они могут выбрать вымышленное имя, псевдоним.)

Помощь руководителя заключается в том, что он предлагает вводить имя действенно и эмоционально. После знакомства ведущий рассказывает о целях программы. Кратко перечисляются темы занятий. Акцент делается на помощи в решении проблем подростков, развитии навыков общения, уверенности в себе.

Вопрос к учащимся: «О чем вы бы хотели поговорить на занятиях?»

Ведущий ведет запись ответов учащихся на доске.

Упражнение на «интенсивное физическое взаимодействие»

Например, «Меняются те, кто...».

Группа сидит на стульях в круг. Руководитель группы (или доброволец) стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он - водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: «Меняются местами те, кто в черных ботинках». Все, обладающие указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из друзей. Водящий во время обмена местами должен успеть занять чье-то временно освободившееся место. Участник, который остался без стула, становится водящим.

Представление. Группа разбивается на пары, в которых каждый рассказывает о себе своему партнеру. Задача - подготовиться к представлению своего партнера всей группе. При этом главное - подметить индивидуальность партнера, рассказать о нем так, чтобы остальные участники запомнили партнера. Затем все участники садятся в круг, и представление начинается.

Ритуал завершения занятия: все встают в тесный круг, кладут друг другу руки на плечи и говорят: «До свидания, мы».

Занятие 2

Цель занятия: продолжение знакомства с учащимися, повышение групповой сплоченности, научиться снимать барьер на проявление чувств и эмоций.

Приветствие. Каждый по очереди произносит свое имя, но с разной интонацией, задача - «не повторяться».

Проверка запоминания имен. Доброволец встает в центр круга.

Руководитель просит всех участников встать и повернуться спиной к добровольцу.

Задание. Надо узнать участников тренинга со спины, подойти к тем, чьи имена добровольцу известны, положить им руку на плечо и сказать: «Здравствуй, ты...» Если имя названо, верно, последний должен повернуться к отгадывающему лицом, улыбнуться ему и сесть на стул.

После этого проводится помощь тем, кто не запомнил все имена.

Игра «Слепой и поводырь»

Группа разбивается на пары «слепой - поводырь». «Слепой» закрывает глаза. Задача «поводыря», провести «слепого» по заданию, где проводиться тренинг (оберегая своего подопечного», предупреждая о поворотах, лестницах и т.д.), предложить объекты для отгадывания - «Что это такое?».

Затем участники меняются ролями.

При обсуждении спросить, не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько легко они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого, каковы их ощущения при тактильной форме знакомства с предметами.

Обсуждение с участниками, что им мешает быть искренними с другими людьми. Что, по их мнению, способствует открытости в общении с другими людьми?

Упражнение «Несмеяна»

Один из участников застывает в центре круга-с безразличным лицом, задача остальных -«оживить». Можно использовать любые способы (кроме грубых), исключая прикосновение.

Упражнение «Просьба»

Спросить участников, когда они просили кого-то о чем-то, то какие возникали при этом сложности, почему?

Задание. Выбрать партнера и попросить его одолжить что-нибудь на время.

Кто наберет больше предметов?

При обсуждении спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось, попросить продемонстрировать. Обратить внимание группы на использование комплиментов, оригинальность, находчивость и т.д. Спросить, как участники оценивают собственную общительность, открыли ли они что-то новое для себя на этом занятии?

Занятие 3

Цель занятия: знакомство с базовыми навыками общения; выделение вербальных и невербальных элементов общения. Приветствие. «Привет, ты представляешь...» По очереди каждый из участников, обращаясь к соседу, с чувством радости от встречи произносит: «Здравствуй, (имя), ты представляешь...» и заканчивает фразу, рассказывая, что-то смешное и интересное.

Упражнение «Зеркало»

Группа разбивается на пары «ведущий - зеркало». Ведущий начинает медленно выполнять какие-то движения, «зеркало» старается их повторить. Потом участники меняются ролями.

Проводится групповая дискуссия, «Какими способами мы общаемся»? Вывод о том, что общение может быть разным, но возможно и без слов; о необходимости быть внимательным к невербальным элементам общения. Рассказ ведущего о культурных различиях в языке жестов и поз.

Упражнение «Разговор через стекло»

Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание, попытаться без слов позвать в кино вторых, вторым - выяснить у первых задание по математике. Причем первые номера не знают, что было предложено вторьм, и наоборот. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга.

Обсуждение. Спросить у участников поняли ли они друг друга, смогли ли договориться. Спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось.

Упражнение. Группа делится на две половины: одни участники сидят на стульях в кругу, другие стоят у них за спинами. Причем у одного из стоящих нет пары, стул перед ним пустой. Его задача - одними глазами, без слов, договориться с кем-либо из сидящих и переманить его на свой стул так, чтобы этого не заметил «напарник» сидящего, задача которого - задержать своего «подопечного» (без грубой физической силы).

Домашнее задание: понаблюдать за различиями в использовании элементов невербальной коммуникации разными людьми и в разных ситуациях.

Занятие 4

Цель занятия: продолжение отработки навыков использования невербальных элементов общения, выделение зон психологического комфорта.

Приветствие.

Обсуждение домашнего задания.

Упражнение «Шарады»

Один из участников изображает мимикой -и жестами какую-то фразу, а остальные отгадывают. Тот, кто первым угадает фразу, сам становится изображающим.

Упражнение «Разговор в парах на разных дистанциях»

Участники разбиваются на пары. Им предлагается побеседовать на любую заданную тему, но при этом в начале они стоят в разных углах комнаты, потом продолжают разговор, стоя вплотную друг к другу. Затем участникам дается возможность занять наиболее комфортную для них дистанцию.

Проводится обсуждение: что ощущали участники игры, когда они чувствовали себя дискомфортно?

Упражнение «Путаница»

Участники крепко берутся за руки, образуя кольцо. Группа начинает запутываться до тех пор, пока не сможет сделать больше никаких действий по запутыванию. Ведущий распутывает группу.

После игры участникам дается возможность рассказать о своих переживаниях и наблюдениях, появившихся в ходе игры.

Задание участникам: подойти к незнакомым людям с любым вопросом (узнать, который час, как пройти куда-либо), при этом устанавливать различные дистанции. Понаблюдать, как реагируют люди на вторжение в их зону психологического комфорта.

Занятие 5

Цель занятия: знакомство с понятием активного слушания, выделение признаков хорошего и плохого умения слушать друг друга.

Упражнение. Группа разделяется на тройки: рассказчик - наблюдатель - слушатель.

Рассказчик говорит на заданную тему, слушатель старается применить навыки слушания, наблюдатель по окончании упражнения сообщает, насколько это удалось слушателю. Затем участники меняются ролями.

Обсуждение результатов. Отмечаются наиболее успешные участники.

Домашнее задание. Попытаться применить в разговоре с родителями умение активно слушать. На следующем занятии сообщить о результатах.

Занятие 6

Цель занятия: знакомство с этапами разговора; выделение роли вербальных и невербальных компонентов в умении начинать, поддерживать и прекращать разговор. Упражнение для разминки, например «Гимнастика».

Ведущий просит всех участников встать перед ним так, чтобы всем было удобно и видно ведущего. Далее он предлагает всем повторять действия, которые он выполнит.

Обсуждение способов начинать разговор в разных ситуациях.

Как показать желание поддержать или прервать нежелательный разговор?

Упражнение в центре группы, когда один из участников пытается начать разговор, а другой поддержать его или отказаться.

Остальные наблюдают и оценивают.

Обсуждение результатов: выводы о том, как лучше начинать разговор в разных ситуациях, как его поддерживать и как завершать.

Упражнение «Начальник и подчиненный»

Условия для участников. «Вы приходите и должны узнать, когда пойдете в отпуск. Начальник уже решил, но по каким-то причинам не хочет говорить раньше времени». Упражнение на интенсивное физическое взаимодействие. Например, «Леди и джентльмены».

Группа в полном составе сидит на стульях в круг. Руководитель объявляет: «Сейчас, по моей специальной команде, мы все закроем глаза и поменяемся местами с кем-то, кто сидит напротив нас. Присмотритесь к тем, кто сидит напротив вас. Выберите мысленно одного из них, не давая ему сигналов, что вы выбрали именно его. Запомните, где он сидит. Итак, закройте глаза, пошли».

Упражнение «Захват инициативы в диалоге»

Двое участников садятся в центре круга. Один из них начинает диалог с произвольной реплики. Второй должен подхватить разговор, но при этом постараться как можно быстрее переключить собеседника на свою тему.

Обсуждение результатов упражнения.

Занятие 7

Цель занятия: знакомство с понятиями «уверенность в себе», «неуверенность» и «агрессивность», различение демонстрируемого другими агрессивного, неуверенного и уверенного поведения; выделение ситуаций, при которых чаще всего испытывают неуверенность в себе. Попытки изобразить поведение уверенного в себе человека.

Упражнение для разминки «Ловля моли»

Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее в доме развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли». Далее ведущий предлагает всем участникам группы «убить по 10 штук моли», и демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т.п. Он побуждает всех членов игры принять участие в этом действии.

Упражнение «Гости» («День рождения»)

Каждому из гостей вручается билетик, в котором указано, как себя вести в этой игре. Содержание билетика хранится в тайнике до конца игры, и лишь потом, во время обсуждения можно признаться, что кому было предложено делать.

Среди всех ролей есть неуверенный в себе человек, агрессивно настроенный, уверенный в себе человек.

Обсуждение упражнения. Группа отгадывает, какие типы поведения были продемонстрированы.

Групповая дискуссия. Обсуждаются вопросы: приходилось ли вам испытывать неуверенность в себе? В каких ситуациях? Что такое уверенность в себе?

Упражнение «Начальник - сотрудник - подчиненный»

Участники работают в парах. Задача - обратиться к напарнику с просьбой, демонстрируя различные способы поведения:

-более уверенно, ставя себя выше;

-уступая собеседнику, как бы подчиняясь;

-с чувством собственного достоинства, но без вызова.

Каждый участник должен попробовать себя во всех вариантах.

Домашнее задание: в разговоре понаблюдать, в каком из трех состояний находится ваш собеседник.

Занятие 8

Цель занятия: знакомство с понятиями манипулирования и группового давления, с видами группового давления, начало отработки навыка сопротивления групповому давлению.

Приветствие.

Разминка.

Упражнение «Разожми кулак»

Упражнение проводится парами. Один сжимает руку в кулак, а другой старается разжать его (руки и пальцы не ломать!). По окончании ведущий выявляет, использовались ли несиловые методы вроде просьб, уговоров, хитрости.

Обсуждение ситуаций, когда вас пытаются заставить, что-либо сделать. Выводы о способах заставить человека сделать что-либо.

Введение понятия манипулирования, группового давления.

Дискуссия о видах группового давления.

Выполнение упражнения. Доброволец в центре группы, которая пытается заставить его что-либо сделать. Он старается уверенно отказаться. При этом сам учащийся или вся группа оценивает, какой из видов давления использовался (лесть, шантаж, уговоры, запугивание и т.д.).

Упражнение «Перетягивание каната»

Игроки берут воображаемый канат, и по команде ведущего начинается его «перетягивание» до тех пор, пока один не выиграет (проигравший может упасть, показывая проигрыш). Ведущий напоминает о том, чтобы перетягивающие по очереди выигрывали и проигрывали.

Выполнение упражнения. Группа делится на пары. Один уговаривает другого что-либо сделать, второй должен отказаться. Затем меняются ролями. Примеры заданий: уговорить встать, поменяться местами, пойти вместо занятия в кино (прогулять урок) и т.д.

Затем каждая пара сообщает, удалось ли участникам отказаться и какой способ отказа использовался.

Просто сказали «нет», не споря и не объясняя причины, на все уговоры и давление продолжая отвечать «нет».

Объяснили причину отказа.

Предложили сделать что-то другое.

- Попытались убедить партнера отказаться от нежелательного действия и т.д.

Групповая дискуссия на тему «Когда и почему необходимо сопротивляться давлению и

отстаивать свое мнение».

Домашнее задание: понаблюдать, какие из способов давления чаще всего используете вы сами, ваши друзья и близкие. Понаблюдать за способами, при помощи которых разные люди говорят «нет».

Занятие 9

Цель занятия: знакомство с понятием критики и видами критики, отработка навыка уверенного реагирования на критику.

Упражнение «Этюд на оправдание»

Участники выбирают человека в группе, о котором придумывают и рассказывают короткую смешную историю. История заканчивается вопросом: «Как ты объяснишь свое поведение и то, что произошло»? Первая фраза оправдания должна звучать так: «Да, это было на самом деле, я так делал потому, что я...»

Беседа на тему, «Какая может быть критика? (справедливая, несправедливая). Как надо и как не надо реагировать на критику. Что нужно знать, когда хочешь сделать замечание, покритиковать кого-то?»

Выводы для ведущего:

-сначала похвали, потом сделай замечание;

-избегай обобщенной критики, критика должна быть конкретной;

-вырази свое чувство и опиши без оценок то, чем ты недоволен;

-старайся ограничиться конкретным вопросом и не переходи «на личности».

Упражнение в парах. Один критикует другого, партнер пытается правильно реагировать в зависимости от вида критики.

После упражнения необходимо дать возможность участникам поделиться своими чувствами, ощущениями. Попытаться неудачные критические замечания совместно превратить в конкретные Конструктивные замечания.

Упражнение «Похвала по кругу»

Учащиеся по очереди говорят друг другу комплименты и принимают их.

Занятие 10

Цель занятия: отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе тренинга, осознание себя членом группы.

Упражнение «Чемодан»

Один из участников выходит из комнаты, другие начинают собирать ему в дорогу «чемодан», складывая положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке, то, что поможет товарищу в общении с людьми. Но отъезжающему обязательно напоминают, что будет мешать ему в дороге: те отрицательные качества, которые ему надо побороть, чтобы жизнь его стала лучше. Затем «отъезжающему», который все это время находился в другой комнате, зачитывается и передается весь список. У него есть право задавать любой вопрос по прочитанному. Затем выходит следующий участник и процедура повторяется до тех пор, пока все участники не получат по «чемодану».

Упражнение «Доверяющее падение»

Участники делятся на пары, один человек будет падать, другой ловить. Ловящий чуть-чуть приседает на расстоянии примерно 90 см позади партнера, чтобы успеть прервать падение. Падающий закрывает глаза и расслабленно падает на руки партнера, стараясь не подстраховывать себя во время падения. Партнеры меняются местами.

Упражнение «Фотография на память»

Ведущий («фотограф») расставляет участников группы близко друг к другу. При этом каждый должен занимать определенное место. Ведущий объясняет, почему он расставил участников именно в таком порядке, рассказывает «историю этой фотографии». После этого «фотограф» занимает заранее подготовленное для себя место среди других участников, «Фотография на память» готова.

В конце занятия ребятам была предложена анкета, а также проведена диагностика по методике «Самооценка».

Выводы по 2 – ой главе:

Данное исследование было посвящено актуальной проблеме изучения влияния компьютерных технологий на личность подростков. В работе мы опирались на теоретический анализ научной психологической литературы и на эмпирическое исследование, чтобы создать лее точное представление об особенностях личности подростков, увлеченных компьютерными играми и Интернетом.

Исследуя проблему компьютерной игры, были выявлены различные виды и типы последней, однако выяснили, что более привлекательной для подростков остается ролевая игра, в процессе которой они отвлекаются от реальности, становясь героем компьютерной игры, а так как при игре на компьютере отсутствует «контроль» со стороны семьи подростка за его поведением данная игровая среда влечет его своей взрослостью, наделением героя самоконтролем и полно ответственностью, которой в реальной жизни ему не хватает.

В ходе исследования, было выявлено, что опрошенные нами школьники в большинстве своем имеют домашний компьютер, который -позволяет им постоянно играть в компьютерные игры, поэтому у большинства из них имеется приличный стаж пользование и они имеют возможность играть в компьютерные игры от нескольких часов в месяц до нескольких часов в день. Также подростки не замечают, что компьютерные игры пагубно влияют на их учебу, здоровье и личностное развитие. Однако со стороны родителей и учителей поступают жалобы на плохую успеваемость, быструю утомляемость, снижение зрения.

В условиях возникновения увлечений компьютерными технологиями можно выделить два уровня:

1) Личностный

2) Социально-психологический (особенности семьи как первичной группы)

На основании проведённого нами эмпирического исследования мы можем говорить о том, социально-психологическим условиям увлечения компьютерными играми можно отнести:

1) Психологические особенности личности, такие как характера, темперамента;

2) Социальные условия воспитания подростка в семье, такие как материальные условия, форма воспитания.

Противостоять компьютерной зависимости можно разными методами, например

пользоваться поддержкой членов семьи. Понятно, что в семье с благоприятной психологической атмосферой вряд ли ребенок или даже взрослый человек «заразится» компьютерной болезнью. Поэтому первым делом необходимо адекватно рассмотреть вопрос о том, какие отношения в семье. Возможно, что ребенок или взрослый подсознательно стремятся к

тому, чтобы компенсировать недостаток внимания в семье компьютерной игрой, которая позволяет быть такими, какие они есть на самом деле. Многочисленные управления или научные методики не могут исправить ситуацию, если этого не хотят сами члены семьи. Самым первым и, пожалуй, главным шагом к началу борьбы с компьютерной зависимостью считается изменение (выравнивание) психологической атмосферы в семье. Остальные же упражнения, которые приведены выше, можно использовать как дополнение к основной работе внутри семьи. Все эти упражнения можно приспосабливать и адаптировать к каждому конкретному случаю в зависимости от психологии человека и степени зависимости от компьютера или Интернета.

Заключение

В дипломном исследовании был поставлен и обсужден ряд вопросов, имеющих существенное значение для исследования феномена компьютерной зависимости, выявления особенностей использования компьютерных технологий и Интернет-предпочтений подростков в зависимости от их гендерной принадлежности и возрастного аспекта, а также от личностных качеств старшеклассников.

В процессе исследования проблемы возникновения зависимости от информационных технологий выяснено, что существует ряд общих черт, свойственных людям, склонных к разного рода зависимостям. Они сходны с чертами, свойственными для зависимого поведения в общем.

Также в процессе исследования нами было подтверждено наличие отличий в использовании информационных технологий и различия Интернет-предпочтений у юношей и девушек. Диагностика особенностей использования ПК подростками позволила также выделить различия в данной категории в зависимости от возраста учащихся. Значимой для подросткового возраста характеристикой является количество времени, проводимого в виртуальной реальности. На основании ответов респондентов, нами была прослежена четкая связь между гендерной принадлежностью пользователя и времени, проводимом в Сети.

Учитывая тот факт, что отличительной особенностью формирования стойкой привязанности к виртуальной реальности и созданию предпосылок для формирования начальных признаков Интернет-аддикции, является малый срок от начала знакомства с сетью Интернет, нами были проанализированы ответы о стаже использования Всемирной сети. Полученные данные позволили нам с уверенностью утверждать, что активный интерес к сети Интернет современные школьники начинают проявлять в достаточно раннем возрасте и достаточно давно имеют опыт использования сети Интернет. Также были выявлены достоверно значимые данные о времени первого знакомства с сетью Интернет: в настоящее время можно с уверенностью говорить о намечающейся тенденции к постепенному снижению возраста первой инициации.

Учитывая особенную значимость структуры Интернет-предпочтений молодежи для процесса становления личности и её несомненную актуальность как фактора социализации подростков, нами были проанализированы полученные данные в контексте гендерной и возрастной принадлежности. В результате нам удалось выявить неоднородность посещения различных сайтов в зависимости от принадлежности к категориям «пол» и «возраст». Сильная взаимосвязь половой принадлежности и Интернет-предпочтений прослеживается в посещении молодыми людьми игровых сайтов и сайтов развлечений, а девушками социальных сетей.

В данной дипломной работе были рассмотрены наиболее распространенные и значимые виды деятельности пользователей Интернета: познавательная, игровая и коммуникативная деятельность. Все они, как показано, могут действительно способствовать трансформациям личности, причем как позитивным трансформациям, так и амбивалентными, а при определенных способствующих факторах влияние информационных технологий способно привести к негативному преобразованию личности. В этом плане применение новых информационных технологий не отличаются от иных видов деятельности, в ходе осуществления которых также возможна определенная маргинализация личности. На основании вышеизложенного, следует сделать вывод, что дальнейшие исследования влияния компьютерных технологий на личностные качества и жизнедеятельность подростков должны стать предметом пристального внимания психологов и педагогов.

Наши рекомендации