Экономические показатели- стоимость оборудования и ПО.
По мере развития вычислительной техники все более расширялись границы применения ЭВМ. Если первоначально они использовались для математических вычислений, то в настоящее время применяются преимущественно для обработки информации. Информация — это одно из наиболее общих понятий, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.
Все мы существуем в мире информации. Человек непосредственно воспринимает окружающий мир, т.е. получает информацию с помощью органов чувств. Наибольшее количество информации (примерно 80... 90 %) человек получает с помощью зрения, примерно 10... 15 % — с помощью слуха и только 1 ...2 % — с помощью других органов чувств (обоняния, осязания и вкуса). Полученная в форме зрительных, слуховых и других образов информация сохраняется в памяти человека и используется в повседневной жизни. При этом в мозгу человека происходит обработка информации. На основе информации, полученной с помощью органов чувств, и теоретических знаний, приобретенных в процессе обучения и накопления жизненного опыта, человек создает информационные модели окружающего мира. Такие модели позволяют ему ориентироваться в окружающем мире и принимать разумные решения для достижения поставленных целей.
В процессе общения с другими людьми человек передает и получает информацию. Обмен информацией между людьми может осуществляться в различных формах (письменной, устной или с помощью жестов). Для обмена информацией всегда используется определенный язык (русский, азбука Морзе и т.д.). Для того чтобы информация была понятна, язык должен быть известен всем людям, участвующим в общении. Чем большее количество языков вы знаете, тем шире может быть круг вашего общения.
История человеческого общества — это, в определенном смысле, история накопления и преобразования информации. Весь процесс познания является процессом получения, преобразования и накопления информации (знаний). Но информация может быть получена не только с помощью органов чувств и через общение.
Сам человек может быть творцом информации. Осмысливая (обдумывая) сведения, полученные с помощью собственных ор ганов чувств, различных измерительных приборов, из письменных источников, общения с другими людьми (как непосредственного, так и с помощью радио, телевидения и других средств телекоммуникаций), человек может получать какие-то новые сведения, т. е. переработка информации приводит к появлению новой информации. Таким образом, существует входная и выходная информация. Понятие информации является одним из основных в кибернетике — науке об управлении в самых разных системах — технических, биологических, социальных, административных. Важность этого понятия настолько возросла, что появились (выделились из кибернетики) самостоятельные разделы науки, занятые исследованиями самой информации (информатика, инфор-мациология) и ее машинной обработки (компьютерная наука — computer science).
Понятие информации обычно предполагает наличие двух объектов — источника информации и ее потребителя (адресата). Для того чтобы информация могла быть передана от источника к адресату, состояние источника должно быть каким-то образом отражено во внешней среде, воздействующей на приемные органы адресата. Материальные объекты, посредством которых происходит перенос информации от источника к адресату, называются носителями информации. Отображение множества состояний источника в множество состояний носителя называется способом кодирования. В общем случае код представляет собой набор (ансамбль) некоторого конечного числа символов (условных знаков) и систему правил, по которым формируется последовательность этих символов — так называемая кодовая комбинация. С этой точки зрения алфавит, т.е. набор букв, представляет собой код, с помощью которого можно преобразовать устную речь в рукописный или печатный текст. К буквам надо добавить также знаки препинания и пробел, а системой правил можно считать правила грамматики. Для записи мелодии используется набор символов в виде потных знаков. Информацию о ходе технологического процесса получают с помощью измерительных приборов, показания которых можно записать в виде чисел, а для передачи и хранения этой информации удобно представить ее в виде электрических сигналов. При этом каждому значению напряжения или тока этих сигналов соответствует определенное значение температуры, давления, скорости или иного параметра, характеризующего технологический процесс.
В вычислительной технике, использующей цифровые вычислинтельные машины, применяются двоичные (бинарные) коды, дня которых число символов равно двум (0 и 1). Из этих символов составляется кодовая комбинация — последовательность нулей и единиц. Используя двоичную систему счисления, числа записывают в виде последовательности этих символов. Таким образом, в вычислительной технике с помощью всего двух символов можно и производить вычисления, и обрабатывать любую другую информацию.
В частном случае термин кодирование можно определить как операцию установления однозначного соответствия между символами или группами символов некоторого кода с символами или группами символов другого кода. В этом смысле перевод чисел из одной системы счисления в другую (например, десятичных чисел в двоичные) — это кодирование.
4.2. Количественные характеристики информации
Использование двоичного кода для записи информации позволяет дать количественную оценку информации, т.е. измерить ее. В результате можно определить, много ли мы узнали, получив ту или иную информацию, или сколько информации содержит то или иное сообщение.
Всякая информация извлекается в результате опыта (действия). Таким опытом может быть чтение книги, измерение прибором, визуальное наблюдение событий, консультация со специалистом и т.д. Пусть опыт, который производится с целью получения информации, обусловлен вопросом: «Какой сегодня день недели?» Предположим, что мы не знаем этого и до получения ответа на свой вопрос не можем сами ответить на него однозначно. Таким образом, до опыта (по латыни a priori) имеет место большая или меньшая неопределенность в интересующей нас ситуации. После опыта (a posteriori), т.е. когда мы уже получили ответ, ситуация становится более определенной. На наш вопрос можно ответить либо однозначно (например, «сегодня среда»), либо приблизительно (например, «то ли среда, то ли вторник»). При однозначном ответе неопределенность полностью устраняется (было семь возможных ответов, остался единственный). В случае приблизительного ответа нам число наших возможных ответов уменьшается с семи до двух, т.е. в результате опыта существовавшая ранее неопределенность снижается.