Организация и методы проведения исследования
Целью исследования явилось изучение особенностей использования компьютерных технологий в подростковом возрасте, а также влияния последних на личностные качества и структуру досуга подростков. Данное исследование проводилось на базе ГУО «СШ№1 г.Сенно им. З.И.Азгура». В исследовании приняли участие учащиеся 8 и 9 классов. В исследовании принимали участие 39 мальчиков и 42 девочки (в сумме 81 человек) в возрасте от 13 до 15 лет.
Исследование проблемы влияния компьютерных технологий на личность подростка включало в себя три этапа.
На первом этапе были изучены теоретические подходы к пониманию сущности причин возникновения компьютерной зависимости у подростков, а также рассмотрены признаки и стадии ее формирования. На данном этапе осуществлялось теоретическое обоснование выбора темы исследования, целей, задач, формулировались рабочие гипотезы. На этом этапе была сформирована основная выборка исследования, проведен подбор методик исследования, способов математической обработки и хранения результатов.
Данный этап показал, что в последнее десятилетие проблематика влияния компьютерных технологий на личность подростка и формирование в подростковом возрасте Интернет-зависимости является одной из наиболее значимых и актуальных областей исследования. Исследование влияния Интернет-зависимости на личность подростка носит междисциплинарный характер. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что сущность и причины формирования Интернет-зависимости исследованы недостаточно полно, хотя интерес к данной теме растёт.
Проблему формирования компьютерной зависимости чаще рассматривают как форму аддиктивного поведения в раннем юношеском возрасте, однако далеко не всегда компьютерные технологии оказывают именно деструктивное и разрушающее влияние на личность подростка. Поэтому необходимо более детально очертить круг признаков, указывающих на уже имеющиеся признаки отклонений от существующей реальности или на возможность их возникновения.
На втором этапе исследования проводилось непосредственное изучение особенностей использования компьютерных технологий в подростковом возрасте и их влияния на личностные качества и структуру досуга подростков. На этом этапе были выявлены особенности использования компьютерных технологий подростками разного пола и возраста, определены Интернет-предпочтения подростков, проанализирована структура досуга учащихся в контексте стремительного увеличения пользователей сети Интернет. Также были диагностировано наличие существенных противоречий между подростками, увлеченными Интернет-коммуникацией и их родственниками, считающими это увлечение чрезмерным. На данном этапе также были выявлены и проанализированы направления разрешений этих затруднений.
На третьем этапе результаты исследования интерпретировались. Проводилась подготовка данных к статистической обработке, занесение результатов в базу данных, осуществлялась математическая обработка результатов исследования, количественный и качественный анализ.
На этом этапе формулировались основные выводы, проводилась апробация научных результатов, корректировка и проверка основных результатов и выводов.
Для изучения особенностей использования компьютерных технологий в подростковом возрасте нами было проведено исследование.
В соответствии с поставленной целью, предметом были сформулированы основные задачи исследования, в процессе решения которых использовался комплекс социально-психологических методов исследования:
1. Беседа - как метод изучения личности является важнейшим средовым фактором исследования. Беседа проводилась в виде непринужденного разговора с учащимся, являющимся объектом исследования. Перед беседой был обеспечен хороший контакт с ребенком, устранено все, что могло вызвать у него напряженность, настороженность или неискренность. Наряду с прямыми вопросами ставились и косвенные. Метод беседы помог уточнить представления о некоторых личностных особенностях исследуемых, а также позволил выявить наиболее значимые Интернет-предпочтения молодых людей, варианты досуговой деятельности или наличие других интересов, кроме сети Интернет. Беседа была планово организована в соответствии с задачами исследования и носила творческий характер для индивидуального подхода к каждому испытуемому в сформированной выборке. Во время беседы было также проведено наблюдение за поведением учащихся и сопоставление результатов наблюдения с полученными ответами.
2. Анкетирование- психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов. Для проведения диагностического обследования нами была разработана анкета. В окончательный вариант анкеты вошли только те вопросы, которые дали значимые показатели. В частности, в нашей работе были выявлены наиболее часто посещаемые молодежью сайты, а также их личное отношение к сети Интернет и отношение к данному увлечению их близких. Также в рамках проведенного анкетирования мы получили сведения о времени, проводимом в сети ежедневно и о стаже использования Интернет-коммуникаций. Разработанная автором анкета представлена в Приложении А.
3. Опросник Басса-Дарки (Приложение Б).
Агрессивные проявления делят на два основных типа: первый — мотивационная агрессия, самоценность, второй — инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него и сопряжены с опциональными переживаниями: гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления скрытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса—Дарки.
А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессия и враждебность и определил последнюю как: реакцию, развивающую негативные свойства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.