Стадии формирования компьютерной зависимости

Формирование компьютерной зависимости происходит не мгновенно, а постепенно. Вне зависимости от возраста аддикта, можно выделить стадии формирования данной зависимости.

1. Стадия легкой увлеченности.

После того как ребенок впервые поиграл в компьютерную игру, ему начинает нравиться сюжет этой игры, он соотносит себя с главным героем, ему нравятся графика, картинки и музыка. Ребенок начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. Один мечтал быть сильным, чтобы все его боялись, в игре он избивает, грабит или убивает других людей. В реальном мире он давно бы был пойман милицией и посажен в тюрьму. Но нет, здесь, в игре, ему все сошло с рук: он скрылся от преследования полиции и может спокойно продолжать свою грабительскую деятельность. Другой всегда мечтал поучаствовать в гонках, купить себе иностранную гоночную машину, и игра дает ему такую возможность, теперь все в его руках. Ребенок получает удовольствие, играя в компьютерную игру, здесь он находит положительные эмоции. Многими исследованиями доказано, что человек стремится постоянно получать положительные эмоции, он готов постоянно повторять действия, которые доставляют ему удовольствие. Таким образом, стремление к игре за компьютером постепенно начинает приобретать целенаправленный характер, но ребенок и даже подросток, к сожалению, этого не осознает. Однако эта стадия имеет свою специфику: игра в компьютер носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая потребность в игре здесь пока не сформирована, процесс игры не является значимой ценностью для человека [23,c. 81].

2. Стадия увлеченности.

Для перехода на эту стадию необходимо появление у ребенка новой потребности – потребности играть в компьютерные игры. Стремление к игре на данной стадии есть мотивация, которая опосредована потребностями бегства от реальности и принятия роли. Как раз здесь игра принимает систематический характер. Если ребенок не может удовлетворить данную потребность по каким-либо причинам, он прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего[23,c.83].

3. Стадия зависимости.

Здесь уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере ребенка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир. Можно выделить две формы, в которых проявляется зависимость: социализированную и индивидуализированную. При социализированной форме компьютерной зависимости ребенок поддерживает социальный контакт с обществом, пусть даже в основном с такими же игроками, как и он сам. Такие подростки очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. В данном случае игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости оказывает менее пагубное влияние на психику ребенка, чем следующая форма. Различие заключается в том, что подростки не отрываются от социума, не уходят в себя. При индивидуализированной форме зависимости нарушаются не только нормальные человеческие особенности миропонимания и мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром, социумом. Здесь происходит нарушение основной функции психики, и вместо реального окружающего подростка мира происходит отражение мира нереального и виртуального. Такие дети всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и не исчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-то временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое к своего рода ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стильем существования, вызывающим данную патологию [23,c. 85].

4. Стадия привязанности.

Это последняя, завершающая стадия в компьютерной зависимости. Она характеризуется угасанием игровой активности человека, смещением психологической составляющей индивида в сторону выздоровления. Здесь ребенок держит дистанцию с компьютером, однако полностью оторваться от уже сформировавшейся и укоренившейся потребности в виртуальной реальности он не в силах. Данный период протекает достаточно долго, иногда даже всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. В силу своих индивидуальных особенностей подросток может остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит и ребенок проходит все периоды формирования психологической потребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер. Важным в этом процессе будет считаться уровень снижения неконтролируемой тяги от общего ее показателя, и, чем он больше, тем меньше по времени будет угасать зависимость. Следует отметить, что возможен новый всплеск игровой активности вследствие появления новых игр, которые могут заинтересовать подростка. После того как игра им постигается, происходит возвращение тяги на исходный уровень[23,c.88].

Сильные и волевые люди реже становятся зависимыми от чего-либо. Но по ряду отягощающих причин компьютерные игры имеют прямо противоположный результат. Смысл и задача каждой компьютерной игры заключаются в тренировке памяти: ребенку необходимо повернуть мышь или нажать на определенную клавишу в какой-то конкретный момент самой игры.

Существует утверждение, что подобная практика сильно развивает ребенка, и скорее всего оно сильно преувеличено.

Стоит отметить, что компьютерная зависимость у взрослых тяжело подвергается психологическому воздействию. Чтобы пересмотреть отношение взрослого к компьютерным играм следует поменять психологические и социальные приоритеты этого человека, что весьма непросто. В отличие от подростков, когда любой сверхсильный раздражитель, может с легкостью изменить физиологичный ход развития, психика взрослого человека как правило считается окрепшей и совершенной. В детском возрасте умственные способности человека развиваются в процессе взаимодействия и приспособления к окружающему, и, в отличие от взрослого человека - зрелой личности со сформированными механизмами психологической защиты, ребенок принимает без критики то, что ему предложено, то и зависимым становится быстрее взрослого. Поэтому вопросы ранней профилактики компьютерной зависимости лежат в области компетенции, прежде всего, родителей.

В результате исследования, проведённого в Межрегиональном открытом социальном институте РМЭ, г. Йошкар-Ола, было установлено, что среди интернет-зависимых обнаружено большее количество людей с высоким уровнем потребности в поиске ощущений, с более низкой самооценкой и более высоким уровнем субъективного ощущения одиночества, чем среди людей, не имеющих интернет-зависимости. Кроме того, уровень потребности в поиске ощущений более высок среди мужчин, чем среди женщин, уровень самооценки среди женщин оказался выше, чем среди мужчин, уровень субъективного ощущения одиночества более высок среди мужчин, чем среди женщин[27,c.18].

Потребность в поиске ощущений значительно выше среди людей, не имеющих своей семьи, чем среди замужних или женатых. Уровень же самооценки среди опрошенных, имеющих семью выше, чем среди холостых.

Высокий уровень субъективного ощущения одиночества больше распространён среди испытуемых, не имеющих своей семьи, чем среди женатых или замужних. Испытуемые, не имеющие работы, выявили более высокий уровень потребности в поиске ощущений в сравнении с теми, кто имеет работу. Кроме того, работающие обнаружили более высокий уровень самооценки в сравнении с безработными. Испытуемые, не имеющие работу также выявили больший процент высокого уровня субъективного ощущения одиночества в сравнении с теми, кто имеет работу.

Более высокий уровень потребности в поиске ощущений обнаружили молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет (ранняя зрелость) в сравнении с людьми, относящимися к категории зрелости (от 26 до 50 лет), испытуемые поздней зрелости (от 51 до 54 лет) не обнаружили высокий уровень потребности в поиске ощущений. Также более высокий уровень самооценки обнаружили испытуемые в возрасте от 51 до 54 лет в сравнении с опрошенными от 27 до 50 лет и опрошенными в возрасте от 18 до 25 лет. Высокий уровень субъективного ощущения одиночества обнаружили люди в возрасте от 26 до 50 лет (зрелость) в сравнении с людьми, относящимися к категории ранней зрелости в возрасте от 18 до 25 лет и испытуемыми в возрасте от 51 до 55 лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что чувство одиночества и сопутствующие ему психологические состояния имеют непосредственную взаимосвязь с уровнем интернет-зависимости [27,c.29].

Выводы по 1-ой главе:

Таким образом, можно сделать вывод, что игровая и интернет-зависимость являются одним из способов аддиктивной реализации, характерной для лиц, имеющих определенный преморбидный фон (т.е. личностные особенности, способствующие формированию собственно аддиктивной личности, либо аддиктивной реализации с помощью Интернет у уже сформировавшегося аддикта). Вряд ли стоит ожидать широкого распространения интернет-зависимости, о котором нас предупреждали СМИ, учитывая данные об этиологии и эпидемиологии данного расстройства, однако такие пациенты уже существуют "здесь и сейчас" и с течением времени меньше их не станет.

Общие чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:

Психологические симптомы:

1. Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

2. Невозможность остановиться;

3. Увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

4. Пренебрежение семьей и друзьями;

5. Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

6. Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

7. Проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

1. Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

2. Сухость в глазах;

3. Головные боли по типу мигрени;

4. Боли в спине;

5. Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

6. Пренебрежение личной гигиеной;

7. Расстройства сна, изменение режима сна.

Патологическое использование компьютера, возможно, не так опасно в своем влиянии на человека, как, например, алкоголизм или наркомания (химические зависимости). Однако очевидно, что компьютерная аддикция все же негативно влияет на личность человека.

Наши рекомендации