Использование включаемых файлов

В языке Си++ реализовано удобное решение. Можно поместить объявления классов и функций в отдельный файл и включать этот файл в начало других файлов с помощью оператора #include.

#include "Book.h". . .Book b;

Фактически оператор #include подставляет содержимое файла Book.h в текущий файл перед тем, как начать его компиляцию. Эта подстановка осуществляется во время первого прохода компилятора по программе – препроцессора. Файл Book.h называется файлом заголовков.

В такой же файл заголовков можно поместить прототипы функций и включать его в другие файлы, там, где функции используются.

Таким образом, текст программы на языке Си++ помещается в файлы двух типов – файлы заголовков и файлы программ. В большинстве случаев имеет смысл каждый класс помещать в отдельный файл, вернее, два файла – файл заголовков для объявления класса и файл программ для определения класса. Имя файла обычно состоит из имени класса. Для файла заголовков к нему добавляется окончание ".h" (иногда, особенно в системе Unix, ".hh" или ".H"). Имя файла программы – опять-таки имя класса с окончанием ".cpp" (иногда ".cc" или ".C").

Объединять несколько классов в один файл стоит лишь в том случае, если они очень тесно связаны и один без другого не используются.

Включение файлов может быть вложенным, т.е. файл заголовков может сам использовать оператор #include. Файл Book.h выглядит следующим образом:

#ifndef __BOOK_H__#define __BOOK_H__ // включить файл с объявлением используемого// здесь базового класса#include "Item .h"#include "String.h" // объявление класса String // объявление класса Bookclass Book : public Item{public:. . .private: String title; . . . }; #endif

Обратите внимание на первые две и последнюю строки этого файла. Оператор #ifndef начинает блок так называемой условной компиляции, который заканчивается оператором #endif. Блок условной компиляции – это кусок текста, который будет компилироваться, только если выполнено определенное условие. В данном случае условие заключается в том, что символ __BOOK_H__ не определен. Если этот символ определен, текст между #ifndef и #endif не будет включен в программу. Первым оператором в блоке условной компиляции стоит оператор #define, который определяет символ __BOOK_H__ как пустую строку.

Давайте посмотрим, что произойдет, если в какой-либо .cpp-файл будет дважды включен файл Book.h:

#include "Book.h". . .#include "Book.h"

Перед началом компиляции текст файла Book.h будет подставлен вместо оператора #include:

#ifndef __BOOK_H__#define __BOOK_H__. . .class Book{. . .};#endif. . .#ifndef __BOOK_H__#define __BOOK_H__. . .class Book{. . .};#endif

В самом начале символ __BOOK_H__ не определен, и блок условной компиляции обрабатывается. В нем определяется символ __BOOK_H__ . Теперь условие для второго блока условной компиляции уже не выполняется, и он будет пропущен. Таким образом, объявление класса Book будет вставлено в файл только один раз. Разумеется, написание два раза подряд оператора #include с одинаковым аргументом легко поправить. Однако структура заголовков может быть очень сложной. Чтобы избежать необходимости отслеживать все вложенные заголовки и искать, почему какой-либо файл оказался вставленным дважды, можно применить изложенный выше прием и существенно упростить себе жизнь.

Еще одно замечание по составлению заголовков. Включайте в заголовок как можно меньше других заголовков. Например, в заголовок Book.h необходимо включить заголовки Item.h и String.h, поскольку класс Book использует их. Однако если используется лишь имя класса без упоминания его содержимого, можно обойтись и объявлением этого имени:

#include "Item.h"#include "String.h" class Annotation; // Annotation – имя некого класса class Book : public Item{public: Annotation* CreateAnnotation();private: String title;};

Объявление класса Item требуется знать целиком, для того, чтобы обработать объявление класса Book, т.е. компилятору надо знать все методы и атрибуты Item, чтобы включить их в класс Book. Объявление класса String также необходимо знать целиком, по крайней мере, для того, чтобы правильно вычислить размер экземпляра класса Book. Что же касается класса Annotation, то ни размер его объектов, ни его методы не важны для определения содержимого объекта класса Book. Единственное, что надо знать, это то, что Annotation есть имя некоего класса, который будет определен в другом месте.

Общее правило таково, что если объявление класса использует указатель или ссылку на другой класс и не задействует никаких методов или атрибутов этого класса, достаточно объявления имени класса. Разумеется, полное объявление класса Annotation понадобится в определении метода CreateAnnotation.

Компилятор поставляется с набором файлов заголовков, которые описывают все стандартные функции и классы. При включении стандартных файлов обычно используют немного другой синтаксис:

#include <string.h>

Препроцессор

В языке Си++ имеется несколько операторов, которые начинаются со знака #: #include, #define, #undef, #ifdef, #else, #if, #pragma. Все они обрабатываются так называемым препроцессором.

Иногда препроцессор называют макропроцессором, поскольку в нем определяются макросы. Директивы препроцессора начинаются со знака #, который должен быть первым символом в строке после пробелов.

Определение макросов

Форма директивы #define

#define имя определение

определяет макроимя. Везде, где в исходном файле встречается это имя, оно будет заменено его определением. Например, текст:

#define NAME "database"Connect(NAME);

после препроцессора будет заменен на

Connect("database");

По умолчанию имя определяется как пустая строка, т.е. после директивы

#define XYZ

макроимя XYZ считается определенным со значением – пустой строкой.

Другая форма #define

#define имя ( список_имен ) определение

определяет макрос – текстовую подстановку с аргументами

#define max(X, Y) ((X > Y) ? X : Y)

Текст max(5, a) будет заменен на

((5 > a) ? 5 : a)

В большинстве случаев использование макросов (как с аргументами, так и без) в языке Си++ является признаком непродуманного дизайна. В языке Си макросы были действительно важны, и без них было сложно обойтись. В Си++ при наличии констант и шаблонов макросы не нужны. Макросы осуществляют текстовую подстановку, поэтому они в принципе не могут осуществлять никакого контроля использования типов. В отличие от них в шаблонах контроль типов полностью сохранен. Кроме того, возможности текстовой подстановки существенно меньше, чем возможности генерации шаблонов.

Директива #undef отменяет определение имени, после нее имя перестает быть определенным.

У препроцессора есть несколько макроимен, которые он определяет сам, их называют предопределенными именами. У разных компиляторов набор этих имен различен, но два определены всегда: __FILE__ и __LINE__. Значением макроимени __FILE__ является имя текущего исходного файла, заключенное в кавычки. Значением __LINE__ – номер текущей строки в файле. Эти макроимена часто используют для печати отладочной информации.

Условная компиляция

Исходный файл можно компилировать не целиком, а частями, используя директивы условной компиляции:

#if LEVEL > 3текст1#elif LEVEL > 1текст2#elseтекст3#endif

Предполагается, что LEVEL – это макроимя, поэтому выражение в директивах #if и #elif можно вычислить во время обработки исходного текста препроцессором.

Итак, если LEVEL больше 3, то компилироваться будет текст1, если LEVEL больше 1, то компилироваться будет текст2, в противном случае компилируется текст3. Блок условной компиляции должен завершаться директивой #endif.

В каком-то смысле директива #if похожа на условный оператор if. Однако, в отличие от него, условие – это константа, которая вычисляется на стадии препроцессора, и куски текста, не удовлетворяющие условию, просто игнорируются.

Директив #elif может быть несколько (либо вообще ни одной), директива #else также может быть опущена.

Директива #ifdef – модификация условия компиляции. Условие считается выполненным, если указанное после нее макроимя определено. Соответственно, для директивы #ifndef условие выполнено, если имя не определено.

Наши рекомендации