В5. Какое количество бит содержит слово «информатика». В ответе записать только число.
Приложение 2.
Технологическая карта урока информатики в 7 классе.
Тема урока: Алфавитный подход к измерению информации
Цели:
Предметные:формирование умений определять информационный объем сообщения, умения соотносить единицы измерения, формирование системы понятий бит; информационный вес символа; информационный объём сообщения; единицы измерения информации.
Личностные:умение ориентироваться в межличностных отношениях, сформировать мотивации к обучению, способность ставить цели.
Метапредметные:понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи
Планируемые результаты:
Предметные | Познавательные | Личностные | Коммуникативные | Регулятивные |
Учатся измерять количество информации в сообщении, ввести понятия "алфавит", "мощность алфавита", "байт", знакомство с единицами измерения информации. | перерабатывать информацию для получения необходимого результата; выполнять анализ и синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений. | желание выполнять учебные действия; способность к личностной саморефлексии; уважение иного мнения; | доносить свою позицию до других; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; критично относиться к собственному мнению; организовывать учебное взаимодействие в группе. | определять цель и составлять план выполнения задания; работая по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя; соотнести результат с целью и оценить его; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. |
Тип урока: комбинированный
Оборудование: проектор, компьютер, презентации.
Источники информации:
Для учителя | Для учащихся |
Метод литература, сайты интернета: http://school497.ru/download/u/02/les6/les.html http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm | Раздаточный материал (см. приложения) Учебник «Информатика и ИКТ» И.Г. Семакин и др. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 |
Описание этапов урока
Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД( универсальные учебные действия) | ||||
Личностные: | Познавательные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | ||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель:включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | -приветствие; -проверка явки учащихся; -проверка готовности учащихся к уроку ; -настрой учащихся на работу. | -приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку -рассаживаются на рабочие места. | самоорганизация | способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. | |||
2. Актуализация и пробное учебное действие. Цель: Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | Основной вопрос: Сколько примерно информации в битах вы получили, когда узнали, что сегодня у нас урок информатики? Вспомогательный вопрос: Какие уроки могли быть в расписании вместо урока информатики? Даже если количество вариантов не будет являться степенью двойки, то всегда можно найти ближайшее приближение, которого будет достаточно, чтобы измерить одно из равновероятных событий. Что такое «бит» с позиции содержательного подхода к измерению информации? Какие существуют способы для определения количества информации в сообщении? | Воспользовавшись дневником, дети подсчитают количество вариантов и сделают вывод. Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 2 раза, несет 1 бит информации. | умение рассуждать, излагать свои мысли, делать вывод. . | умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание | взаимодействовать с учителем. | ||
Возникновение проблемной ситуации 3. Выявление места и причины затруднений. Основная цель этапа -организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - А теперь, я прошу вас разбиться на команды, по 4-5 ч Каждой команде выдается карточка c сообщением. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 При этом говорю ребятам, что текст напечатан на компьютере в самом обычном редакторе «Блокнот», без использования форматирования. Я просто использовала набор символов клавиатуры. Постановка проблемы: - Сколько информации содержится в тексте сообщения? Почему возникло затруднение? | Разбиваются на команды. Очевидно, что дети начинают пытаться применить предыдущий подход, но вскоре убеждаются, что он не работает. восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение; Делают вывод: Чтобы узнать сколько информации в тексте сообщения, нужен другой подход измерения информации. | создание эффективного взаимодействия в команде. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Делать выводы, обобщения. | планирование последовательских действий и получение результата | выражение своих мыслей, аргументация своих мнений, | ||
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. (открытие нового знания) Основной целью этапа являетсяпостановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Какова же цель урока? Предлагает им в качестве помощи информацию следующего содержания: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a493343-35e0-4574-a2b5-82bc452a7d36/%5BINF_026%5D_%5BAM_14%5D.swf Единицы измерения информации: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/572550fc-9e6c-4b45-ab87-8870fd442c74/%5BINF_026%5D_%5BAM_12%5D.swf Кроме содержательного подхода к измерению информации существует другой подход (алфавитный). | Цель урока: найти другой подход измерения информации, вывести формулы, которые используем при этом подходе. Ребята читают и обсуждают информацию. Находят решение проблемы. И готовятся к представлению результатов. | Просмотр видеослайдов и вычитывание необходимой информации; построение логических рассуждений; использование информации для достижения цели; анализ и синтез | определять цель, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя; | |||
5. Реализация построенного проекта. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Наблюдает за работой. Если видит затруднения, то пытается натолкнуть на мысль, обратить внимание на определенные места. Как только замечаю, что ребята почувствовали себя уверенно и готовы сообщить ответы, то прошу команды отчитаться: - Итак, команда№1, какой ответ вы получили? - Команда№2, как вы решали свою задачу? Какой у вас результат? -Команда№3, можете ли высказать предположение, сколько символов в тексте сообщения у команды №1? -Команда№4, сформулируйте общий алгоритм для расчета количества информации в текстовом сообщении. Какие формулы используем для измерения информации? | -представляют результаты совместной деятельности - формулируют алгоритм решения задачи. N=2i, I= k*i I – информационный объем, k-количество символов. | умение ориентироваться в понятиях. Анализировать, делать выводы, обобщения. | доносить свою позицию до других; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; | Взаимодействуют с учителем, с одноклассниками во время групповой работы | ||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Основной целью являетсяусвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Учащимся предлагаются карточки с задачами, на применение приобретенных знаний. Причем, каждой команде выдается текст всех 4-х задач, но ответственность возлагается на решение только одной из них. Это делается для того, чтобы учащиеся были в курсе проблем, которые будут обсуждаться далее и в случае быстрого решения своей задачи, имели возможность не скучать.ПРИЛОЖЕНИЕ3 Как только замечаю, что ребята почувствовали себя уверенно и готовы сообщить ответы, то прошу команды отчитаться. | -выполняют практическую работу; - по мере решения, сообщают результаты своей работы учителю; - в случае неверных результатов, занимаются поиском ошибок; - если задача решена верно, а другие команды еще работают, то делают попытку решить задачу другой команды. - представители от команд, поочередно выступают у доски, предлагая свои решения. -тем временем, остальные могут задавать вопросы, комментировать решения, предлагать свои варианты. | овладение нормами и правилами организации труда; развитие ответственности за качество своей деятельности | умение ориентироваться в понятиях. | умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе работы и обоснование способов их исправления | взаимодействовать в группе; выражение своих мыслей, аргументация своих мнений; умение слушать других и быть готовым принять другую точку зрения | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Основной цельюявляетсяинтериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Задания (Базовый уровень) 1. 3aгaдaнo число из промежутка от 1 до 64. Какое количество информации необходимо для угадывания числа из этого промежутка? 2.При составлении сообщения использовали 64-символьный алфавит. Каким будет информационный объем такого сообщения, если оно содержит 3072 символа? 3. Выразите 9 Мбайт в битах. | Задания (Повышенный уровень) 1. Загадано число из промежутка от 32 до 64. Какое количество вопросов необходимо задать для угадывания числа и какое количество информации при этом получится? 2. Информационное сообщение объемом 3 Кбайта содержит 3072 символов. Каков размер алфавита, с помощью которого оно было составлено? 3. Найдите х: 8х бит = 32 Кбайта. | Самоконтроль, самопроверка Задания (базовый уровень)
| создать (по возможности) ситуацию успеха для себя; | перерабатывать инфор-мацию для получения необходимого результата; выполнять анализ и син-тез; | организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; | умение слушать других и быть готовым принять другую точку зрения |
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | На данном этапе предлагает задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. Кроссворд ПРИЛОЖЕНИЕ 5 | Решают кроссворд. Работа в группах. | развитие ответственности за качество своей деятельности | умение ориентироваться в понятиях. | умение применять полученные знания на практике | Умение работать в группе | |
9. Рефлексия УД на уроке Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | Какую задачу ставили на уроке? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо поработать? Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества На дом выдается домашнее задание: 1) выполнить задание Домашнее задание При этом задания выстроены по уровню сложности: -на оценку 3 достаточно решить у первую задачу; -на оценку 4 - две первые задачи или одну третью; - на оценку 5 - первую и третью или вторую и третью. 2) в помощь к решению задач, предлагается прочитать в учебнике соответствующий параграф "Измерение информации". | Предполагается, что ученик запишет алгоритм измерения информационного объема текста, понятие мощности алфавита, минимальную мощность алфавита и укрупненные единицы информации. - получают инструкции от учителя к выполнению домашнего задания. | самоосознание, рефлексия. развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности | уметь передать содержание в сжатом, выборочном виде. | извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний | оформление своих мыслей в устной речи. | |