Понятие технологии мультимедиа

Работая со многими компьютерными программами, пользователь не только видит тексты и неподвижные изображения, но и слышит звуки, просматривает анимации и видеоролики. При этом, как правило, он имеет возможность работать в интерактивном (диалоговом) режиме, переходить от последовательного просмотра информации к произвольному её просмотру, в соответствии со своими целями и задачами. Такие возможности обеспечиваются технологией мультиме-

Термин «мультимедиа» дословно означает «многие среды » (multi — много, media — среда) и трактуется как объединение текста, звука, графики и видео в одном информационном объекте.

Понятие технологии мультимедиа - student2.ru

Технология мультимедиа — это технология, обеспечивающая одновременную работу со звуком. видеороликами, анимациями, статическими изображениями и текстами в интерактивном (диалоговом) режиме.

5.1 .2. Области использования мультимедиа

Технология мультимедиа положена в основу создания всевозможных мультимедийных продуктов, характерными особенностями которых являются:

Понятие технологии мультимедиа - student2.ru объединение в одном продукте текстовой, графической, аудио- , видеоинформации, анимаций; Понятие технологии мультимедиа - student2.ru наличие интерактивного (диалогового) режима работы; Понятие технологии мультимедиа - student2.ru возможность быстрого поиска информации; Понятие технологии мультимедиа - student2.ru широкие возможности навигации; Понятие технологии мультимедиа - student2.ru возможность работы в реальном времени, в замедленном или в ускоренном темпе; Понятие технологии мультимедиа - student2.ru дружественный пользовательский интерфейс.

 

 
  Понятие технологии мультимедиа - student2.ru

Мультимедийные технологии широко применяются в образовании (электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и справочники, виртуальные лаборатории и т. д.), культуре и искусстве (компьютерные гиды, виртуальные экскурсии по музеям И историческим местам всего мира, цифровые коллекции произведений живописи и записей музыкальных произведений), науке (системы КОМпьютерного моделирования), бизнесе (реклама и продажа товаров и услуг), компьютерных играх и других областях человеческой деятельности .

WWW

Рекомендуем вам посетить один из лучших виртуальных музеев мира — Государственный Эрмитаж (http://www.hermitagemuseum.org/). Вы сможете совершить виртуальные экскурсии по залам Эрмитажа, задержать внимание на заинтересовавших вас экспонатах, прочитать о них справочную информацию, а самые ценные даже рассмотреть в деталях. Обратите ВНИМание на имеющиеся возможности поиска, позволяющие находить экспонат музея по его автору, названию, стилю, жанру, дате создания. Изображения, кроме того, можно искать по визуальным характеристикам — цветовой гамме («50 % жёлтого и 20 % голубого») или цветовой композиции («правый Понятие технологии мультимедиа - student2.ru верхний угол тёмный, середина светлая»).

Графика, звук, видео и текст, объединённые в мультимедийном продукте, требуют больших объёмов памяти. Поэтому для хранения и распространения мультимедийных продуктов обычно используются оптические диски. При наличии хороших каналов связи (высоко Понятие технологии мультимедиа - student2.ru скоростного доступа к сети Интернет) можно работать с мультиме Понятие технологии мультимедиа - student2.ru дийными продуктами, непосредственно размещёнными во Всемир Понятие технологии мультимедиа - student2.ru ной паутине.

Для работы с мультимедийными продуктами компьютер должен быть укомплектован аудиоколонками или наушниками, микрофоном, звуковой картой, устройством для чтения оптических дисков.

5.1 .З. Звук и видео как составляющие мультимедиа

Звук — это колебания воздуха или любой другой среды, в которой он распространяется. Звук характеризуется амплитудой (силой) и частотой (количеством колебаний в секунду)1 .

       
  Понятие технологии мультимедиа - student2.ru   Понятие технологии мультимедиа - student2.ru
 

Звуковые сигналы являются непрерывными. С помощью микрофона звуковой сигнал превращается в непрерывный электрический сигнал. Чтобы обрабатывать звук на компьютере, его надо дискретизировать превратить в дискретный сигнал, последовательность нулей и единиц (рис. 5.1). Функцию преобразования звука из непрерывной формы в дискретную при записи и из дискретной в непрерывную при воспроизведении выполняет звуковая карта (аудиоадаптер).

Понятие технологии мультимедиа - student2.ru

Рис. 5.1. Преобразование звука при вводе и выводе Понятие технологии мультимедиа - student2.ru

Качество преобразования непрерывного звукового сигнала в дискретный сигнал зависит:

1) от того, сколько раз в секунду будет измерен исходный сигнал

(частота дискретизации);

2) от количества бит, выделяемых для записи каждого результата измерений (разрядность дискретизации).

Чем больше разрядность и частота дискретизации, тем точнее представляется звук в цифровой форме и тем больше размер файла, хранящего такую информацию. Так, если измерять амплитуду звука 44 ООО раз в секунду и на запись каждого результата измерений отводить 16 битов (именно такие частота и разрешение нужны для высококачественной оцифровки звука), то для хранения 1 секунды звукозаписи потребуется приблизительно 86 Кб памяти.



wWw

Чтобы сформировать более полные представления о рассматриваемых вопросах, рекомендуем вам посмотреть анимации «Представление звука в компьютере» и «Аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразование», размещённые в Цциной коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

           
  Понятие технологии мультимедиа - student2.ru   Понятие технологии мультимедиа - student2.ru   Понятие технологии мультимедиа - student2.ru
 
 

Важной составляющей мультимедиа ЯВЛяютСЯ всевозможные двиэкущиеся изображения. Возможность их представления в памяти и воспроизведения на экране компьютера связана с особенностями нашего восприятия зрительной информации. Для того чтобы создать у человека иллюзию движения, ему можно показывать быстро сменяющиеся картинки, на которых изображены последовательные фазы движения.

На этом основано действие кино- или видеокамеры, производящей снимки 16, 24 или 36 раз в секунду. Кадры записываются на киноили видеоплёнку (рис. 5.2). Если затем запустить плёнку с той же скоростью через проектор (видеомагнитофон), возникнет иллюзия движения.

Звуковой ряд Видеоряд

Понятие технологии мультимедиа - student2.ru

Рис. 5.2. Структура видеообъекта (на примере киноплёнки)

а Задача. Рассчитать объём памяти, необходимой для представления одноминутного фильма на экране монитора с пространственным разрешением 800 х 600 пикселей и палитрой из 256 цветов. Понятие технологии мультимедиа - student2.ru

Решение.

Для кодирования 256 цветов потребуется 8 битов 1 байт. Следовательно, один кадр занимает 1 • 800 • 600 480 ООО байтов. Чтобы смена кадров не была заметна, нужно проецировать на экран 16 кадров в секунду. Получается 480 ООО • 16 7 680 ООО байтов, что равно примерно 7,4 Мб для одной секунды показа. Чтобы показать одноми Понятие технологии мультимедиа - student2.ru нутный фильм, потребуется 7,4 • 60 444 Мб. Ответ: 444 Мб. Понятие технологии мультимедиа - student2.ru

На практике применяются специальные алгоритмы сжатия видеоинформации, позволяющие в десятки раз уменьшить её исходный объём .

Понятие технологии мультимедиа - student2.ru

       
  Понятие технологии мультимедиа - student2.ru   Понятие технологии мультимедиа - student2.ru
 

Понятие технологии мультимедиа - student2.ru Узнать подробнее о некоторых способах создания эффекта движения в компьютере вы сможете, посмотрев анимации «Эффект движения», «Покадровая анимация», «Анимация спрайтами», размещённые в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Технология мультимедиа — это технология, обеспечивающая одновременную работу со звуком, видеороликами, анимациями, статическими изображениями и текстами в интерактивном (диалоговом) режиме.

Мультимедийные технологии широко применяются в образовании, культуре и искусстве, науке, бизнесе и других областях челове Понятие технологии мультимедиа - student2.ru ческой деятельности.

Графика, звук, видео и текст, объединённые в мультимедийном продукте, требуют больших объёмов памяти.

Вопросы и задания

1. Что такое мультимедиа? Каковы основные составляющие мультимедиа?

2. Где применяется технология мультимедиа?

З. Каковы особенности мультимедийных продуктов? Опишите известный вам мультимедийный продукт.

4. Опишите процессы преобразования звука при вводе в компьютер и при выводе.

5. Каким образом создаётся эффект движения в компьютере?

6.

       
  Понятие технологии мультимедиа - student2.ru   Понятие технологии мультимедиа - student2.ru
 

Вычислите, сколько байтов занимает на СТ) одна минута стереозаписи (частота дискретизации 44 ООО, разрядность Понятие технологии мультимедиа - student2.ru 16 битов). Какова максимальная продолжительность стереозаписи на диске ёмкостью 700 Мб?

7. Вычислите, какое количество информации содержит 1,5-часовой цветной фильм, если один его кадр содержит около мегабайта информации, а за 1 секунду сменяется 25 кадров.

Ё 5.2

Компьютерные презентации

Ключевые слова:

• презентация

• компьютерная презентация Понятие технологии мультимедиа - student2.ru слайд

• шаблон презентации

• дизайн презентации

• макет слаида

• гиперссылка

       
    Понятие технологии мультимедиа - student2.ru
  Понятие технологии мультимедиа - student2.ru
 

эффекты анимации

Что такое презентация

Презентация (от английского «presentation» — представление) — это публичный способ представления информации, наглядный и эффектный.

Понятие технологии мультимедиа - student2.ru

Компьютерная презентация — мультимедийный продукт, представляюидий собой последовательность выдержанных в одном графическом стиле слайдов, содержащих текст, рисунки, фотографии, анимацию, видео и звуковой ряд.

Понятие технологии мультимедиа - student2.ru

Слайд презентации — это многослойная структура: на выбранный фон можно наслаивать текст, изображения и другие объекты. Слои можно перемещать друг относительно друга, выбирая наиболее подходящий вариант расположения объектов. Объекты слаида можно настроить так, что при демонстрации они будут появляться в определённой последовательности и через заданные промежутки времени. Также для каждого объекта можно выбрать способ его появления

Понятие технологии мультимедиа - student2.ru

на слайде — эффект анимации: возникновение, вылет, выползание и многое другое.

Смена слайдов может происходить по щелчку мышью или автоматически, через заданные промежутки времени. Она может сопровождаться разными звуками и анимационными эффектами.

На слайдах могут быть размещены не только всевозможные информационные объекты (тексты, схемы, таблицы, фотографии и т. д.), но и гиперссылки (рис. 5.3), обеспечивающие переход к информационным объектам на других слайдах презентации, в других файлах и даже в сети Интернет. Гиперссылками являются и размещаемые на слаидах управляющие кнопки, обеспечивающие навигацию (перемещение) по слайдам презентации.

Если в качестве гиперссылок выступают только текстовые объекты (слова или словосочетания), то такая технология называется ги Понятие технологии мультимедиа - student2.ru Понятие технологии мультимедиа - student2.ru пертекстом. Если же в качестве гиперссылок кроме текстовых выступают графические и звуковые объекты, то такая технология называетсл гипермедиа.

  207 Понятие технологии мультимедиа - student2.ru Понятие технологии мультимедиа - student2.ru Понятие технологии мультимедиа - student2.ru

Воп ос Понятие технологии мультимедиа - student2.ru

Рис. 5.3. Примеры объектов-гиперссылок

Компьютерные презентации обычно используют:

Понятие технологии мультимедиа - student2.ru при изложении нового материала ученикам и студентам; Понятие технологии мультимедиа - student2.ru в процессе выступлений с докладами на конференциях;

• для рекламы товаров на выставках; Понятие технологии мультимедиа - student2.ru в бизнесе для того, чтобы ярче преподнести потенциальным клиентам и инвесторам свои идеи и т. д.

Наши рекомендации