Доработка отчета в режиме конструктора
Режим конструктора является наиболее удобным для формирования структуры отчета, в нем не отображаются базовые данные, однако есть возможность просматривать и изменять заголовки и примечания для всего отчета, определенных групп или страниц. Выполнение ряда задач в режиме конструктора является более удобным по сравнению с другими режимами. Так, в нем можно добавлять к отчету различные элементы управления, такие как надписи, рамки, прямоугольник, вкладки, линии и другие; изменять некоторые свойства элементов, изменение которых в режиме макета является недоступным; а также изменять источник элемента управления Поле в самом поле, не используя окно свойств.
Таким образом, режим конструктора позволяет более детально просматривать структуру отчета, задавать различные уровни и параметры группировки и сортировать данные разными способами, изменять свойства элементов, добавлять или удалять определенные разделы отчета, а также создавать выражения для подсчета итоговых значений полей.
Тема 9. Информационные системы и технологии
30. Информационные системы и технологии. Понятие информационной системы. Понятие информационной технологии. Использование информационных технологий в образовании.
Информационные системы
Человек соприкасается с различными по своему назначению системами в быту, на производстве, в образовании, медицине и других сферах деятельности.
Слово «система» означает целое, состоящее из частей.
Системы существуют в живой и неживой природе. Примером сложной системы в неживой природе является Солнечная система, элементы которой - Солнце, планеты и их спутники, множество комет и астероидов. Примером биологической системы являются растительные клетки.
Системы состоят из различных элементов: планет, рек, растений, животных, людей, технических устройств, деталей механизмов, информационных ресурсов, математических уравнений.
Мы часто встречаем такие слова и словосочетания, как биосистема, экологическая система, государственная система, система обучения, система социального обеспечения, система здравоохранения и т. д.
Добавление к понятию «система» слова «информационная» указывает на ее основное функциональное назначение — работа с информацией.
Информационная система (ИС) — целостная система взаимосвязанных средств и методов сохранения, обработки, поиска и распространения информации, обслуживаемая и используемая человеком.
Существуют различные классификации информационных систем: по функциональному назначению, по области применения, по уровню автоматизации.
По области применения, например, выделяют такие ИС: библиотечные, правовые, экономические, банковские, маркетинговые, медицинские, метеорологические и многие другие.
Среди ИС существует большой класс информационно-поисковых (справочных) систем (ИПС), которые предназначены для поиска информации. Поиск и отбор информации в ИПС осуществляется пользователем по заданным критериям или условиям — запросам. Запросы пользователя в ИПС строятся обычно на естественном для человека языке, например русском, белорусском, английском.
Многие ИПС в настоящее время доступны в сети Интернет. Они оперативно предоставляют пользователю доступ к огромному числу электронных информационных ресурсов.
Вообще, проблемам разработки и эффективного использования национальных информационных ресурсов в нашей стране уделяется большое внимание на государственном уровне. На создание национальной автоматизированной информационной системы, основной задачей которой является формирование единого национального информационного ресурса, нацелена государственная программа «Электронная Беларусь». Для упрощения взаимодействия граждан с автоматизированными информационными системами государственных органов внедряется программный комплекс «Одно окно».
Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь http://pravo.by обеспечивает доступ к Эталонному банку данных правовой информации. Он представляет собой автоматизированную полнотекстовую информационно-поисковую систему по законодательству Республики Беларусь, позволяющую быстро найти необходимую информацию.
Общее количество документов, доступных на этом сайте, превышает 120 тысяч. Тексты правовых актов представлены в их действующей редакции, т. е. с учетом всех внесенных в них изменений и дополнений, вступивших в силу.
Важное экономическое значение имеют геоинформационные системы (ГИС), которые обеспечивают сбор, хранение, отображение и распространение географических данных. Например, цифровые карты демонстрируют размещение объектов на местности для выявления отношений между ними, для исследования изменений, произошедших на изучаемой территории за определенный период времени. Основные области применения ГИС: экология и природопользование, землеустройство, региональное планирование, демография и исследование трудовых ресурсов.
Для решения задач в области землеустройства и земельного кадастра предназначена Земельно-информационная система Республики Беларусь(http://landgis.by).
Одной из наиболее популярных геоинформационных систем является система City Info, которая предоставляет электронную карту Минска или других областных городов и обеспечивает поиск необходимого объекта. После ввода в окне Адрес названия улицы и номера дома можно увидеть на карте в увеличенном масштабе место расположения найденного системой здания. С помощью вкладки Транспорт можно узнать необходимый вид общественного транспорта и номер маршрута для перемещения из одного пункта города в другой. Для этого нужно щелкнуть левой кнопкой мыши по двум пунктам на карте города.
Все большее распространение получают системы спутниковой навигации (например, GPRS), которые на основе заложенных в них цифровых карт позволяют определять местоположение объектов и могут эффективно использоваться, например, для управления дорожным движением.
Решению актуальных экологических проблем помогают биоинформационные системы, например Красная книга Республики Беларусь (http://redbook.minpriroda.by).
Красная книга Республики Беларусь содержит сведения о редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории Беларуси видов животных и дикорастущих растений. Ее ресурсы являются общедоступными.
Пользователь имеет возможность выполнить поиск необходимых сведений о животных или растениях по каталогу и по алфавиту.
Информатика совместно с кибернетикой, электроникой, биологией занимается разработкой интеллектуальных информационных систем, создаваемых на базе компьютера, для имитации решения человеком сложных интеллектуальных задач.
Интеллектуальные информационные системы наделены способностью видеть, слышать, говорить, думать и даже чувствовать. В рамках исследований в области создания таких систем разрабатываются естественные интерфейсы компьютера, создаются роботы и робототехнические комплексы.
Примером известной системы искусственного интеллекта является система, имитирующая зрительное восприятие. Система состоит из компьютерных программ и устройств распознавания образов. Она работает в двух режимах: обучения и распознавания. В режиме обучения человек или робот, играющие роль учителя, предъявляют системе различные объекты или предметы и сообщают о них все необходимые сведения. Затем в режиме распознавания человек показывает системе новые объекты, и она должна их правильно распознать или классифицировать.
Экспертные системы (ЭС) — это направление исследований по созданию искусственного интеллекта. Существуют экспертные системы, передающие опыт более подготовленных пользователей менее подготовленным; интеллектуальные обучающие, информационно-логические и робототехнические системы; консультирующие и тренажерные системы; системы поддержки принятия решений.
Основные области применения ЭС: медицина, электроника, вычислительная техника, геология, математика, космос, сельское хозяйство, управление, финансы, юриспруденция и др.
В медицине создано несколько сотен экспертных систем, которые используются для установления связи между нарушениями деятельности организма человека и их возможными причинами. С помощью расширенной базы знаний при получении всех возможных сведений о состоянии здоровья человека такие системы могут ставить диагноз на уровне врача-консультанта.
Информационные технологии
Определение информационных технологий тесно связано с понятием «технология».
Термин «технология» происходит от греческого слова techne- — наука об умении, мастерстве, искусстве — и имеет множество значений.
В узком смысле под технологией понимают процесс, определяемый совокупностью операций, приемов, с помощью которых функционируют конкретные орудия производства: механизмы, станки, различная аппаратура.
В более широком смысле с помощью технологий описываются многие производственные, экономические, социальные, культурные и другие процессы, происходящие в обществе.
Понятие «информационные технологии» впервые было применено в конце 50-х годов ХХ в. в Англии и США, однако его активное использование началось в 80-е годы ХХ в., когда под влиянием новых технологий в обществе начали широко использовать термин «информация».
В широком смысле под информационными технологиями (ИТ) понимается комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации во всех сферах человеческой деятельности: производственной, управленческой, финансовой, научной, социальной, культурной.
В Законе Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. «Об информации, информатизации и защите информации» дано следующее определение информационной технологии: ИТ — совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации.
В связи с активным внедрением вычислительной техники и персональных компьютеров в узком смысле под ИТ обычно подразумевают компьютерные информационные технологии (КИТ).
Под компьютерной информационной технологией понимается процесс, позволяющий человеку осуществлять обработку, поиск, сбор, хранение и передачу информации с помощью компьютера.
Если в основу классификации КИТ положить процесс обработки информации, представленной в разной форме, то можно выделить ИТ обработки текстовой и графической информации, ИТ по работе с базами данных, электронными таблицами и др.
Следует понимать, что одна информационная технология может включать в себя другие. Например, мультимедийная технология включает в себя технологии обработки текстовой и графической информации, технологию создания анимаций, веб-технологию.
Информационную технологию, описывающую процесс обработки текстовой информации, можно представить в виде иерархической структуры, выделив этапы, действия и элементарные операции этого процесса (рис. 3).
Рисунок 4
Различие между информационными системами и информационными технологиями является очень важным. Следует четко понимать, что в основе информационной технологии лежит, прежде всего, процесс, выполнение которого построено на способах деятельности и операциях, а в основе информационной системы лежат используемые программные и технические средства.
Например, когда мы говорим о технологии обработки текстовой информации, мы можем не привязывать ее к конкретной компьютерной программе или системе, так как процесс редактирования текста является общим для любых компьютерных программ, в которых обрабатывается текстовая информация
Использование информационных технологий в образовании.
Настоящее время характеризуется активным внедрением информационных систем и технологий в образование.
Например, на основе мультимедийных технологий создаются учебные компьютерные презентации. Использование аудио и видео облегчает изучение иностранных языков. Технология обработки данных в электронных таблицах помогает не только выполнять сложные расчеты, но и создавать учебные компьютерные модели из разных предметных областей и изучать эти виртуальные модели в курсах физики, химии, биологии и т. д.
Регулирование использования ИС и ИТ в образовании, перспективы и направления их развития находят свое отражение в программах «Комплексной информатизации системы образования Республики Беларусь», которые разрабатываются каждые 4—5 лет.
Широкое применение в белорусских школах получили электронные средства обучения (ЭСО) по различным учебным предметам.
По своему назначению ЭСО можно разделить на обучающие и тестовые программы, учебные информационно-поисковые системы, моделирующие и демонстрирующие программные средства, учебные игровые и досуговые программы и т. д.
Перечень рекомендуемых ЭСО для образовательных учреждений содержится на сайте Главного информационно-аналитического центра Беларуси (адрес в сети Интернет — http://www.giac.unibel.by).
Ежегодно в нашей стране проводится Республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет» по разработке ЭСО для общеобразовательных, профессиональных и специальных учебных заведений, в котором могут принимать участие учащиеся и педагоги.
Еще одним направлением использования ИС и ИТ является применение их в управленческой деятельности в системе образования. Разработанные и применяемые в Беларуси автоматизированные системы управления учреждениями образования содержат базы данных с различной информацией об учителях, учащихся, родителях и др.
С помощью веб-технологий в учреждениях образования создаются веб-сайты. Сайт школы обычно содержит историю и новости школы, сведения об учителях и учащихся, о достижениях коллектива, а также учебно-методические материалы.
В Беларуси разработан и используется банк данных одаренной и талантливой молодежи страны, который включает информацию о лауреатах и стипендиатах специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, о победителях, призерах и обладателях дипломов международных и республиканских олимпиад и конкурсов и т. д.
С целью оказания помощи учащимся в выборе профессии и учебного заведения для продолжения образования разработаны и используются системы информационно-педагогической поддержки старшеклассников, например Абитуриент.by (www.abiturient.by).
Эта система осуществляет мониторинг вступительной кампании в вузы Республики. Полный перечень специальностей каждого вуза, по которым производится набор абитуриентов на все формы обучения, приведен на вкладке Где учиться? в разделе «План приема» соответствующего вуза.
Узнать результаты репетиционного и централизованного тестирования можно на сайте Республиканского института контроля знаний www.rikz.unibel.by. Здесь же размещены сведения о методических пособиях, которые помогут абитуриентам подготовиться к тестированию.
В заключение отметим, что интенсивность использования информационных систем и технологий во всех сферах человеческой деятельности с каждым годом неуклонно возрастает.