Применение компьютерных средств в обучении экономики.

Компьютерное образование, является велением времени, и вопрос: вводить или не вводить компьютер в образовательные учреждения - давно решён положительно. Появились такие понятия, как компьютерная грамотность, информационная культура, которые предполагают, что компьютер станет повседневным техническим средством на работе, дома, в процессе обучения.

Компьютерная грамотность – это умение находить и воспринимать информацию, применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связь в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации; конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера.

Информационная культура личности предполагает способность человека осознать и освоить информационную культуру мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему.

Компьютеризация обучения позволяет уменьшить разрыв между тем, что дат своим выпускникам школа, и требованиями, которое им предъявляет современное общество. Тем более уже сейчас показателем высокого профессионализма современного учителя считается компьютерная компетентность, а не просто компьютерная грамотность.

Компьютер в сфере образования выступает в разных функциях:

a. как предмет изучения;

b. как средство в учебно-воспитательном процессе;

c. как компонент системы педагогического управления;

d. как компонент управления образовательными учреждениями;

e. как средство научно-педагогической деятельности.

В связи со столь разнообразными функциями компьютера и информационных технологий в образовательной сфере существует следующая классификация видов их применения:

1. Учебное

2. Орудийное

3. Профессиональное и профориентационное

4. Дефектологическое

5. Досуговое

6. Учительское

7. Организационное

8. Педвузовское

Внедрения современных компьютерных технологий предполагает наличия в образовательных учреждениях:

· Современных компьютеров и средств коммуникаций как технических средств обучения;

· Системного и прикладного программного обеспечения;

· Методических разработок по применению новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

При компьютеризации образования возникает ряд сложных проблем, требующих своего изучения и решения:

1 Учёт мотивационного фактора. Одним учащимся интереснее сам компьютер и области его применения, другие стремятся его использовать в творческой деятельности – рисовать сочинять музыку, писать сочинения, статьи. Третьих, имеющих прагматическую направленность, увлекает работа с издательскими системами, средствами анимации и видеомонтажом, электронной почтой и т. д.

2 Учёт индивидуального фактора. Разработка программ с учётом не только степени обученности и обучаемости школьников, но и лево-правополушарного доминирования.

3 Учёт этнического фактора. Разработка программ на родном языке и т. д.

4 Создание компьютерных баз данных по направлениям: «Ученик», «Успеваемость», «Трудные подростки» и т. д. для организации педагогического менеджмента (управления) и другие аспекты.

Любая обучающая система на базе ЭВМ и программное обеспечение к ней должны базироваться на основополагающих принципах, имеющих в специальной литературе «три “и”»: инициатива, индивидуализация, интерактивность.

Инициатива – предполагает предоставления обучаемому возможности прерывать и возобновлять курс в любом месте, задавать вопросы, просить о помощи, возвращаться назад для повторения, не ограничивать инициативу при составлении ответов.

Индивидуализация – означает создание учебно-программного обеспечения, ориентируемого на индивидуальные особенности и стиль учебной деятельности конкретного обучаемого.

Интерактивность – подразумевает взаимный обмен информацией в режиме диалога как между обучаемым и системой в целом, так и между отдельными частями системы.

Если компьютер используется как средство учебной деятельности, то его функции мало чем отличаются от тех , которые он выполняет в рамках других видов деятельности. Возможности применения значительны: от справочной системы до средства моделирования некоторых ситуаций.

Выполнение функций обучения – наиболее существенная характеристика применения компьютера в обучении.

Задачи применения компьютера в обучении:

v Обеспечения обратной связи в процессе обучения

v Обеспечения индивидуализации учебного процесса

v Повышение наглядности учебного процесса

v Поиск информации из самых широких источников

v Моделирование изучаемых процессов или явлений

v Организация коллективной и групповой работы

Использовать компьютер в качестве средства обучения можно по-разному: это и работа всем классом и группами, и индивидуальная работа. Перечисленные способы обусловлены не только наличием или нехваткой достаточного количества аппаратных средств, но и дидактическими целями. Так, если в классе имеется только компьютер или если учитель ставит перед собой задачу организации коллективной работы по поиску решения задач, он организует работу класса на основе учительского компьютера. Такой подход в ряде случаев оказывается даже более продуктивным, чем индивидуальная работа учащихся с компьютером.

Заключение

Технические средства обучения уже довольно давно вошли в наши образовательные учреждения и течении второй половины двадцатого века получили широкое распространение. Накоплен интересный практический опыт, разработаны научные основы их применения. Однако с появления ЭВМ и постепенным использованием их в образовании, особенно в последние двадцать лет, стоит проблема технического переоснащения школ, детских садов, вузов, среднеспециальных учреждений. Сложность данного этапа заключается в том, что традиционные технические средства обучения так и не стали обычными, повседневными средствами, используемыми массовым учителем, а время требует перехода на современные образовательные информационные технологии на основе компьютера и мультимедийной аппаратуры.

Учитывая экономическое и политическое положение нашей страны и понимая, что современные компьютеры далеко не сразу придут во все образовательные учреждения в необходимом количестве, я при написании этой работы дал характеристику и охарактеризовал методику использования и традиционных средств, которыми в основном укомплектованы наши образовательные учреждения, и рассказал о новых. Поэтому в данной работе я предоставил широкий спектр как традиционных, так и новых технических средств. Так же я охарактеризовал общие дидактические принципы их использования в разных учебных учреждениях.

Наши рекомендации