Понятие и особенности современного информационного общества.
Понятие и особенности современного информационного общества.
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:
· увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества
· возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте
· нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ
· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
(а) эффективное информационное взаимодействие людей
(б) их доступ к мировым информационным ресурсам
(в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах
· развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей
Информация и ее виды. Источники информации. Информационный ресурс.
Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Информация — совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве.
В то же время никак нельзя называть произведения искусства информацией. Эстетическое, культурологическое понимание термина информация в корне отличается от понимания информации в кибернетике, физике, биологии и т. д.
Органами чувств (приемниками информации) мы принимаем информацию об окружающем мире, в том числе и информацию о произведениях искусства. Но произведения искусства в связи с этим не становятся чистой информацией. Это мы при помощи органов чувств видя произведения искусства воспринимаем информацию о произведениях искусства.
Информационные ресурсы - в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.
Информационные ресурсы - по законодательству РФ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.
Автоматизированные информационные системы Министерства внутренних дел РФ.
Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у оперработников, участковых инспекторов милиции, следователей и других подразделений накапливаются данные оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения, в которых содержатся сведения:
1)о правонарушителях и преступниках;
2)о владельцах автомототранспортных средств;
3)о владельцах огнестрельного оружия;
4)о событиях и фактах криминального xapaктера, правонарушениях;
5)о похищенных и изъятых вещах, предметах антиквариата;
а также другая информация, подлежащая хранению.
Службы и подразделения органов внутренних дел характеризуются данными:
1)о силах и средствах, которыми располагает орган;
2)о результатах их деятельности.
Учет - это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах.
Главный информационный центр - самый крупный банк оперативно-справочной и розыскной информации в системе МВД России. На него возложена задача обеспечения органов и учреждений внутренних дел различной информацией - статистической, розыскной, оперативно-справочной, криминалистической, производственно-экономической, научно-технической, архивной.
Информационные центры являются головными подразделениями в системе МВД, УВД, УВТД в области информатизации: обеспечении статистической, оперативно-справочной, оперативно-розыскной, криминалистической, архивной и иной информацией
Учеты классифицируются по функциональному и объектовому признакам.
Функционально учеты разделяются на три группы:
оперативно-справочные; розыскные; криминалистические.
По объектовому признаку учеты разделяют на три группы: лиц; преступлений (правонарушений); предметов.
Автоматизированные учеты состоят из ряда автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). Накопление и обработка криминальной информации с помощью АИПС осуществляются в региональных банках криминальной информации (РБКИ).
Технические средства
- персональный компьютер;
- принтер;
- плоттер;
- cканер;
- факс;
- cредства сетевой связи
- другие устройства.
АСУ представляют собой комплексы технических и программных средств для автоматизированного управления различными службами и органами правоохраны. Основная функция таких АСУ — обеспечение руководителей служебной информацией. Практически это система связанных АРМ. Примером может служить АСУ «Дежурная часть» (АСУ ДЧ), предназначенная для управления силами и средствами ОВД в оперативной работе.
Основные функции АСУ:
1) оперативный сбор и анализ оперативной информации, выдача указаний подразделениям ОВД, контроль выполнения оперативной работы в реальном масштабе времени, управление подвижными милицейскими группами (на автомобилях, мотоциклах и других моторизованных средствах передвижения);
2) сбор, обработка, хранение информации; отображение информации о размещении сил и средств, а также о местах совершения преступлений на фоне представленных на экране («электронных») карт;
3) сбор информации о правонарушителях, похищенных вещах и транспортных средствах; выдача информации по запросам органов внутренних дел с использованием банков данных;
4) регистрация деятельности органов внутренних дел, подготовка отчетов о работе, анализ процессов (событий).
Методы защиты информации
1. Управление доступом, включающее следующие функции защиты:
· идентификацию пользователя (присвоение персонального имени, кода, пароля и опознание пользователя по предъявленному идентификатору);
· проверку полномочий, соответствие дня недели, времени суток, запрашиваемых ресурсов и процедур установленному регламенту;
· разрешение и создание условий работы в пределах установленного регламента;
· регистрацию обращений к защищаемым ресурсам;
· реагирование (задержка работ, отказ, отключение, сигнализация) при попытках несанкционированных действий.
· криптографическое шифрование – готовое к передаче сообщение(текст, речь, графика) зашифровывается, т.е. преобразуется в шифрограмму. Когда санкционированный пользователь получает это сообщение, он дешифрует его посредством обратного преобразования криптограммы.
Криптография – наука об обеспечении секретности и/или подлинности (аутентичности) передаваемых сообщений.
Процесс шифрования/дешифрования единственным образом определяется так называемым шифрующим ключом (это либо набор команд, либо узел аппаратуры, либо программа, либо все это вместе).
При передаче информации по линиям связи большой протяженности криптографическое закрытие является одним из самых надежных способов ее защиты.
Шифрование может быть симметричным и асимметричным.
Симметричное основывается на использовании одного и того же секретного ключа для шифрования и дешифрования.
Асимметричное характеризуется тем, что для шифрования используется один ключ, являющийся общедоступным, а для дешифрования – другой, являющийся секретным.
2. Механизм цифровой (электронной) подписи, основывающийся на алгоритмах асимметричного шифрования и включающий две процедуры: формирование подписи отправителя и ее распознавание (верификацию) получателем.
Причем для шифрования используется секретный ключ отправителя, а вторая процедура основывается на использовании общедоступного ключа, знания которого достаточно для опознавания отправителя.
3. Механизмы контроля доступа осуществляют проверку полномочий объектов АИТ (программ и пользователей) на доступ к ресурсам сети.
4. Механизмы обеспечения целостности данных (например, отправитель дополняет передаваемый блок данных криптографической суммой, а получатель сравнивает ее с криптографическим значением, соответствующим принятому блоку. Несовпадение свидетельствует об искажении информации в блоке).
5. Механизмы управления маршрутизацией обеспечивает выбор маршрутов движения информации по коммуникационной сети таким образом, чтобы исключить передачу секретных сведений по небезопасным физически ненадежным каналам идр.
Понятие и особенности современного информационного общества.
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:
· увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества
· возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте
· нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ
· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
(а) эффективное информационное взаимодействие людей
(б) их доступ к мировым информационным ресурсам
(в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах
· развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей