Тема 6. Компьютерные коммуникации и интернет

16. Компьютерные коммуникации и интернет. Разновидности электронных коммуникаций.

Разновидности электронных коммуникаций.

Информация может передаваться с помощью различных электронных средств, например телефона, радио, телевидения. Под электронной коммуникацией понимают общение с помощью электронных средств. На современном этапе развития электронных коммуникаций ключевую роль стали играть компьютерные сети.

Передача и прием информации в компьютерной сети могут происходить различными способами. Различают два режима обмена сообщениями.

В первом случае передача и прием сообщений разделены во времени. В этом режиме осуществляются, например, отправка и получение писем по электронной почте.

Во втором случае общение происходит в режиме реального времени. Общение в этом режиме обеспечивают средства мгновенного обмена сообщениями — программы-месенджеры (от англ. messenger — связной, курьер). Такие программы позволяют обмениваться через компьютерные сети текстовыми, голосовыми и даже видеосообщениями.

Наиболее популярные месенджеры — NetMeeting, Skype, ICQ.

17. Компьютерные коммуникации и интернет.Разновидности электронных коммуникаций. Общение в сети Интернет. Форумы, чаты, блоги. Интернет-пейджеры.

Блоги. Форумы. Чаты. Интернет-пейджеры

Популярными средствами обмена информацией и общения в сети Интернет являются блоги, форумы, чаты.

Блог — это сетевой дневник, или журнал событий. Термин «блог» произошел от сочетания двух английских слов — Web Log (Blog).

Блог представляет собой сайт или раздел, содержимое которого представлено в виде небольших заметок или записей и оперативно обновляется. Материалы блога создает автор или группа авторов по определенной тематике или интересам.

Отличительная особенность блога состоит в том, что записи в нем могут комментироваться всеми, кто зарегистрируется и получит соответствующие права доступа.

Блоги обычно размещают на специально отведенных сервисных сайтах. На таких сайтах может зарегистрироваться и начать вести свой блог любой пользователь. Записи в блоге создаются в интерактивном режиме и впоследствии могут редактироваться его владельцем.

В настоящее время блоги начинают широко использоваться в обучении, например, в качестве журналов для записи и обсуждения проделанной за определенный период работы.

Микроблог, или твиттер (от англ. tweet — щебетать, болтать), представляет собой сервис, позволяющий отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов), используя веб-интерфейс, SMS, службы мгновенных сообщений или программы-месенджеры.

Форум (веб-форум) — это специальное пространство сайта или целый сайт для публичного обмена сообщениями между посетителями.

Форумы по своему назначению напоминают блоги. Однако в отличие от них в основу структуры форума положены тематические линии (ветки). При этом первое сообщение задает тематику всей ветки (тему для обсуждения), например, графические возможности редакторов растрового и векторного типов. Затем идут комментарии к теме обсуждения.

Для участия в форуме требуется регистрация, а при пользовании форумом необходимо выполнять правила, определенные в нем.

Одним из способов общения в сети является ведение диалога (разговора) в чатах. Английское слово chat переводится как «разговор» или «болтовня». Этот вид сетевого общения очень похож на разговор по телефону, но пользователи не говорят в трубку телефона, а набирают вопросы и ответы на компьютере. В чатах можно выбрать тематический канал для общения с учетом своих интересов. Такие тематические каналы называют «комнатами».

Для общения в чатах пользователю, как правило, необходимо зарегистрироваться, т. е. ввести свой Nickname (идентификатор), Password (пароль) и заполнить, если требуется, регистрационную анкету.

Вести разговоры в чатах можно непосредственно на веб-страницах, а также с помощью программ-месенджеров. Программы ICQ, NetMeeting позволяют участвовать в разговоре сразу нескольким собеседникам.

Интернет-пейджеры

Интернет-пейджер представляет собой программу, позволяющую обмениваться текстовыми сообщениями между компьютерами в реальном режиме времени (например, Skype, ICQ, Windows Live Messenger и др.).

Интернет-пейджер – это специализированный чат-клиент, главной функцией которого является вызов заданного пользователя (этот процесс состоит из двух стадий – определения доступности пользователя и установления канала связи). Несмотря на многочисленные заимствования, интернет-пейджеры все-таки имеют множество отличий от чат-клиентов, главным из которых является возможность запоминания на сервере сообщения для пользователя, находящегося в оффлайне (т. е. если пользователь отключен от сети), с последующей его передачей.

Важным элементом системы интернет-пейджинга является сервер, который занимается управлением процессом обмена сообщениями между клиентскими программами, установленными на компьютерах пользователей. Чаще всего такой сервер, помимо обслуживания клиентов, предоставляет и ряд других услуг (в основном, информационного характера), являясь, по сути, информационным порталом.

Еще одной непременной составной частью интернет-пейджера является «список друзей» – перечень пользователей определенной системы интернет-пейджинга (а в перспективе – когда компании, предоставляющие услуги интернет-пейджинга, все же разработают общий протокол обмена сообщениями, – и других систем), с которыми конкретный человек постоянно общается через это средство.

Одним из базовых терминов работы интернет-пейджеров является понятие статуса пользователя. Статус – это состояние, в котором один пользователь интернет-пейджера находится по отношению к другим, имеющим его адрес в контактном листе; его статус отображается в их контактных листах. Статус может быть выбран пользователем из фиксированного списка, в некоторых клиентах допустимо использование введенного пользователем короткого текстового сообщения, а самые «навороченные» интернет-пейджеры умеют автоматически сообщать, что пользователь куда-то отлучился, определив этот факт по длительному неиспользованию клавиатуры. Два основных состояния пользователя – «онлайн» (то есть пользователь подключен к интернету и может принимать сообщения прямо сейчас) и «оффлайн» (пользователь отключен и все сообщения будут переданы ему сервером только в тот момент, когда он снова будет подключен к сети).

Практически все интернет-пейджеры позволяют использовать еще один тип состояния. Это невидимый статус (Invisible) – когда владелец интернет-пейджера может применять практически все функции этой программы, но его присутствие в онлайне не будет отображаться в «списках контактов» других пользователей. Смысл Invisible заключается в том, что бывают ситуации, когда вы хотите узнать, кто находится online, но не имеете возможности (или желания) ответить на сообщения.

18. Компьютерные коммуникации и интернет.Социальные сети. Меры безопасности и правила этикета при общении в сети Интернет.

Социальные сети.

В настоящее время в сети Интернет активно используются различные социальные сервисы, которые дают возможность их пользователям обмениваться информацией и вести совместную деятельность в сети.

К социальным сервисам Интернета относят: социальные сети, сервисы для хранения мультимедийных ресурсов, социальные закладки, сервисы для совместной работы с документами.

Социальные сети представляют собой интерактивные многопользовательские веб-сайты, содержимое которых наполняется самими участниками сети. Социальные сети являются пространством для неформального знакомства и общения людей по интересам. Общение осуществляется обычно в тематических форумах. Наиболее популярные социальные сети посвящены прежде всего поиску друзей — бывших одноклассников и однокурсников, а также учителей.

Сервисы для хранения мультимедийных ресурсов — фотографий, презентаций, видео дают возможность размещать, просматривать и оценивать размещенные ресурсы, а также оставлять свои комментарии.

Социальные закладки — это средства для хранения в Интернете закладок с адресами веб-страниц. В отличие от закладок в браузере пользователя (которые доступны только ему), доступ к социальным закладкам возможен для всех пользователей глобальной сети.

Сервисы для совместной работы с документами различных типов предоставляют многие поисковые системы.

Сервисы для совместной работы с документами дают возможность пользователям:

• иметь совместный доступ к электронным материалам разного характера;

• выполнять задания по совместному редактированию текста (например, написание реферата или плана исследования);

• разрабатывать совместные презентации;

• организовывать совместное решение задач.

Следует отметить, что все средства обмена информацией и общения в компьютерных сетях бурно развиваются и видоизменяются.

Наши рекомендации