Глава 3. Чем опасна Всемирная паутина?
Раздвоение личности по типу компьютерной шизофрении
Небезобиден и Интернет. Психиатры и психологи утверждают, что «компьютерные чаты затягивают подростков не меньше, если не больше, чем игры. Ведь в Интернет можно выходить под своим именем, а можно себе все выдумать: имя, биографию, имидж». По мнению специалистов, у некоторых «психически неустойчивых подростков в связи с этим возникают проблемы с самоидентификацией — происходит отчуждение “я”, начинается раздвоение личности по типу компьютерной шизофрении».
Приведу в пример девочку, которая выступала на таких чатах в пяти ипостасях. В конце концов это пагубно отразилось на ее психике.
Вторая патология — когда ребята начинают лихорадочно рыскать по сайтам, бессмысленно скачивая информацию. Сама по себе информация им, в общем-то, не нужна, для них самоцель— «сидение в Интернете».
В популярной газете «Аргументы и факты» (№ 3, 2013 г.) прочла недавно статью о номинантах премии «Национальная гордость России». Так вот, один из номинантов — завлабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАМН, доктор биологических наук, автор таких книг, как «Происхождение мозга», «Изменчивость и гениальность», Сергей Савельев — авторитетно заявил: «Компьютер и Интернет лишь создают иллюзию доступности информации. Но на самом деле серьезная информация доступна только за очень большие деньги. Обычный же пользователь имеет, по словам ученого, лишь «иллюзию технической оснащенности и глубочайшее непонимание того, как все это работает. Это приводит к тому, что нагрузка на мозг непрерывно снижается...
Интеллектуальная деградация в таких условиях гарантирована и уже прослеживается».
Компьютер вредно действует на мозг
Ну, а для взрослых основную опасность представляют киберсекс и вовлечение через Интернет в азартные игры, формирующие патологическую личность игрока.
А разговоры про неотвратимость прогресса, которыми часто усыпляют себя современные люди... Неужели в жертву этому идолу нужно приносить все? Даже психику и здоровье собственных детей?
И не тешьте себя иллюзией, что, может, все не так уж и страшно. Дескать, куда страшнее, если ребенок будет чувствовать себя среди сверстников белой вороной...
Одна женщина, сидевшая на лекции о влиянии компьютера на здоровье, попросила слово и поведала следующую историю:
— Мой муж работает экспертом в крупном банке, и его работа связана с компьютером. Но для особо ценных работников, а он как раз относится к их числу, в этом банке разработаны специальные санитарные нормы. Их здоровье тщательно берегут, они часто проходят медосмотры. За компьютером таким специалистам разрешают сидеть не более сорока минут, после чего необходимо сделать трехчасовой перерыв. Это соблюдается неукоснительно! А если у человека вдруг возникли какие-то мозговые нарушения, даже совсем незначительные, его и близко к компьютеру не подпускают, потому что он вредно действует на мозг. Ну, а те, кого можно заменить, — их не жалко, они сидят перед монитором целый день...
Деньги делаются практически из воздуха
Кроме того, в последнее время у компьютерных игр появился и криминальный оттенок. Об этом я тоже узнала от авторов книги «Ребенок и компьютер». По их авторитетному свидетельству, «некоторые завсегдатаи компьютерных клубов превращают игру в средство заработка. Недавно наша отечественная команда, состоящая из молодых людей, заняла второе место в мире по сетевым компьютерным играм. То есть у нас уже появились профессиональные игроки. Делаются ставки, причем немалые. Деньги делаются практически из воздуха. Можно сказать, появился новый вид бизнеса, основанный на эксплуатации незрелой психики ребенка.
Причины, по которым некоторые взрослые уродуют личность, физическую и духовную жизнь детей, их будущее, на первый взгляд, различны. Это и жажда наживы, и стремление некоторых взрослых извращенцев изуродовать вокруг себя как можно больше детей, чтобы в будущем не чувствовать себя “белыми воронами”. Это и оккультный фашизм, готовящий для “нового мирового порядка” управляемых биороботов. Это и новая волна контркультуры. Это и стремление к мировому господству, сконцентрированное в явлении глобализма».
Но все перечисленные явления имеют один источник: говоря словами святителя Игнатия Брянчанинова, это «...злохитрость врага нашего, стяжавшего в борьбе с немощным человеком необыкновенные опытность и искусство от долговременного упражнения в борьбе».
Поэтому не будем беспомощно разводить руками, говоря, что это дело властей и что сделать ничего невозможно, так как здесь замешаны большие деньги, «за все заплачено» и «все схвачено». Не будем проявлять псевдогуманность, стараясь «не портить людям настроение». Каждый родитель должен сам определить свою позицию: запрещать или «дозировать». Главное— понимать, что чем меньше времени ребенок проводит за компьютерными играми, тем лучше и для его здоровья, и для его личности.
Главное право ребенка — это право на детство. Раннее «равноправие», ранняя «свобода» в выборе игр и развлечений не только не подготавливают его к самостоятельной жизни, но исключают всякую свободу в будущем.
И в том, что ребенок, приученный к компьютеру с детских лет, уже вряд ли когда-либо будет свободным, фактически не остается сомнений, если подросший пользователь становится участником всевозможных онлайн-игр. Вырваться из их завораживающих пут большинству игроков становится почти невозможно. Это и показало одно интересное научное исследование молодого психолога Дарьи Рыбалтович, которая в декабре 2012 года успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой аддикции».
Узнала я об этой уникальной научной работе почти случайно, во время встречи с семьей интереснейшего человека, директора МИРВЧ (Международного Института резервных возможностей человека), доктора медицинских наук Григория Игоревича Григорьева. От него я и услышала, что его младшая дочь успешно защитила на днях кандидатскую на столь актуальную тему, сделав, таким образом, своеобразный подарок отцу в канун его дня рождения и себе — буквально за пару недель до рождения своего первенца.
Однако еще до знакомства с работой Даши я узнала о существовании онлайн-зависимости из... романа Александры Марининой. Один из милиционеров ее книги «Бой тигров в долине» был, по ее описаниям, очень рассеян и
раздражителен во время расследования одного из преступлений, ибо всеми фибрами души рвался домой, к компьютеру, чтобы поучаствовать в какой-то онлайн-игре в составе мощной команды с сильным лидером. Это существенно сказывалось на его работе и привело к серьезным ошибкам в расследовании, став причиной смерти одной из героинь...
Я бы посчитала описанный Марининой случай не слишком распространенным, если бы не обратила внимание на племянника своего мужа, приехавшего с Западной Украины в Санкт-Петербург учиться. Поступив, к удивлению многих, в престижный питерский вуз, он большую часть времени стал проводить в своей комнате наедине с компьютером, участвуя в какой-то увлекательной онлайн-игре. Парень поведал мне в разговоре, оторвавшись от игры в новогоднюю ночь, что он еще контролирует ситуацию и готов выйти из игры через два-три часа ради уроков. Конечно, ему не до общения со взрослыми и не до игр с нашей дочерью, которая все время жаловалась на его невнимание к ней. Однако к первой сессии он обещал подготовиться как следует. Увы, вчерашний выпускник школы с золотой медалью сдал сессию только на тройку и четверки. С онлайн-играми, конечно, племянник это не связывает. Однако, почитав диссертацию Дарьи Рыбалтович, я стала всерьез беспокоиться о будущем своего молодого родственника.
Число пользователей онлайн-игр достигает миллионов
Уже во вступительной части автор диссертационной работы справедливо заявляет, что «внедрение компьютеров и Интернета привело к резкому увеличению числа лиц с аддиктивным поведением (от лат. addictus — зависимый, пристрастившийся к чему-либо, полностью преданный, порабощенный, лишенный), что представляет серьезную угрозу национальной безопасности и психическому здоровью нации». Оказалось, что игровая компьютерная зависимость является на сегодня одной из самых социально опасных как для самого человека, так и для общества. На фоне все большего погружения в виртуальную реальность развиваются такие патологические изменения психики, что зависимый человек способен совершить серьезные правонарушения, вплоть до убийства, причем без тени сожаления и раскаяния. При игровой зависимости нарушается не только социальное поведение, но и психологические установки личности, что приводит к межличностным и внутриличностным конфликтам, вовлечению человека в асоциальное и преступное поведение.
Особое внимание молодой психолог Д. Рыбалтович обращает в своей работе на принципиально новое направление в развитии компьютерных игр — так называемые онлайн-игры. «Они особенно привлекают подростков и молодых людей тем, что характеризуются всеми преимуществами ролевых игр — командной игрой в реальном масштабе времени, широким использованием анимации, специальных эффектов, разнообразием сюжетов с превосходным графическим и звуковым оформлением. Онлайн-игры привлекают и своей анонимностью, возможностью использования любого имиджа, а также быстрым и устойчивым вовлечением людей в игровую зависимость».
Многие специалисты уже бьют тревогу по поводу того, как быстро онлайн-игры распространяются в сети Интернет, завлекая пользователей не только красивой компьютерной графикой, но и мощным психологическим фактором — возможностью игры в Сети с реальными людьми. Это и дает широкие возможности в реализации самых разных потребностей человека. При этом в условиях онлайн-игр не имеет значения социальный статус человека, важен только ценностно-смысловой уровень личности.
Добавочным преимуществом является и то, что данные о количестве онлайн-игроков строгому учету не поддаются, поскольку обычно подобная статистика ведется по количеству аккаунтов, созданных на официальном сервере игры. Тем не менее, по мнению некоторых специалистов, число пользователей онлайн-игр достигает уже порядка 10 миллионов человек...
Доходы от онлайн-игр
составляют миллиарды
Конечно, ни одно явление в мире не распространяется просто так, и в любом новом популярном увлечении нужно искать тех, кому это выгодно. Из научной работы Дарьи Рыбалтович я с удивлением узнала, что доходы от массовых ролевых многопользовательских онлайн-игр (MMORPG) составили свыше полутора миллиардов долларов уже в 2005 году. В 2006 году только в США выручка от этих невинных с виду развлечений превысила 1 миллиард долларов. А в 2008 году западные потребительские расходы на подписку многопользовательских онлайн-игр выросли до $1,4 млрд. Можно только приблизительно представить, насколько выросли доходы распространителей различных онлайн-игр сегодня.
Психологические и клинико-психологические исследования участников ролевых онлайн-игр проводятся, по словам автора диссертации, пока в основном лишь за рубежом, где еще в 2003 году была сделана классификация RPG-игроков. В 2009 году там был разработан тест для обследования онлайн-игроков, а в 2011-м — предложена модель игровой мотивации. Оказалось, что основными видами игровой мотивации являются для большинства игроков возможность полного погружения в реальность игры, соревновательный момент, сотрудничество с другими людьми и достижение все более высоких уровней. Привлекает людей и социальная организация игрового мира с множеством разнообразных взаимосвязей, большим количеством ролей, используемых игроками, и широким диапазоном переживаемых эмоций.
Исследуя социально-демографические и индивидуально-психологические характеристики пользователей онлайн- игр, Дарье удалось доказать, что онлайн-игровая зависимость достаточно широко распространена среди различных возрастных групп с разными гендерными (половыми) и профессиональными характеристиками. Однако особенной группой риска для развития онлайн-игровой аддик- ции являются все же люди весьма молодого возраста — дети и подростки, чья психика наименее устойчива.
Практически у каждого юного игрока происходит непременное развитие онлайн-игровой зависимости с увеличением стажа игры, а также выраженное изменение психологического статуса личности, ее мотивационной и эмо- ционально-волевой сферы. Автору исследования удалось показать, как меняется уровень реактивной и личностной тревожности, какие изменения характера и эмоциональноволевой сферы личности наблюдаются у пользователей с различной степенью игровой зависимости.
На физиологическом уровне происходит истощение функциональных резервов центральной нервной системы, снижаются адаптационные возможности организма, падает иммунитет.
В работе молодого психолога немало сказано о необходимости профилактики зависимости от онлайн-игр, о важности разработки и реализации специальных психопрофилактических программ, направленных на снижение факторов риска при формирования онлайн-игровой зависимости.
Однако, как бы качественно ни была оказана психопрофилактика и психологическая помощь зависимым детям и подросткам, важно твердо осознать: любой онлайн- игрок входит в группу риска, и лучше просто не давать повода для развития онлайн-игровой зависимости, нежели бороться с ней постфактум.
75% игроков — молодые люди до 25 лет
Характерно, что степень развития зависимости от онлайн-игр сегодня такова, что наработанные специалистами рекомендации уже используются при разработке программы подготовки медицинских психологов и вра- чей-наркологов. Применяются результаты исследования и в практической работе центров и филиалов МИРВЧ (Международного института резервных возможностей человека), и в кризисно-реабилитационной помощи для патологически зависимых игроков Пскова, Новгорода и некоторых городов Литвы и Белоруссии.
Показательны результаты анкетных исследований, проведенных автором диссертации. 75% игроков составляют молодые люди до 25 лет, причем лишь 17,1% опрошенных составляли женатые/замужние люди с детьми, а 80,4% — холостые/незамужние пользователи, не имеющие детей.
Характерно, что среди опрошенных игроков большая часть (39,5%) являются учащимися школ и вузов, хотя почти столько же пользователей уже имеют высшее образование. Конечно, есть среди онлайн-игроков и рабочие, и служащие, и руководители, и даже безработные (0,9%). Однако значительно большее число игроков (32,2%) назвали себя «специалистами по компьютерным сетям», а 36,0% респондентов считают себя гуманитариями.
Сразу напрашивается вопрос: откуда берутся средства на участие в онлайн-играх, если большая часть пользователей этих игр являются учащимися, состоящими на иждивении родителей (опекунов) или с самостоятельным доходом ниже прожиточного минимума? Ведь 67,9% пользователей онлайн-игр играют (или играли) на платных серверах, а 72,5% тратят реальные деньги на «прокачку» своего персонажа, дополнительные квесты на повышение своего уровня, получение специальных предметов, дополнительных очков и т. д. А траты на участие в онлайн- играх составляют порой от 2000 до 5000 рублей в месяц...
Верхний порог времени игры ничем не ограничен
При этом 24,6% опрошенных признались, что непомерны й временные траты, указав это как причину своего отрицательного отношения к онлайн-играм. Однако на момент проведения исследования только 23,4% опрошенных ответили, что прекратили игру, а 76,6% продолжают играть, причем стаж болыпинста онлайн-игро- ков составляет от 3 до 5 лет и больше.
Удалось выяснить, что 48,0% пользователей играют больше 4 часов в день, а верхний порог времени игры может быть ничем не ограничен. Оказывается, отдельные пользователи могут проводить за онлайн-игрой до 86 часов непрерывно, что уже приводило к смертельному исходу (Осаму Асидзаки, 2010 год).
При опросах автору исследования удалось выяснить, что в жизни 17,8% опрошенных онлайн-игроков бывали периоды, когда они играли в азартные игры (казино или игровые автоматы). 77,3% иногда «с головой» уходили в компьютерные игры. На злоупотребление алкоголем в какие-то жизненные периоды указали 30,4% респондентов. 12,9% — увлекались психостимуляторами (наркотиками каннабиодного типа (марихуаной), ЛСД, амфетаминами, кокаином). 20,6% опрошенных отметили появление суицидальных мыслей из-за проблем в личной жизни.
Кто особенно предрасположен к онлайн-играм
Таким образом, для пользователей онлайн-игр характерен, по мнению автора работы, «циклотимично-гипер- тивно-эмотивный тип характера. К такому типу характера относятся личности, обладающие повышенной психической активностью и оптимизмом. Они могут быть жизнерадостными, деятельными, инициативными и предприимчивыми. Стремятся к лидерству в любых обстоятельствах, но предпочитают быть неформальными лидерами.
Зачастую такие люди не способны доводить начатое дело до конца, быть обязательными и ответственными. Они отличаются прожектерством, легкомыслием, неустойчивостью интересов, неумением соответствовать общепринятым нормам поведения. Часто переоценивают свои возможности.
Они также характеризуются резкими сменами настроения с немотивированными поступками и действиями, труднопредсказуемым поведением. Им свойственны повышенная чувствительность и впечатлительность, но в ситуации неблагоприятных условий жизни такие люди могут легко впадать в депрессию».
Стоит ли при подобных свойствах личности испытывать свою психику еще и участием в онлайн-играх?..
Люди удаляют себя из всех соцсетей
Впрочем, в статье Михаила Бокова «Когда аккаунт мертв» с подзаголовком «Зачем люди удаляют себя из всех соцсетей», напечатанной в петербургской независимой газете «Мой район» в декабре 2012 года, я прочла весьма неожиданные признания людей, уже подсевших на виртуальную реальность. Вот что они пишут о себе в этой статье.
25-летняя Марина рассказывает: сначала она завела страничку в ЖЖ, но ее это не увлекло. Спустя несколько лет она зарегистрировалась «Вконтакте». Первые несколько месяцев заходила на свою страничку три-четыре раза в неделю. Прошло три года, и... «Я сидела там вечерами, иногда до самого утра. Ходить куда-то перестала, интересоваться чем-то тоже». Марина вспоминает, что настоящий ужас начался, когда ей подарили смартфон. «Появилась возможность сидеть в социальных сетях и на работе. Я была как одержимая — все свободное время проводила в “Вконтакте”».
Осознав степень своей зависимости, Марина дважды удаляла себя из соцсетей и дважды восстанавливала аккаунт — жить без онлайн-общения оказывалось тяжело. В третий раз она «уничтожила» себя в середине ноября, когда в очередной раз осознала: домашние дела встали, личной, жизни нет, а есть только компьютер. Отвыкание от социальной сети Марина сравнивает с ломками завязавшего курильщика. По ночам ей снится, как она просматривает ленты друзей.
Денис, 29-летний менеджер по продаже фототехники, «оброс» аккаунтами на различных ресурсах за полтора года. Сначала он зарегистрировался в ЖЖ — здесь он с удовольствием публиковал свои размышления о жизни. «Вконтакте» Денис изредка пользовался для связи со старыми знакомыми. Затем свободное время разделили между собой «Фейсбук» и «Твиттер». На последнем Денис оставлял в иные дни до 30-40 сообщений в день. Последней точкой стал «Инстаграм». После этого молодой человек решил: пора завязывать. И удалился отовсюду сразу. Вот что из этого вышло по его признанию. «Ну, в первые дни это был ад, — делится Денис. — Я ходил туда-сюда, стал курить вдвое чаще, чем обычно, и буквально не находил себе места. Меня спрашивают: “Все нормально?” И я говорю: “Да!” А люди мне: “Чего ты тогда так бесишься и орешь?”».
Жизнь без социальных сетей. Так можно обозначить тенденцию, которая набирает силу в наши дни. Люди удаляют себя из «Одноклассников», «Фейсбука» и «Вконтакте». Пребывание там они называют «виртуальным рабством».
Зависимость от соцсетей — дело вполне реальное, подтверждают психологи. Ее в какой-то мере можно сравнить с табачной или алкогольной. Избавляться от нее предлагают радикальным образом (компьютер — в топку) или постепенным (установить режим посещения Интернета, с каждым днем сокращать это время, записаться в спортзал, больше бывать на воздухе, назначить кого- то из родственников «надзирателем»).
Движение против социальных сетей набирает сейчас силу во всех крупных городах. Его активисты, отказавшись от аккаунтов, теперь призывают отменить Wi-Fi в уличных кафе.
Признаться, мне весьма сложно понять страдания виртуально зависимых людей, ибо ни в одной из вышеназванных сетей я никогда не регистрировалась. Не собираюсь этого делать и впредь, так же как и играть в какие- либо компьютерные игры. И причина моего негативного отношения к подобному времяпровождению заключается не только в том, что я хорошо знаю, кто и для чего создает соцсети типа «Одноклассники». Я просто не представляю, где люди находят время на многочасовое общение в виртуальной реальности, не говоря уж о бестолковом увлечении какими-либо играми. Наша дочь тоже так и не нашла за целый год нескольких минут свободного времени, чтобы прочесть сообщения, которые оставляют на ее странице бывшие друзья по несчастью из пансионата при РДКБ, и ответить на них. Постепенно новые впечатления и увлечения так затянули нашу девочку, что она и не просит уже включать Интернет для просмотра своей страницы.