Стандартные алгоритмы работы с одномерными массивами
Пример 1.: Нахождения max (min) числа в массиве.
#include <stdio.h>
void main (void) {
int i, num, a[10];
for (num=a[0], i=1; i<10; i++)
if (num<a[i])
num=a[i];
printf("Max число в массиве %d\n",num);
}
Пример2.: Сортировка по возрастанию методом отбора
#include <stdio.h>
void main (void) {
int i, j, num, k, flag, a[10];
for (i=0; i<9; ++i) {
num=a[i]; k=i; flag=0;
for (j=i+1; j<10; ++j){
if (a[j]<num) { // ищем min, его индекс.
num=a[j];
k=j;
flag=1;
}
}
if(flag==1){
a[k]=a[i];
a[i]=num;
}
}
}
Пример 3.: Сортировка по возрастанию методом «Пузырька»
#include <stdio.h>
void main (void) {
int i, j, a[10], num;
for (i=1; i<10; i++)
for (j=8; j>=i; --j)
if (a[j-1]<a[j]) { // ищем min, его индекс.
num=a[j-1];
a[j-1]=a[j];
a[j]=num;
}
}
Пример 4.: поиск заданного значения
#include <stdio.h>
void main (void) {
int i, k=0, num=10, a[10];
for (i=0; i<10; i++)
if(a[i]==num)
printf(«%d»,i);
}
Инициализация одномерных массивов
Для хранения данных часто используются массивы. Их можно инициализировать.
int days[12]={31, 28, 31, 30, 31, 30, 31, 31, 30, 31, 30, 31};
Если данных меньше, чем 12, то остальные будут инициализированы 0, если массив глобальный, иначе значения неопределенны. Можно не задавать количество элементов в массиве. Оно будет определяться автоматически.
int days []={31, 28, 31, 30, 31, 30, 31, 31, 30, 31};
void main (void){
int i;
for (i=0; i<sizeof days/(sizeof(unt)); i++)
printf("Месяц %d имеет %d дней\n",i+1, i++);
}
Обнуление массива:
int array[10] = {0};
Многомерные массивы
Определяются в программе также как и одномерные с указанием размерности каждого индекса в квадратных скобках.
float rain[5][12];
Количество выделяемой памяти рассчитывается как 4*5*12 байт.
Каждый индекс изменяется от 0 до n-1. В памяти все элементы располагаются последовательно, но индексы меняются следующим образом:
//Пример программы ввода кол-ва осадков помесячно за 5 лет и расчета среднего за каждый год и за 5 лет
void main(void){
int i,j;
float mas[5][12], sumyear, sum=0;
for (i=0; i<5; i++){
printf("Ввести кол-во осадков за %d год помесячно\n", i+1);
sumyear=0;
for (j=0; j<12; j++){
scanf ("%f",&mas[i][j]);
sumyear+=mas[i][j];
}
sum+=sumyear/12;
printf(Ср. за %d год = %.2f\n”,sumyear/12);
}
printf(Ср. за 5 лет = %.2f\n”,sum/5);
}
Инициализация многомерных массивов
1. Инициализируем как одномерный массив.
float rain[2][3]={10.2, 8.1, 6.8, 9.2, 7.8, 4.4};
2. Инициализируем каждую строку.
float rain[2][3]={{10.2, 8.1, 6.8},
{9.2, 7.8, 4.4}};
3. Можно инициализировать в строке не все элементы, а только первые указанные.
int array[2][3]={{2, 8},
{9}};
4. Можно не задавать количество строк. Оно будет определяться автоматически по заданным инициализаторам.
int mas[][3]={{10, 8},
{9, 7, 4}};
Стандартные алгоритмы работы с двумерными массивами
К стандартным алгоритмам работы с двумерными массивами (матрицами) относятся:
1. Сложение (вычитание) двух матриц;
2. Умножение матрицы на скаляр;
3. Умножение матрицы на вектор;
4. Умножение матрицы на матрицу;
5. Транспонирование матрицы;
6. Вставка (удаление) строк и столбцов матрицы;
7. Вычисление обратной матрицы.
8. Перестановка строк и столбцов.
Пример 1. Сложение двух матриц.
void main(void){
int i,j;
float mas1[3][4], mas2[3][4];
for (i=0; i<3; i++)
for (j=0; j<4; j++){
mas1[i][j]+=mas2[i][j];
printf(mas1[%d][%d]=%.2f\n”, i, j, mas1[i][j]);
}
}
Пример 2. Умножение матрицы на вектор
void main(void){
int i,j;
float mas1[3][4], vec[4], var, mas2[3];
for (i=0; i<3; i++) {
var = 0;
for (j=0; j<4; j++)
var += mas1[i][j] * vec[j];
mas2[i] = var;
printf(mas2[%d] = %.2f\n”, i, mas2[i]);
}
}
Пример 3. Умножение матрицы на матрицу
void main(void){
int i, j, k;
float mas1[3][4], var, mas2[4][5], mas3[3][5];
for (i=0; i<3; i++) {
for (j=0; j<5; j++) {
var = 0;
for (k=0; k<4; k++)
var += mas1[i][k] * mas2[k][j];
mas3[i][j] = var;
printf(mas3[%d][%d] = %.2f\n”, i, j, mas3[i][j]);
}
}
}
Пример 4. Вставить строку
void main(void){
int i, j;
float mas1[4][4], var=1, vec[4];
for (i=0; i<4; i++)
for (j=3; j<var; j--)
mas1[j][i] = mas1[j-1][i]; //сдвиг строк
for (i=0; i<4; i++)
mas1[var][i] = vec[i];
}
ФУНКЦИИ
Функция – это фрагмент программы со своим именем, к которому можно обратиться для выполнения необходимых действий.
Функция содержит как данные, так и операции над этими данными. Если для объекта имя ссылается на область памяти, где он хранится, то и имя функции ссылается на начало кода этой функции. Функции в Си играют ту же роль что и функции, программы, процедуры в других языках.
- они освобождают от повторного программирования, если конкретную задачу нужно решать в программе несколько раз.
- повышают уровень модульности программы, облегчают её чтение, внесение изменений, коррекцию ошибок. Например:
void main (void){
float list[50];
read list (list); // ввод набора чисел
sort list (list); // сортировка
average (list); // поиск среднего
bargaph (list); // печать графика
}
- cозданные функции можно использовать и в других программах.
Функции бывают библиотечные и пользовательские. Для использования библиотечных функций нужно указать заголовочный файл, в которых они объявлены (директива #include).