Хранение и обработка информации в базах данных – 8 час.
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
Þ что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
Þ что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
Þ структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
Þ что такое логическая величина, логическое выражение;
Þ что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
Þ открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
Þ организовывать поиск информации в БД;
Þ редактировать содержимое полей БД;
Þ сортировать записи в БД по ключу;
Þ добавлять и удалять записи в БД;
Þ создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:
Учащиеся должны знать/понимать:
• что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
• назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
• назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
• что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
• что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
• какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
• что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
• что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
• структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
• что такое логическая величина, логическое выражение;
• что такое логические операции, как они выполняются.
• что такое электронная таблица и табличный процессор;
• основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
• какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
• основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
• графические возможности табличного процессора.
• что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
• сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
• что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
• в чем состоят основные свойства алгоритма;
• способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
• основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
• назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
• основные виды и типы величин;
• назначение языков программирования и систем программирования;
• что такое трансляция;
• правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
• последовательность выполнения программы в системе программирования.
• основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
• историю способов записи чисел (систем счисления);
• основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
• в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
• осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
• осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
• осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
• работать с одной из программ-архиваторов.
• приводить примеры натурных и информационных моделей;
• ориентироваться в таблично организованной информации;
• описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
• открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
• организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;
• сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;
• создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
• открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
• редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
• выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
• получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
• создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
• при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
• пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
• выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
• составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;
• выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
• работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
• составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
• составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
• отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
• регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ урока | Тема урока, практического занятия | Глава, параграф | Тип урока | Повторение | Контроль | Домашнее задание | Примерные сроки проведения урока | Примечание |
Управление и алгоритмы (11 ч.) | ||||||||
1. | Правила поведения в компьютерном классе. Контроль остаточного уровня знаний материала 8-го класса. | Комбинированный | Тренировочный тест | Контрольный тест | 02.09.17 | |||
2. | Кибернетическая модель управления. Управление с прямой и обратной связью. | Глава 1, § 1-2 | Традиционный | § 1-2, КДЗ 1 | 02.09.17 | Сопровождение урока: часть1, часть 2, часть 3 | ||
3. | Определение и свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. | Глава 1, § 3 | Традиционный | Экспресс-опрос | 09.09.17 | Сопровождение урока: часть1, часть 2, часть 3 | ||
4. | Графический учебный исполнитель «Стрелочка». Устройство и система команд ГРИС «Стрелочка» | Глава 1, § 4 | Комбинированный. | Практическая работа: з. 1, з. 2, з.3 | § 3-4, КДЗ 1 | 09.09.17 | Сопровождение урока | |
5. | Построение фигур в ГРИС «Стрелочка» с использованием линейных алгоритмов | Глава 1, § 4 | Практикум | Практическая работа: з. 1, з. 2, з.3 | 16.09.17 | |||
6. | Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы | Глава 1, § 5 | Комбинированный. | Тренировочная задача | § 5, КДЗ 2 | 16.09.17 | Сопровождение урока: часть 1, часть 2, часть 3 | |
7. | Циклические алгоритмы. Язык блок-схем. Цикл в процедуре. | Глава 1, § 6 | Комбинированный | 23.09.17 | Сопровождение урока: часть 1, часть 2 | |||
8. | Циклические алгоритмы построения фигур в ГРИС «Стрелочка» | Глава 1, § 6 | Практическая работа | Задания практической работы (2 варианта) | § 6, КДЗ 3 | 23.09.17 | ||
9. | Ветвление и вспомогательные алгоритмы | Глава 1, § 7 | Комбинированный | 30.09.17 | Сопровождение урока | |||
10. | Метод последовательной детализации алгоритма | Глава 1, § 7 | Практикум: задача 1, задача 2 | Тренировочный тест | § 1-7, КДЗ 4, подготовка к КР | 30.09.17 | Сопровождение урока | |
11. | Обобщение по теме «Управление и алгоритмы» | Контрольный | Контрольный тест, задача | 07.10.17 | ||||
Введение в программирование (25 ч.) | ||||||||
12. | Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами. | Глава 2, § 8-9 | Объяснение нового материала | § 8-9, КДЗ 5 | 07.10.17 | Сопровождение урока: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4 | ||
13. | Знакомство со средой языка программирования ABC Pascal | Глава 2, § 11 | Комбинированный | 14.10.17 | ||||
14. | Понятие линейного вычислительного алгоритма | Глава 2, § 10 | Комбинированный | Задачи для решения | § 10-11, КДЗ 6 | 14.10.17 | Сопровождение урока | |
15. | Программирование линейных вычислительных алгоритмов | Глава 2, § 10-11 | Практикум | Решения | 21.10.17 | Сопровождение урока | ||
16. | Программирование линейных вычислительных алгоритмов | Глава 2, § 10-11 | Самостоятельная практическая работа | Задания по вариантам | 21.10.17 | Дополнительное задание | ||
17. | Алгоритмы с ветвящейся структурой | Глава 2, § 12 | Объяснение нового материала | 28.10.17 | Сопровождение урока | |||
18. | Программирование ветвлений на ABC Pascal | Глава 2, § 13 | Комбинированный | § 12-13, КДЗ 7 | 28.10.17 | Задачи для решения | ||
19. | Стандартные приемы программирования ветвлений | Глава 2, § 12-13 | Практикум | Словарный диктант | Темы рефератов | 11.11.17 | Решения задач | |
20. | Отработка навыков программирования ветвлений. Программирование диалога | Глава 2, § 12-14 | Практикум | § 12-14 Подготовка к КР | 11.11.17 | Решения задач | ||
21. | Программирование ветвлений (контрольное занятие) | Глава 2, § 12-14 | Контрольная работа | Словарный диктант | 18.11.17 | |||
22. | Программирование ветвлений (контрольное занятие) | Глава 2, § 12-14 | Практическая работа | Задание СПР | 18.11.17 | |||
23. | Разновидности циклических структур. Алгоритм Евклида. | Глава 2, § 15-16 | Комбинированный | 25.11.17 | Сопровождение урока | |||
24. | Этапы решения вычислительной задачи. Программирование циклов | Глава 2, § 15-16 | Практикум | § 15-16, КДЗ 8 | 25.11.17 | Задачи практикума | ||
25. | Стандартные приемы программирования циклов | Глава 2, § 15-16 | Практикум | 02.12.17 | ||||
26. | Выбор циклической структуры для вычислительной задачи | Глава 2, § 15-16 | Практикум | § 15-16, подготовка к КР | 02.12.17 | Решения задач | ||
27. | Программирование циклов (контрольное занятие) | Глава 2, § 15-16 | Контрольная работа | Словарный диктант | 09.12.17 | |||
28. | Программирование циклов (контрольное занятие) | Глава 2, § 15-16 | Практическая работа | Задание СПР | Отправка рефератов на проверку | 09.12.17 | Задание | |
29. | Числовая таблица, понятие, виды числовых массивов | Глава 2, § 17-19 | Объяснение нового материала | 16.12.17 | Сопровождение урока | |||
30. | Приемы формирования и вывода массива | Глава 2, § 17-19 | Комбинированный | § 17-19, КДЗ 9 | 16.12.17 | Задачи практикума | ||
31. | Обработка массивов. Поиск наибольшего и наименьшего элементов | Глава 2, § 20-21 | Комбинированный | 23.12.17 | ||||
32. | Сортировка массива методом «пузырька». Стандартные приемы программирования. | Глава 2, § 20-21 | Комбинированный | § 17-21, доработать рефераты | 23.12.17 | |||
33. | Отработка навыков программирования массивов | Глава 2, § 20-21 | Практикум | 20.01.18 | ||||
34. | Стандартные приемы оптимизации алгоритма | Глава 2, § 20-21 | Практикум | подготовка к СПР | 20.01.18 | |||
35. | Программирование массивов (контрольный урок) | Глава 2, § 20-21 | Контрольная работа | Словарный диктант | Контрольный тест | 27.01.18 | ||
36. | Программирование массивов (контрольный урок) | Глава 2, § 20-21 | Практическая работа | Задание КПР | 27.01.18 | Решения | ||
Информационные технологии и общество (2 ч.) | ||||||||
37. | История информатики и вычислительной техники. История ЭВМ и микропроцессорной техники. История ПО. Информационная безопасность | Глава 3, § 22-27 | Конференция | Защита рефератов | 03.02.18 | |||
38. | ||||||||
Передача информации в компьютерных сетях (6 ч.) | ||||||||
39. | Как устроена компьютерная сеть. Виды компьютерных сетей (аппаратная и программная часть ЛВС). Электронная почта и другие услуги сети. Интернет и поиск информации в Интернет | Глава 1, § 1-5 | Лекция | § 1-5, КДЗ 10 | 10.02.18 | Сопровождение урока | ||
40. | ||||||||
41. | Отработка навыков работы с электронной почтой | Глава 1, § 1-5 | Практикум | Проверочная работа | 17.02.18 | |||
42. | Отработка навыков работы с поисковыми машинами в интернет | Глава 1, § 1-5 | Практикум | 17.02.18 | ||||
43. | Передача информации и поиск информации в локальной вычислительной сети. | Глава 1, § 1.1 | Комбинированный | 24.02.18 | ||||
44. | Архивирование информации. Антивирусная защита информации. | Глава 1, § 1.1 | Комбинированный | 24.02.18 | ||||
Информационное моделирование (2 ч.) | ||||||||
45. | Информационное моделирование | Глава 2, § 6-9 | Традиционный | § 6-9, | 03.03.18 | Сопровождение урока | ||
46. | Числовая информационная модель. Системы счисления. | Глава 4, § 17-18 | Комбинированный | § 17-18, КДЗ 11 | 03.03.18 | Сопровождение урока: ч. 1, ч. 2, ч. 3, ч. 4, ч. 5 | ||
Табличные вычисления на компьютере (8 ч.) | ||||||||
47. | Числа в памяти компьютера. Что такое электронная таблица. | Глава 4, § 19-20 | Традиционный | § 19-20, КДЗ 12 | 10.03.18 | Сопровождение урока | ||
48. | Интерфейс программы MS Excel. Виды данных. Правила заполнения таблицы. | Глава 4, § 21 | Комбинированный | § 21 | 10.03.18 | |||
49. | Работа с диапазонами. Относительная и абсолютная адресация. | Глава 4, § 22 | Комбинированный | § 22 | 17.03.18 | Демонстрационная таблица | ||
50. | Условная функция. Логическая функция. | Глава 4, § 23 | Комбинированный | § 23 | 17.03.18 | Функции Excel | ||
51. | Деловая графика | Глава 4, § 24 | Комбинированный | § 24 | 24.03.18 | |||
52. | ||||||||
53. | Отработка навыков работы в MS Excel. Математическое моделирование | Глава 4, § 25 | Практикум | § 25, подготовка к КР | 14.04.18 | |||
54. | ||||||||
55. | Контрольное занятие MS Excel | Итоговый практикум по теме | Контрольное задание | 21.04.15 | ||||
56. | ||||||||
Хранение и обработка информации в базах данных (8 ч.) | ||||||||
57. | Основные понятия базы данных. Виды и структура баз данных. | Глава 5, § 10 | Традиционный | 28.04.18 | Сопровождение урока | |||
58. | Что такое СУБД. Интерфейс программы MS Access | Глава 5, § 11 | Комбинированный | § 10-11, КДЗ 13 | 28.04.18 | |||
59. | Создание и заполнение базы данных. Разработка формы, заполнение БД с помощью формы | Глава 5, § 12 | Практикум | 05.05.18 | ||||
60. | Логические величины и формулы. Условия выбора, простые и сложные логические выражения | Глава 5, § 13-15 | Комбинированный | § 13-15 | 05.05.18 | |||
61. | Отработка навыков работы в MS Access. Сортировка, добавление и удаление записей | Глава 5, § 16 | Практикум | § 10-16 | 12.05.18 | Сопровождение урока | ||
62. | Подготовка к КР | 12.05.18 | ||||||
63. | Контрольное занятие MS Access | Итоговый практикум по теме | Контрольное задание | 19.05.18 | ||||
64. |