Речевые пробы для учащихся 1-3 классов

Раздел I. Устная речь

Блок 1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Серия 1. УРОВЕНЬ МОТОРНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

а) Исследование звукопроизношения

Инструкция: повторяй за мной слова.

Собака — маска — нос Щука — вещи — лещ

Сено — косить — высь Чайка — очки — ночь

Замок — коза Рыба — корова — топор

Зима — ваза Река — варенье — дверь

Цапля — овца — палец Лампа — молоко — пол

Шуба — кошка — камыш Лето — колесо — соль

Жук — ножи

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких б, д, в; задненебных г, к, х, й).

Оценка

Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие; шипящие; л, ль; р, ръ; все остальные звуки. Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно, полученные баллы суммируются.

6 баллов — нормативное произношение всех звуков группы;

4 балла — один звук или несколько звуков группы доступны правиль­ному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (т.е. недостаточно автоматизированы);

2 — искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;

О — искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.

О произношении каждого звука в разной позиции и при разной степе­ни самостоятельности речи можно судить по ходу дальнейшего обсле­дования. Таким образом, окончательная оценка звукопроизношения осуществляется по результатам обследования в целом.

Максимальная оценка равна 30 баллам. 12

б) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова

Инструкция: повторяй за мной слова.

Скакалка Кинотеатр

Танкист Баскетбол

Космонавт Перепорхнуть

Милиционер Аквалангист

Сковорода Термометр

Оценка каждой проб осуществляется по двум критериям:

Оценка слоговой структуры слова

1,5 балла — четкое и правильное воспроизведение слова;

1 — замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;

0,5 — изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счет пропуска согласного звука при стечении: баскебол, терморметр, перепохнуть) с сохранением общего количества слогов в слове;

0 — нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, переста­новки, уподобление слогов: аклавангист, скоровода, мометр, велоспист, авкалавандист) или невыполнение.

Максимальная оценка составляет 15 баллов.

Оценка звуковой структуры слова 1,5 балла — правильное повторение;

1 — повторение с искажением, заменой, пропуском или вставкой од­ного звука (акваландист, коснонавт, танкис);

0,5 — повторение слова с искажением, заменой, пропуском или встав­кой двух звуков (кинтеатор, баспебол);

0 — повторение слова с искажением, заменой, пропуском или вставкой трех и более звуков (ахлаванис, восибесдист).

Максимальная оценка составляет 15 баллов.

Максимальная оценка за задание б) соответствует 30 баллам.

в) Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики

Инструкция: делай, пожалуйста, так, как я скажу.

Надуй щеки.

Надуй одну щеку.

Надуй другую.

Упри язык в правую щеку.

Помести язык между верхними зубами и верхней губой.

Если движение по инструкции ребенок не выполняет, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по показу.

Инструкция: повторяй за мной движения. Губы выдвинуты вперед «трубочкой».

Язык «лопаткой» (широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт).

Упражнение «маятник» (рот открыт, язык высунут и с одинаковой скоростью попеременно передвигается от одного уголка рта к другому).

Упражнение «качели» (рот открыт, язык поочередно касается то верх­ней, то нижней губы).

Чередование движений губами: «улыбка» — «трубочка».

Оценка

3 балла — точное и правильное выполнение;

2 — замедленное и напряженное выполнение или выполнение по по­казу;

1 — длительный поиск позы, или неполный объем движения, или отклонения в конфигурации;

О — невыполнение или наличие ошибок (синкинезий, гиперкинезов, тремора).

Максимальная оценка — 30 баллов, г) Повторение цепочек слогов

Инструкция: повторяй за мной слоги.

а-и-у — у-а-и жа-ща

би-ба-бо — бо-ба-би ла-ра

ба-па — па-ба ма-на-ма — на-на-ма

са-ша — ша-са жа-ша-ша — ша-жа-ша

ча-тя — тя-ча ла-ра-ра — ра-ра-ла

ма-на ца-са-ца

Это комплексное задание, оно позволяет оценить как серийную орга­низацию речевых движений, так и особенности фонематического вос­приятия. Вначале предъявляется первый член пары (а-и-у), который воспроизводится ребенком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член (у-а-и). В этой серии оценивается только 10 проб, выделен­ных жирным шрифтом, выполнение остальных цепочек учитываются при оценке фонематического слуха в блоке «Импрессивная речь».

Оценка

3 балла — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявле­ния;

2 — напряженное или замедленное воспроизведение;

1 — уподобление слогов с самокоррекцией;

0 — уподобление, искажение, сокращение количества слогов или от­каз.

Максимальный балл за это задание равен 30, за всю серию — 120 баллов.

Серия 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

а) Называние детенышей животных

Инструкция: у кошки — котята, а у

козы — собаки —

волка — курицы —

утки — свиньи —

лисы — коровы —

льва — овцы —

Во втором столбце приведены животные, названия детенышей которых нельзя получить путем словообразования. Эта часть задания проверяет словарный запас, но все-таки включена в эту серию. Поэтому при обработке полученного результата целесообразно подсчитывать баллы для каждых пяти проб этого задания отдельно с максимальным бал­лом 15 в обоих случаях.

Оценка

3 балла — правильная форма;

2 — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

1 — форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контек­сте («лисички», «овечки» вместо «лисята», «ягнята» и т.д.);

0 — неправильная форма слова или отказ назвать. Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов.

б) Образование относительных прилагательных

Инструкция: варенье из малины — малиновое, а варенье из вишни — ? кисель из клюквы —

варенье яблок — салат из моркови —

варенье из сливы — суп из грибов —

кукла из соломы — лист дуба —

горка изо льда — осины —

Оценка

3 балла — правильная форма;

2 — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

1 — форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контек­сте (сливочное варенье);

0 — неправильная форма слова или отказ назвать. Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов.

в) Образование качественных прилагательных

Инструкция: за хитрость называют хитрым, а

за жадность —

за трусость —

если днем мороз, то день —

если дождь —

если ветер —

Оценка

3 балла — правильная форма;

2 — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

1 — форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контек­сте (дождевой, ветряной);

0 — неправильная форма слова или отказ. Максимальный балл — 15.

г) Образование притяжательных прилагательных

Инструкция: у собаки лапа собачья, а

у волка —

у медведя —

у льва —

клюв у птицы —

гнездо у орла —

Оценка

3 балла — правильная форма;

2 — самокоррекция;

1 — коррекция после стимулирующей помощи; О — неправильная форма слова или отказ. Максимальный балл — 15.

Максимальная оценка за всю серию — 90 баллов.

Наши рекомендации