Организация проведения курсовой работы

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа по дисциплине «Технологии программирования» посвящена разработке программного продукта среднего уровня сложности с развитым пользовательским интерфейсом.

Цель курсовой работы - приобретение практических навыков в области:

1. разработки

- структурной и функциональной схем программного обеспечения;

- структур данных;

- алгоритмов и реализующих их программ;

- стратегии тестирования и тестовых данных;

2. отладки интерактивных систем программного обеспечения;

3. составления пояснительной записки, содержащей обоснование принятых проектных решений;

4. применения нормативных документов, регламентирующих состав, содержание и форму технической документации на разработанный программный продукт.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Тематика курсовых работ

При выполнении работы студенты должны приобрести практические навыки проектирования программных продуктов среднего уровня сложности. Язык и среду программирования студент выбирает самостоятельно, исходя из выбранной технологии программирования, решаемой задачи, а также личных предпочтений.

Примерные темы курсовых работ:

1. Разработать программу, которая выполняет сортировку по латинскому алфавиту.

2. Программа «Телефонный справочник». Разработка программы, которая позволяет найти нужные сведения в телефонном справочнике.

3. Разработать программу «Калькулятор».

4. Разработать программу, которая будет проверять является ли квадратная матрица магическим квадратом.

5. Составить список учебной группы, включающий 25 человек. Для каждого студента указать дату рождения, год поступления, курс группу, оценки каждого года обучения. Информацию о каждом учащимся оформить в программе в виде записки.

6. Разработать программу «Текстовый редактор».

7. Разработать программу «Графический редактор».

8. Мониторинг работы компьютеров в локальной сети учебной аудитории

9. Тема, предложенная студентом и утвержденная преподавателем.

Порядок выполнения курсовой работы

В процессе выполнения курсовой работы студенты должны:

1. разработать развернутое техническое задание на программный продукт;

2. выполнить анализ задания, выбрать технологию проектирования и разработать проект программного продукта;

3. выбрать структуры данных для реализации предметной области программного продукта;

4. разработать интерфейс пользователя;

5. выбрать стратегию тестирования и разработать тесты;

6. выбрать язык и среду программирования, наиболее удовлетворяющий проведенным разработкам;

7. разработать алгоритмы и реализовать их в выбранной среде разработки;

8. выполнить тестирование и отладку;

9. разработать необходимую документацию, указанную в техническом задании.

СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

Пояснительная записка должна содержать обоснование основных проектных решений, принятых студентом на каждом этапе разработки. Решения должны приниматься исходя из особенностей проектируемого продукта и специфики области его применения. Не должно быть обоснований типа «удобнее», «целесообразнее» и т. п. Необходимо пояснить, чем удобнее, почему целесообразно. По возможности необходимо четко формулировать основания для принятия того или иного решения.

1. Введение.В этом разделе обосновывается актуальность разработки, по возможности, анализируются существующие аналоги и проводится их сравнение с разрабатываемой системой.

2. Анализ задания и выбор технологии, языка и среды разработки.В этом разделе записки обосновывается и осуществляется выбор одной из современных технологий программирования. А затем поясняется выбор языка и среды разработки.

3. Разработка диаграммы вариантов использования.Определяютсяспособы и формы взаимодействия пользователей с системой и разрабатывается диаграмма вариантов использования с применением языка моделирования UML.

4. Определение структуры программного продукта. В данном разделе проводится анализ предметной области задачи и ее разбиение (декомпозиция) в соответствии с выбранной технологией.

Структурная схема - схема, отражающая состав и взаимодействие частей разрабатываемого продукта. При объектной декомпозиции такими частями являются объекты (рисунок 1), при структурной декомпозиции – подпрограммы (рисунок 2).

Для тем, связанных с нечисловой обработкой данных, этот раздел должен содержать информационную модель системы, которая может быть представлена функциональной схемой.

Функциональная схема - схема взаимодействия частей системы с описанием информационных потоков, состава данных в потоках и указанием используемых файлов и устройств.

организация проведения курсовой работы - student2.ru

Рисунок 1 - Структурная схема программного продукта (объектная декомпозиция)

организация проведения курсовой работы - student2.ru

Рисунок 2 - Структурная схема программного продукта (процедурная декомпозиция)

Большое значение при разработке структуры программного продукта имеет выбор алгоритмов предметной области и структур данных.

Для заданий, при выполнении которых используются сложные математические методы, и заданий, при реализации которых студентом предлагался собственные оригинальные алгоритмы, обязательным является присутствие в записке обоснование выбора метода (по вычислительной сложности или другим соображениям). В этом же разделе приводятся и сами алгоритмы (в виде схем или псевдокодов), и пояснения к ним.

Выбор структур данных осуществляется на основе анализа основных процессов обработки информации (статические или динамические, массивы или другие структуры). При необходимости создаются новые структуры данных или модифицируются уже известные.

Обычно при выборе структур учитываются следующие параметры: объем и типы данных, а также основные операции над данными (хранение, поиск, сортировка) и частота обращения к ним в процессе выполнения программы. Если возможны варианты, то производится их оценка по объему требуемой памяти и вычислительной сложности выполнения основных операций.

5. Разработка пользовательского интерфейса. Этот раздел содержит обзор различных способов и форм взаимодействия пользователя с системой и обоснование выбора определенной формы диалога для общения с разрабатываемым программным продуктом. Проводится разработка структуры диалога и приводится граф диалога интерфейса, отражающий эту структуру. В случае табличной формы диалога дается описание всех оконных форм и меню (рисунки 3 и 4).

организация проведения курсовой работы - student2.ru

Рисунок 3 - Иерархии меню

организация проведения курсовой работы - student2.ru

Рисунок 4 - Экранная форма

В современных условиях наибольшее распространение получил графический интерфейс. Интерфейс командной строки используется всё реже и, как правило, в приложениях системного характера. Под графическим пользовательским интерфейсом (ГПИ) понимается определённая среда, которая на основе многооконного графического представления данных организует интерфейс ПС и пользователя.

Существуют общие принципы, на которых базируется ГПИ:

- графический режим работы;

- многооконность;

- использование манипулятора типа мышь;

- представление ряда объектов иконками;

- идентичность изображаемого объекта объекту, представленному на экране, и наглядность изображения;

- стандартное представление всех основных действий и элементов графической среды;

- множество типовых элементов (строк меню, кнопок, активных областей и т.п.), используемых при разработке аналогичных программных средств и облегчающих процесс их кодирования.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

Оформление текстового материала

Пояснительная записка оформляется на листах формата А4. Графический материал можно оформлять на листах формата А3.

Для печати пояснительной записки используется шрифт Times New Roman размером 14 pt, выравнивание - по ширине страницы, с обязательным переносом слов. Шрифт, используемый в иллюстративном материале (таблицы, графики, диаграммы и т.п.), при необходимости может быть меньше, но не менее 10 pt.

Межстрочный интервал в основном тексте – полуторный. В иллюстративном материале межстрочный интервал может быть одинарным.

Поля страницы:

- левое поле – 25 мм,

- правое поле – 15 мм,

- верхнее и нижнее поле – 20 мм.

Отступ абзаца – 7,5 мм.

Нумерация страниц - сквозная.

Первая страница - титульный лист курсовой работы. Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Вторая страница – содержание.

Затем следуют разделы записки в порядке, определенном логикой изложения материала.

Каждый раздел работы должен начинаться с новой страницы. Подразделы следуют друг за другом без вынесения на новую страницу. Заголовки разделов, а также заголовки введения, заключения, содержания и списка литературы должны быть напечатаны прописными буквами и располагаться посредине строки. Заголовки подразделов начинаются с прописной буквы, последующие буквы – строчные. Заголовки подразделов могут начинаться с левого края страницы или быть расположенными посредине строки.

Разделы нумеруются арабскими цифрами (1,2,3). Слово "Раздел" не пишется. Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела (1.1, 1.2, 1.3, и т.п.). После цифры точка не ставится и пишется соответствующий заголовок. Точка в конце заголовков не ставится. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Допускается выделение заголовков жирным шрифтом. Не допускается использование подчеркивания в заголовках. Не допускается также использование двух и более типов выделения в заголовках (например, курсив и жирный шрифт, курсив и другой цвет, отличный от основного текста).

Записка завершается списком литературы.

Далее могут следовать приложения, содержащие материал, не вошедший в записку по причине ее ограниченного размера, но интересный для более глубокого понимания назначения и возможностей разработки. Пояснительная записка может содержать одно и более приложений.

Оформление рисунков, таблиц и формул

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) могут быть приведены как в основном тексте, так и в приложениях. Все иллюстрации именуются рисунками. Все рисунки, таблицы и формулы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела. В приложении - в пределах приложения.

Каждый рисунок должен иметь подрисуночную подпись. Например:

Рисунок 2.1 – Форма окна основного меню

На все рисунки, таблицы и формулы в записке должны быть ссылки в виде: «(рисунок 2.1)» или « форма окна основного меню приведена на рисунке 2.1».

Рисунки и таблицы должны размещаться сразу после той страницы, на которой в тексте записки она упоминается в первый раз. Если позволяет место, рисунок (таблица) может размещаться в тексте на той же странице, где на него дается первая ссылка.

Если рисунок занимает более одной страницы, на всех страницах, кроме первой, проставляется номер рисунка и слово «Продолжение». Например:

Рисунок 12. Продолжение

Рисунки следует размещать так, чтобы их можно было рассматривать без поворота записки. Если такое размещение невозможно, рисунки следует располагать так, чтобы для рассматривания надо было повернуть записку по часовой стрелке. В этом случае верхним краем является левый край страницы. Расположение и размеры полей сохраняются в соответствии с выбранными.

Рисунки и подрисуночные надписи центрируются и располагаются без абзацного отступа. До и после рисунка необходимо наличие пробельных строк одинарного интервала.

Таблицы в тексте должны быть пронумерованы в пределах раздела. Ссылка на таблицу в тексте дается по ее номеру (например, "см. таблицу 1.1"). Над таблицей по центру листа помещается слово "Таблица", ее порядковый номер (2.1, 2.2, 2.3 и т.п.) и название. Точка в конце названия таблицы не ставится. После названия помещается сама таблица без пробельных строк. После таблицы перед тестом обязательное наличие пробельной строки.

Заголовки столбцов и строк таблицы должны начинаться с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение, либо со строчной, если подзаголовок строки или столбца составляет одно предложение с соответствующим заголовком. Заголовки записывают, как правило, параллельно строкам таблицы. При необходимости можно заголовки записывать перпендикулярно строкам.

При необходимости таблицу можно переносить на другую страницу. В этом случае допустимы два варианта оформления. Первый заключается в том, что заголовки столбцов (или строк) таблицы пронумеровываются, и на следующей странице не повторяется текст заголовков, а проставляется только соответствующий номер столбца (строки). Над продолжением таблицы сверху печатаются слова "Продолжение таблицы 1.1". Название таблицы на новой странице не повторяется.

Второй вариант заключается в использовании стандартных функций текстового редактора (например, Microsoft Word), который позволяет при переносе таблиц на следующую страницу автоматически повторять названия заголовков столбцов (строк) таблицы. В этом случае слова "Продолжение таблицы..." можно не печатать.

Все помещаемые в текст формулы должны быть пронумерованы в пределах раздела, например, формулы (2.1), (2.2), (2.3) и т.д., где первая цифра обозначает номер главы, а вторая – номер формулы в пределах этой главы. Номер формулы проставляется в круглых скобках арабскими цифрами с правого края листа на уровне оси, проходящей через центр формулы. Сама формула должна быть отцентрирована относительно текста. Ссылки в тексте на соответствующую формулу даются также в круглых скобках, например "...расчет данных проводился по формуле (1.2)...".

Оформление текстов программ

Тексты программ должны оформляться в соответствии с «хорошим стилем» программирования, т.е. должны быть легко читаемы и хорошо документированы. В текстах должны быть комментарии. Однако комментарии не должны затенять структуру текста и должны быть ясными и краткими. Наименование программ и подпрограмм должны отражать их назначение. Логическая структура программы должна быть отражена в ее тексте с помощью:

1. пустых строк между текстами подпрограмм и отдельных ее функционально законченных частей;

2. сдвигами текста в строке при написании:

- заголовков вложенных циклов;

- тела цикла после его заголовка;

- альтернатив разветвлений процесса обработки данных.

Оформление списка литературы

Использованные в процессе работы литературные источники указываются в конце работы перед приложениями.

Порядок указания источников следующий:

- законодательные акты;

- указы Президента, постановления Правительства РФ;

- нормативные акты;

- учебники, монографии, диссертации и т.п.;

- статьи из периодических изданий;

- справочники;

- интернет-ресурсы.

Внутри каждого подраздела списка литературные источники располагаются в алфавитном порядке (авторов или названий).

Все источники должны быть пронумерованы арабскими цифрами (сквозная нумерация по всему списку литературы).

Ссылка на источник в тексте работы приводится в квадратных скобках с указанием номера из списка литературы, например: "...в учебнике [2] дается такое определение...". Допускается также при ссылке на источник указывать соответствующую страницу издания, которая цитируется в работе: "...в учебнике [2, с.12] дается такое определение ...".

Недопустимо заимствование текста из литературных источников без ссылки на автора цитаты.

Оформление приложений

Приложения помещаются после списка использованных литературных источников и последовательно нумеруются заглавными буквами русского алфавита (ПРИЛОЖЕНИЕ А, ПРИЛОЖЕНИЕ Б и т.д.). В тексте работы на все приложения должны быть приведены ссылки. Расположение приложений в конце документа должно соответствовать порядку появления ссылок на них в тексте.

Каждое приложение начинается с новой страницы. В верхнем правом углу страницы указывается слово "ПРИЛОЖЕНИЕ" и ставится его порядковый номер (например, "ПРИЛОЖЕНИЕ В"). Каждое приложение должно иметь заголовок, который ставится на следующей строке после слова "ПРИЛОЖЕНИЕ", и этот заголовок центруется относительно текста.

Приложение должно иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц. Все приложения должны быть перечислены в содержании с указанием их номеров и заголовков.

Если одно приложение содержит несколько рисунков, таблиц, формул, они должны быть пронумерованы в пределах этого приложения, например, "Рисунок А.3", "Таблица Б.2" и т.п. Остальные правила оформления иллюстративного материала в приложении такие же, как и для иллюстративного материала основного текста.

Оформление содержания

В содержании указываются все основные части работы: введение, главы и параграфы, заключение, приложение и т.д., и проставляются номера страниц.

Заголовок (слово "СОДЕРЖАНИЕ") центрируется относительно текста. При проставлении страниц, соответствующих частям работы, может быть использована табуляция с заполнением.

При необходимости, текст содержания можно оформить через один интервал, для того чтобы все содержание поместилось на одной странице.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Пояснительная записка

К курсовому проекту

по дисциплине «Технология программирования»

на тему:

«»

Выполнил студент гр. Б03-781-1

Иванов И.И.

Проверил ст. преподаватель

Ганиева Г. В.

Сарапул 2016г

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Титульный лист технического задания

К курсовому проекту

по дисциплине «Технология программирования»

на тему:

«»

Выполнил студент гр. Б03-781-1

Иванов И.И.

Проверил ст. преподаватель

Ганиева Г. В.

Сарапул 2016г

ЛИТЕРАТУРА

1. Буч Г., Рамбо Д., Джекобсон А. Язык UML. Руководство пользователя. – М.: ДМК. 2005. – 432с.

2. Липаев В.В. Системное проектирование сложных программных средств для информационных систем. – М.: СИНТЕГ, 2008 – 224с.

3. Липаев В.В. Отладка сложных программ. Методы, средства, технологии. – М.: Энергоатомиздат. 2007 – 364с.

4. Орлов С.А. Технологии разработки программного обеспечения. СПб.: Питер, 2010. – 480с.

5. Фаулер М., Скотт К. UML в кратком изложении. Применение стандартного языка объектного моделирования. М.: «Мир», 2012 – 192с.

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа по дисциплине «Технологии программирования» посвящена разработке программного продукта среднего уровня сложности с развитым пользовательским интерфейсом.

Цель курсовой работы - приобретение практических навыков в области:

1. разработки

- структурной и функциональной схем программного обеспечения;

- структур данных;

- алгоритмов и реализующих их программ;

- стратегии тестирования и тестовых данных;

2. отладки интерактивных систем программного обеспечения;

3. составления пояснительной записки, содержащей обоснование принятых проектных решений;

4. применения нормативных документов, регламентирующих состав, содержание и форму технической документации на разработанный программный продукт.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Тематика курсовых работ

При выполнении работы студенты должны приобрести практические навыки проектирования программных продуктов среднего уровня сложности. Язык и среду программирования студент выбирает самостоятельно, исходя из выбранной технологии программирования, решаемой задачи, а также личных предпочтений.

Примерные темы курсовых работ:

1. Разработать программу, которая выполняет сортировку по латинскому алфавиту.

2. Программа «Телефонный справочник». Разработка программы, которая позволяет найти нужные сведения в телефонном справочнике.

3. Разработать программу «Калькулятор».

4. Разработать программу, которая будет проверять является ли квадратная матрица магическим квадратом.

5. Составить список учебной группы, включающий 25 человек. Для каждого студента указать дату рождения, год поступления, курс группу, оценки каждого года обучения. Информацию о каждом учащимся оформить в программе в виде записки.

6. Разработать программу «Текстовый редактор».

7. Разработать программу «Графический редактор».

8. Мониторинг работы компьютеров в локальной сети учебной аудитории

9. Тема, предложенная студентом и утвержденная преподавателем.

Наши рекомендации