Разрешение конфликта с помощью позиций восприятия
1. Определите конфликтную ситуацию, которая требует решения.
2. Диссоциируйтесь от этого воспоминания. Посмотрите этот эпизод как фильм или слайд. Как ведут себя участники конфликта? Как они одеты? Как двигаются? Ели трудно диссоциироваться – следует применить двойную диссоциацию или прозрачный экран.
3. Ассоциируйтесь с собой (первая позиция). Опишите состояние по ВАКу. Опишите оппонента. На каком расстоянии Вы его видите? Как звучит его голос? Как выглядит фон? Опишите проблему со своей точки зрения, возможные пути разрешения конфликта.
4. Диссоциируйтесь (третья позиция). Посмотрите, что изменилось в конфликте.
5. Ассоциируйтесь с оппонентом (вторая позиция). Опишите человека в первой позиции. Как он выглядит? Как ведет себя? Как выглядит фон из этой позиции? Опишите проблему из этой точки зрения, возможные пути решения.
6. Диссоциируйтесь (третья позиция). Как теперь выглядит конфликт и его участники? Что изменилось? Какие ресурсы им нужны для решения конфликта? Откуда их можно взять и каким образом добавить? Добавьте ресурсы. Что изменилось после добавления ресурсов?
7. Повторить шаги 3, 4, 5 до тех пор, пока решение не будет найдено и конфликт не будет разрешен.
8. Экология и присоединение к будущему.
ВНИМАНИЕ:
Обязательным условием является невозможность перехода из первой во вторую позицию и наоборот – только через ДИССОЦИАЦИЮ.
Возможные сложности:
● Клиент из третьей позиции явно поддерживает первую и старается руководить действиями второй – объяснить невозможность.
● Отсутствие диссоциации – дрожь и слезы в третьей позиции – увеличить диссоциацию.
● Конфликт ритуальный – разрешения не требует.
● Если конфликт не движется к разрешению – конфликт несет человеку ВТОРИЧНУЮ ВЫГОДУ.
● Если запрос определяется: «Как мне задавить оппонента?» – решения нет. Дать понять это Клиенту.
● Клиент хочет только, чтобы изменилась вторая позиция – добиться понимания невозможности.
● Если Клиент из третьей позиции не может привнести ресурсы (не знает какие) – помочь (метафоры, рефрейминги и т.п).
Если конфликт с группой – создать олицетворение группы, метафору – «выразитель» интересов группы.
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ
➢ Сквозное (европейское) – линеарное. Рассматривается опыт, непрерывно сравнивая настоящий момент с прошлым (опытом), прошлое с будущим, и находит, что для каждого момента это было подходящим.
➢ Включенное (арабское) – циклическое. Человек полностью соединяется с текущим моментом. Фокусируется на настоящем. Может опаздывать, потому что увлечен тем, что делает. Может забыть об обязательствах в прошлом или о будущих последствиях.
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
ОРИЕНТАЦИЯ ВО ВРЕМЕНИ
➢ Прошлое. Человек больше говорит о прошлых событиях, опыте.
➢ Настоящее.Человек больше говорит о текущих событиях, обстоятельствах.
➢ Будущее.Человек больше говорит о перспективах, о своих планах, о предстоящих событиях.
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
ИНТЕГРАЛЬНАЯ МАТРИЦА ВНИМАНИЯ
(«Кубик Р. Дилтса»)
МОДЕЛЬ SCORE
Модель SCORE – способ построения причинно-следственных связей, соотнесенных с временными линиями.
Модель SCORE определяет компоненты, необходимые, чтобы эффективно организовать информацию о любой цели или изменении. Эти элементы представляют минимальное количество информации, которую нужно собрать, чтобы добиться изменений.
S(symptoms) симптомы – как правило, наиболее заметные и осознаваемые аспекты предъявляемой проблемы или имеющегося состояния.
C(cause) причины – лежащие наиболее глубоко элементы, ответственные за формирование и обретение этих симптомов. Они менее явны, чем симптомы.
O (outcome) целевой результат– действительная цель или желаемое состояние, которое займет место этих симптомов.
R(resources) ресурсы – более глубоко лежащие элементы, ответственные за формирование и достижение целей, например: уверенность, любопытство, превосходство и т. п. Техники, формы – это структуры для использования конкретных ресурсов.
E(effects) эффекты-последствия – это результаты или отклики на достижение конкретного результата. Положительные эффекты часто являются причиной или мотивацией того, что люди хотят, чтобы результат начинался с эффекта.
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
СИСТЕМНЫЙ SCORE – МАТРИЦА ВНИМАНИЯ
Данная техника предназначается для системного сбора информации
SCORE на линии жизни
1. Определите Линию Жизни (ЛЖ) на земле (на полу) и покажите, где находится прошлое, настоящее и будущее. Станьте на ЛЖ в точке 1 . Опишите симптомы проблемного состояния.
2. Сойдите с ЛЖ. Опишите чего вы хотите? Снова зайдите на ЛЖ и сделайте шаг вперед в положение. Опишите свой результат по ВАКу, как вы его сделали.
3. Сделайте еще один шаг в положение 3. Что это вам дает, что дает вам то, что у вас есть (цель)? Какие преимущества получаете Вы и другие люди от того, что у вас есть (цель)?
Решение проблемы
Прошлое Настоящее Будущее
4 1 2 3
Причины Симптомы Результат Эффекты
Ресурсы
4. Сойдите с ЛЖ. Проверьте, действительно ли ваша цель (результат) именно тот.
5. Снова встаньте на ЛЖ в точке 1. Ассоциируйтесь с симптомами. Пройдите в обратном направлении по ЛЖ, находясь в состоянии, при котором проблема сохраняется, и двигайтесь в этом направлении во времени до тех пор, пока не отыщите причин проблемы, добираясь до их корней. Вернитесь к тому месту, где вы зафиксировали эти причины достаточно для того, чтобы понять, в чем они заключаются.
6. Сойдите с ЛЖ и определите те ресурсы, которые были нужны вам тогда. Определите время в своей жизни, когда вы располагали такими ресурсами. Вновь зайдите на ЛЖ в соответствующем месте и ощутите эти ресурсы.
7. Станьте лицом к тому месту, где находятся причины (место 4 на ЛЖ), представьте, что вы посылаете эти ресурсы себе туда и тогда, когда они были вам нужны.
8. Продолжая полностью ощущать эти ресурсы, вернитесь на место 4 на ЛЖ и попытайтесь снова ощутить себя самого в то время, с этими ресурсами. Обратите внимание на то, как вы себя чувствуете сейчас.
После того как вы почувствуете уверенность в месте 4 в том, что вы имеете все ресурсы, которые вам нужны, медленно пройдите вперед по местам 1, 2 и 3, обращая внимание на то, какое влияние оказывает при этом на симптомы проблемы, и как вы ощущаете достижение результата и его эффекты.
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________