Межкультурная коммуникация: психологический аспект.

ГЛАВА 3

Психологические аспекты межкультурной коммуникации

В наиболее непосредственной для человека форме межкультурные контакты выступают на психологическом уровне. С данной точки зрения можно выделить, по крайней мере, два аспекта. Во-первых, речь идет о часто не осознаваемой индивидами представленности культуры в психике, которая (представленность) обусловливает специфику многих психических функций. А во-вторых, встреча и взаимодействие представителей различных культур связаны с преодолением сторонами своих культурных границ, что обусловливает не только переживание и осознание собственной культуры как некоей целостности, но и многие проблемные ситуации, связанные с взаимопониманием и эффективным взаимодействием сторон.

Межкультурная коммуникация в собственном смысле возникает тогда, когда партнеры по коммуникации взаимно осознают (переживают) друг друга как «чужих», «других» в смысле культурной принадлежности. При этом межкультурная коммуникация возникает и происходит постоянно, поскольку люди различных культур живут в одном государстве, в одном городе, составляют одну нацию.

В психологических исследованиях существует и интенсивно развивается направление, ориентирующееся на выявление форм представленности культуры в психике и соответствующих этой представленности модификаций

Убеждающая коммуникация в СМК.

Убеждающая коммуникация представляет собой такой вид коммуникации, который направлен на стимулирование какого-либо действия. Она выражается в приказе, совете, просьбе. В такой форме участники коммуникации воздействуют друг на друга, стремясь достигнуть определенного типа поведения у своего партнера. В процессе убеждающей коммуникации люди пытаются повлиять на убеждения или действия других людей. Она подразумевает общение как знакомых (начальник и подчиненный), так и незнакомых людей '(обращение человека в органы власти с жалобой). Наиболее известной формой этого вида коммуникации является реклама.

Убеждающая коммуникация содержит в себе элемент манипуляции поведением других людей. В какой-то степени лексика культурного диалога подчиняется этой цели. Например, когда при общении мы улыбаемся и говорим «пожалуйста» или «спасибо», то неявно надеемся вызвать расположение собеседника. Внешний вид также может выполнять функцию убеждающей коммуникации: неопрятным видом мы намеренно отталкиваем других, а опрятным стараемся расположить к себе тех, от кого зависят наши шансы на успех. Букет цветов может выполнять как аффективно-оценочную, так и убеждающую роль, так как помогает расположить к себе, повлиять на будущее поведение партнера.

Проблема демонстрации агрессии в СМК.

В лекциях есть

Гендерные стереотипы в СМИ.

Гендерные стереотипы в сми.

Гендерные стереотипы - cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

Стереотипы складываются из устойчивых представлений, восходящих к заповедям мировых религий, фольклорным представлениям и национальному опыту.

Гендерные стереотипы в СМИ неотделимы от идеала женщины, а также идеи предназначения женщины, господствующей в тот или иной период.

Анализ газет, предпринятый за последние 5 лет Ассоциацией журналисток, показал, что в материалах национальных СМИ доминируют преимущественно два типа женщин: это сексуальный объект и счастливая домохозяйка - подруга мужчины. Стереотипно предстают и образы "ролевых моделей" мужчин - это, как правило, удачливый бизнесмен, претендующий на звание супермена во всем. Негативные оценки чаще всего получают женщины, несогласные с традиционными ролями - феминистки в том числе. Правда, в последнее время ситуация начинает меняться, и в СМИ все чаще появляются выступления как об активных и успешных женщинах, так и о мужчинах, готовых заниматься воспитанием детей и способных на проявление человеческих чувств.

МУЖСКОЙ ОБРАЗ В РЕКЛАМЕ

Мужчины представлены в деловом, формальном или неформальном облике, но любой облик предлагается как нечто абсолютно серьезное, глубоко личностное.

Мужчины чаще всего связаны с успехом, инициативой, автономией.

Выражение лица у мужчин - нейтральное или серьезное.

ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В РЕКЛАМЕ

Типичный женский образ в рекламе включает ряд черт, напротив, связанных с пассивностью, излишней эмоциональностью, с социальными и коммуникационными умениями, с меньшим когнитивным уровнем, притязаниями и т.д.

Женщины представляются с заинтересованным отношением к той одежде, которую они носят, и к тем жестам, которые ей соответствуют.

Женщины связаны с пассивностью, нацеленностью на удовлетворение интересов мужчин и семьи.

Выражение лица у женщин более доброжелательное, они чаще всего представлены улыбающимися

Таким образом, образы мужчин и женщин предстают перед нами довольно стереотипными, и большинство этим образам верит.

Наши рекомендации