Лекция 9. Массивы и константы

Здесь вы познакомитесь с массивами и константами, а также научитесь пользоваться репозиторием Delphi, в котором хранятся шаблоны и мастера для многих форм различного вида и назначения. Применение нового материала на практике.

Массивы

Немного сложная, но, безусловно, необходимейшая тема в программировании. Массив – это формальное объединение нескольких однотипных переменных в одну. То есть, массив рассматривается как одна переменная, он имеет одно имя, но на самом деле там имеется несколько переменных одного типа. Массивы, как и переменные, объявляются в разделе переменных var, и имеют такой синтаксис:

Имя_переменной : array [диапазон значений] of Тип_переменных_в_массиве;

Пример:

var

a : Integer; //переменная целого типа

b : array [1..10] of Integer; //массив целого типа

begin

Обратите внимание, что диапазон значений в массиве указывается произвольно, между первой и последней цифрой нет пробелов, но обязательны две точки. Пример диапазона может быть и таким: [5..7], какие цифры назначать – решать Вам. Обычно в практике приходится начинать диапазон с 1 или с 0, в зависимости от ситуации.

Обращение к отдельному разделу массива такое:

a := 5;

b[1] := a;

b[2] := b[1]+2;

То есть, сразу после имени массива ставятся квадратные скобки, внутри которых указывают индекс – номер элемента в массиве. Подобный массив можно воспринимать как таблицу с одной строкой и несколькими ячейками:

Лекция 9. Массивы и константы - student2.ru

Рис. 9.1. Представление массива в виде таблицы

Поскольку в приведенном примере объявлен массив целых чисел типа Integer, каждой ячейке (элементу) массива будет выделено по 4 байта памяти, каждый такой элемент соответствует обычной переменной такого же типа. Подобные массивы называются одномерными. С многомерными и динамическими массивами мы познакомимся позже.

Как уже упоминалось, массивы могут быть любого типа:

var

a : array [0..3] of String;

b : array [1..5] of Real;

c : array [10..20] of Boolean;

Обработка массива

Массивы удобно использовать там, где приходится обрабатывать большое количество однотипных данных. Возьмем гипотетический пример: нужно перевести данные от 1 до 100 американских миль в привычные нам километры. Поскольку мы точно знаем, что у нас будет 100 элементов, можно воспользоваться массивом, а для его обработки удобней всего использовать цикл for:

var

i : Byte; //счетчик для for

a : Array [1..100] of Real; //массив для полученных данных

begin

for i := 1 to 100 do

a[i] := i * 1,609;

Что мы имеем в данном примере? При первом проходе цикла for счетчик i имеет значение 1, следовательно, в строке

a[i] := i * 1,609;

мы обращаемся к первому (a[1]) элементу массива, и присваиваем ему значение i, умноженное на 1,609 километров. Следовательно, в элемент массива a[1], который соответствует одной миле, попадает значение 1,609 километров. При втором проходе цикла i уже равен 2, значит, в элемент a[2] уйдет значение 2 * 1,609, то есть 3,218. И так далее, до конца массива. В дальнейшем, обратившись к нужному элементу массива, мы сможем узнать, скольким километрам будет равно данное количество миль:

ShowMessage('23 мили = ' + FloatToStr(a[23]) + ' километра');

Из приведенного выше примера вы можете почерпнуть полезный прием программирования: в качестве индекса массива можно указывать не только целое число, но и счетчик цикла, или значение любой переменной целого типа. Однако при программировании цикла следует соблюдать осторожность: если указать индекс, который не входит в диапазон значений массива, произойдет ошибка. Так, если бы мы попытались выполнить код

for i := 0 to 100 do

a[i] := i * 1,609;

то получили бы ошибку, так как уже при первом проходе мы обратились бы к элементу a[0], которого не существует.

Константы

Константы – это такие же, как переменные, ячейки оперативной памяти, значение которых нельзя изменить. То есть, вы однажды указали значение константы, и в дальнейшем обращаетесь к ней, как к обычной переменной, но присвоить ей другое значение уже не сможете. Константы удобно использовать, когда вы будете неоднократно обращаться к одному и тому же значению. Тип константы указывать не нужно, компилятор сам подбирает для нее подходящий тип. Константы описываются в разделе const, который всегда должен описываться перед разделом var:

procedure MyProc;

const

pi = 3.14;

MessageError = 'Текст сообщения об ошибке';

var

a : Integer;

b : String;

begin

...

end;

Константы, особенно глобальные, удобно использовать там, где вы работаете с каким-то определенным значением. Если в дальнейшем это значение поменяется, нет необходимости скрупулезно менять код во всей программе, достаточно изменить значениеконстанты. К примеру, вы производите расчет оклада, основываясь на сумме, соответствующей минимальной заработной плате. В таком случае не грех объявить константу MinZarPlat и присвоить ей текущее значение минимальной зарплаты.

В процессе расчета вам приходится умножать это значение на количество минимальных зарплат. Допустим, некто Сидоров имеет оклад, равный 5-ти минимальным зарплатам. В момент расчета вы умножаете 5 не на сумму минимальной зарплаты, а на константуMinZarPlat, которая и содержит нужное значение. А если через месяц или год сумма минимальной зарплаты изменится, то вам останется только заменить значение вашей константы на новое, не меняя при этом остального кода. Удобно, не правда ли?

Наши рекомендации