Выражения вещественного типа
В выражениях вещественного типа используются операнды всех типов Си, связанные знаками арифметических, логических операций, операций сравнения и круглыми скобками.
К арифметическим операциям относятся:
+ сложение 3.2 + 2.5 = 5.7
- вычитания 5.8 – 2.5 = 3.3
* умножение 3.5 * 2.0 = 7.0
/ деление 5.5 / 2.0 = 2.75
Логические операции и операции сравнения совпадают с соответствующими операциями для выражений целого типа.
Внимание! Не рекомендуется использовать операцию чистого равенства == для сравнения вещественных чисел – она, как правило, дает значение ложь (0).
Побитовые операции над операндами вещественноготипа не определены.
Приоритет и порядок выполнения операций в выражениях вещественного типа соответствует приоритету и порядку их выполнения в выражениях целого типа. Если в выражении вещественного типа встречаются операнды различных типов, то производится автоматическое преобразование типов к одному, самому длинному:
операнды типов char и short – к операндам типа int;
если хотя бы один из операндов имеет тип double, то и другие преобразуются в операнды типа double, и результат будет иметь тоже тип double;
если хотя бы один из операндов имеет тип long, то и другие преобразуются в операнды типа long, и результат будет иметь тоже тип long.
Примеры записи выражений вещественного типа
2.5 + 0.97*b*b
0.2e-4*x – 5.0e-12*y
Примеры вычислений выражений вещественного типа
ceil(log(1.0)) + ceil(exp(0.0))- round(pow(2.0,0)) = 0
floor(fmod(pow(1.6,2),pow(2.0,1))*10) - ceil(pow(1.41,2))=3
ceil(sqrt(2.0)) + floor(sqrt('D'-'A')) - (3|4) = -4
ceil(sqrt(10.0)) - floor(sqrt(3.0)) - 3%5 = 0
ОПЕРАТОРЫ ПРИСВАИВАНИЯ
Операторы присваивания служат для вычисления значений выражений и присваивания вычисленных значений переменным.
Оператор присваивания имеет вид
x = s;
где x – имя переменной,
s – выражение того же типа,
= – знак присваивания.
Оператор присваивания дает команду компьютеру на вычисление значения выражения справа от знака присваивания и запись вычисленного значения в ячейку памяти, отведенную для хранения переменной, стоящей слева от знака присваивания. При этом прежнее значение переменной аннулируется. Поэтому в программировании можно использовать, например, такие операторы присваивания:
y = y + 5;
Выполняя его, компьютер возьмет старое значение переменной y и увеличит его на 5, после чего полученное новое значение этой переменной снова запишет в отведенную для нее ячейку памяти.
Начинающий программист может сделать ошибку, записав слева от знака присваивания не имя переменной, а константу или выражение:
10.5 = x;
a + b = y + 5.2;
В отличие от Паскаля присваивание в Си может быть организовано несколькими способами:
как оператор присваивания:
a = 5;
как оператор-выражение:
a++;
как операция, встречающаяся в выражении несколько раз, при этом операции присваивания выполняются справа налево:
a = b = c = 5;
как операция, если стоит внутри других операций:
a = (b = 1) + 4;
Сначала переменной b будет присвоено значение 1, а затем к результату, полученному в скобках, будет прибавлено 4.
a = (b = 1, c = 2) + 4;
В этом случае сначала выполняются обе операции присваивания в скобках (перечисляются через запятые). Результат операций в скобках равен результату последней операции в них, то есть 2. После этого выполняются остальные операции в выражении, в данном случае операция сложения. Таким образом, одним оператором присваивания будут присвоены значения сразу трем переменным:
b = 1, c = 2, a = 6
Операции присваивания, изменяющие старые значения переменных, реализуются в Сиобъединенными арифметическими или побитовыми операциями присваивания: