История развития графической системной среды
WINDOWS 95 и WINDOWS 98
12.1 Концепция операционных
система WINDOWS 95 и WINDOWS 98
12.2 Объектно-ориентированная
платформа Windows
12.3 Организация обмена данными
12.4 Программные средства WINDOWS 98
Операционные системы Windows 95 и Windows 98 компании Microsoft Corp. имеют между собой много общего. Концепция, заложенная в основу Windows 95, полностью сохранена в Windows 98. Графический интерфейс также изменился незначительно. В Windows 98 устранены многие недостатки Windows 95, улучшены стандарты программные средства.
Операционная система Windows 95 появилась в результате слияния MS DOS и Windows 3.1 и стала первой графической операционной системой на IBM PC. В ней реализован ряд важнейших концептуальных положений: 32-разрядная архитектура, вытесняющая многозадачность и многопоточностъ, удобный пользовательский интерфейс, расширенный набор системных и прикладных программ, упрощенная настройка и подключение новых периферийных устройств, высокая совместимость с существующим программным обеспечением.
Операционная система Windows 98, преемница Windows 95, более комфортна и продуктивна, поддерживает современное оборудование, имеет эффективные средства диагностики, восстановления и обслуживания, более устойчива в работе. Наиболее важное нововведение — глубокая интеграция с Интернет. Это, в частности, позволит увеличить срок службы операционной системы, так как Windows 98 имеет средства автоматического обновления ресурсов по каналам Интернет.
Цель главы — изложить концепцию построения и работы операционных систем Windows 95 и Windows 98, познакомить с их основными функциональными и технологическимивозможностями.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАВЫ ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Ø Основные положения концепции построения и использования операционных систем Windows 95 и Windows ;
Ø Объекты Windows: папка, файл, приложение, документ;;
Ø Характеристику пользовательского графического интерфейса ;
Ø Организацию обмена данными в операционных системах Windows 95 и Windows 98;
Ø Понятие составного документа, приложения-источника, приложения-приемника ;
Ø Роль буфера обмена в среде Windows ;
Ø Технологию внедрения и связывания объектов OLE ;
Ø Назначение программы Проводник ;
Ø Приемы настройки и конфигурирования системы Windows ;
Ø Основные возможности стандартных программ Windows;
12.1. КОНЦЕПЦИЯ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ WINDOWS 95 И WINDOWS 98
· История развития графической системной среды
· Требования к аппаратной части
· Концепция операционной системы Windows 95
· Концепция операционной системы Windows 98
ТРЕБОВАНИЯ К АППАРАТНОЙ ЧАСТИ
Персональный компьютер, на который устанавливается операционная система Windows 95 или Windows 98, должен иметь:
· процессор 80486DX с тактовой частотой 66 МГц или более мощный;
· не менее 16 Мбайт оперативной памяти (желательно 32 Мбайта);
· жесткий диск с объемом свободного пространства после установки Windows не менее200 Мбайт (желательно не менее 1 Гбайта);
· графический видеомонитор;
· устройство чтения компакт-дисков (CD-ROM), так как практически все программные продукты поставляются на компакт-дисках.
Операционная система достаточно просто устанавливается с компакт-диска. Программа установки, запущенная с компакт-диска, сначала проверяет жесткий диск. В случае обнаружения неисправности программа установки предлагает пользователю несколько вариантов действий: игнорировать ошибку, попытаться исправить ее и т.п.
После окончания проверки диска на экране появляется заставка, свидетельствующая о начале установки, которая длится 30 — 60 мин. По мере необходимости при установке операционной системы надо отвечать на вопросы инсталляционной программы. На экране будет отображаться шкала, на которой видно, что происходит в данный момент и сколько времени осталось до окончания процесса установки.
Программа установки endows имеет несколько сценариев: компактная установка, express-установка, выборочная установка. При компактной установке операционная система Windows будет содержать самые необходимые компоненты. При express-установке создается наиболее типичная конфигурация. При выборочной установке пользователь сам может выбрать из списка компоненты, которые будут устанавливаться.
В комплект поставки Windows 98 (Windows 95) входит большое количество стандартных программ, выполняющих всевозможные сервисные и пользовательские функции. Может оказаться, что при заданном сценарии установки не все стандартные программы будут включены в систему. Эта проблема легко решается, так как Windows 98 (Windows 95) имеет очень удобный механизм до установки. Вызвав соответствующую сервисную программу, можно в любой момент изменить конфигурацию операционной системы, убрав лишние компоненты и добавив неустановленные компоненты. Для выполнения этой операции необходимо иметь установочные дискеты или компакт-диск.
КОНЦЕПЦИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ WINDOWS 95
Операционная система Windows 95 появилась в результате слияния операционной системы MS DOS и ее графической оболочки Windows 3.1 (3.11). Основными характеристиками endows 95 являются:
· 32-разрядная архитектура;
· вытесняющая многозадачность и многопоточностъ;
· графический пользовательский интерфейс;
· подключение новых периферийных устройств по технологии Plug and Play;
· использование виртуальной памяти;
· совместимость с ранее созданным программным обеспечением;
· наличие коммуникационных программных средств;
· наличие средств мультимедиа.
Рассмотрим более подробно эти характеристики.
Разрядная архитектура
Windows 95 — первая 32-разрядная операционная система для компьютеров IBM PC. Она ориентирована на работу 32-разрядных программ, многие ее компоненты являются 32-разрядными.
Большинство программ для операционной системы MS DOS относилось к 16-разрадным программам, которые использовали реальный режим работы микропроцессора. Реальный режим значительно ограничивает возможности программы, так как в этом режиме затруднен доступ в верхние (свыше 1 Мбайта) области памяти. Операционная система MS DOS не имеет средств для поддержки 32-разрядных программ, работающих в защищенном режиме микропроцессора. Чтобы такие программы могли работать в среде MS DOS, требуется дополнительное программное обеспечение, расширяющее функции MS DOS. Возможен также вариант, когда дополнительные функции, обеспечивающие защищенный режим, включаются непосредственно в код программы, увеличивая тем самым ее объем.
Операционная система Windows 95 полностью обеспечивает работу 32-разрядных программ, причем она спроектирована таким образом, что использование 32-разрздньк программ в ее среде является наиболее оптимальным. В среде Windows 16-разрядные программы также успешно функционируют, но они не могут задействовать все ресурсы системы.
Следует отметить, что 32-разрядные программы занимают больше оперативной и дисковой памяти, чем 16-разрядные программы. Однако это компенсируется, во-первых, увеличением скорости работы программ, во-вторых, удешевлением всех видов памяти, в том числе и электронной.
Наличие средств мультимедиа
Операционная система Windows 95 обеспечивает интерактивную работу с высококачественным звуком и видео при помощи специальных аппаратных и программных средств. Непременным атрибутом мультимедиа-компьютера являются звуковая плата, которая обеспечивает преобразование звука в компьютерную форму и обратно, и видео плата, которая преобразует видеоинформацию в компьютерную форму и обратно. К звуковой плате подключаются различные акустические системы.
Для работы со звуком и видео на компьютере разработано множество программных средств. Минимально необходимый набор таких приложений входит в состав Windows 95. Они обеспечивают проигрывание аудио компакт-дисков, воспроизведение, запись и редактирование звуковых файлов, просмотр видеоклипов.
Следует иметь в виду, что информация мультимедиа (т.е. графика, аудио и видеоинформация) занимает очень много места. Поэтому такая информация, как правило, распространяется на компакт-дисках, и для ее воспроизведения необходимо, чтобы на компьютере был установлен накопитель CD-ROM.
Объект — файл
Напомним понятия файла и файловой системы, введенные в гл. 9. Под файлом понимают логически связанную совокупность данных или программ, для размещения которой во внешней памяти выделяется именованная область. Файловая система обеспечивает возможность доступа к конкретному файлу и позволяет найти свободное место при записи нового файла. Она определяет схему записи информации, содержащейся в файлах, на физический диск. Файлы на диске записываются в свободные кластеры, поэтому фрагменты одного и того же файла могут находиться в разных местах диска. Относительно производительности системы наиболее предпочтительным является такой вариант размещения файла, когда его фрагменты занимают подряд идущие кластеры. (Описание того, как этого можно достичь, дано в подразд. 12Л.) Windows 98 использует файловые системы FAT 16 и FAT 32.
Справка.FAT (File Allocation Table) — таблица, отражающая состояние кластеров дискового пространства(см. подразд. 9.2).
В среде Windows любой файл воспринимается, как объект, имеющий уникальное имя. Файлу рекомендуется давать такое имя, которое отражает суть хранящейся в нем информации. В среде Windows в отличие от среды MS DOS имя может быть длинным и состоять из цифр, букв русского и латинского алфавитов, различных символов, включая точку. При переходе в среду MS DOS длинное имя по специальному алгоритму будет заменено 8-сим-вольным именем со всеми присущими этой среде ограничениями (см. подразд. 9.1).
С общими свойствами файла можно ознакомиться, вызвав для этого контекстное меню и выбрав командуСвойства (см. рис. 12.1). Рассмотрим параметры, отражающие общие свойства файла на примере файла, созданного в среде текстового процессора Microsoft Word (рис. 12.2):
· тип, свидетельствующий о характере хранимых данных, причем информация о типе в окне встречается дважды. Первый раз тип определяется косвенно через указания среды, где создавался данный файл, например документ Microsoft Word. Второй раз он указывается непосредственно в имени как расширение, которое присваивается в операционной среде MS DOS (например, расширение .DOC указывает на текстовый файл);
· размер файла, т.е. занимаемый им объем дискового пространства;
· дата и время создания файла;
· дата и время внесения последних изменений файла;
· атрибуты файла: архивный, только для чтения, скрытый, системный.
Помимо этого в окне "Свойства" будет отображен значок, служащий для указания среды, в которой создавался файл. Например, на рис. 12.3 показаны: а — значок документа, созданного в среде текстового процессора Word; б — значок рисунка в формате BMP, созданного в среде графического редактора Paint; в — значок рисунка в формате JPG, также созданного в среде редактора Paint.
Над файлом можно выполнить определенный набор действий, которые переводят его из одного состояния в другое. С конкретным
набором подобных действий можно познакомиться, вызвав контекстное меню, пример которого приведен на рис. 12.1. Среди предписываемых файлу действий можно выделить некий набор стандартных действий, которые можно выполнять с файлом любого типа. Рассмотрим эти действия.
· Открыть файл. Результат этого действия будет зависеть от типа файла. Так, если файл хранит документ, то при его открытии вместе с ним будет загружаться и программная среда, где создавался этот документ. Например, открывая файл с рисунком, созданным в графическом редакторе, на экране можно увидеть интерфейс этого редактора и находящийся на его рабочем поле рисунок. Если же файл является главным файлом (файлом запуска) некоей программной системы, то одноименная команда служит сигналом для ее запуска и на экране появляется интерфейс этой среды с пустым рабочим полем. Для любого другого файла система предложит перечень программ, с помощью которых можно попытаться открыть данный файл.
Примечание. Открыть файл можно, не прибегая к помощи контекстного меню. Для этого надо установить указатель мыши на значок файла и два раза щелкнуть мышью.
· Заархивировать или разархивировать файл. По умолчанию предлагается архиватор, который производит необходимое действие.
· Отправить файл. В результате этого действия файл либо отправляется по факсу или по электронной почте, либо перемещается в папку Мои документы или на гибкий диск.
· Вырезать файл. Перемещение файла в другое место осуществляется в два приема
· сначала файл вырезается по командеВырезать, т.е. файл перемещается в буфер, затем с помощью указателя мыши выбирается место, куда следует переместить файл, и в контекстном меню выбирается командаВставить.
· Копировать файл, т.е. создать копию файла. По этой команде создается в буфере копия выбранного файла, а затем по командеВставить вы можете многократно вставлять этот файл в места, указанные указателем мыши.
· Удалить файл с диска. Удаление файла с диска может выполняться как на логическом, так и на физическом уровне. По командеОтправить файл в корзину файл удаляется в специально отведенную папку, которая называется Корзина и которая всегда находится на экране монитора. Файл, отправленный в Корзину, можно восстановить на исходном месте, достав его из Корзины. По командеУдалить файл он физически удаляется с диска. Эта команда выполняется для файлов Корзины.
· Переименовать файл, т.е. изменить его имя.
· Создать ярлык (пояснение см. ниже).
Объект — папка
Другим важным объектом файловой системы Windows является папка. Папка Windows играет ту же роль, что и обычная папка для хранения документов в делопроизводстве: она позволяет упорядочить хранение документов. Папку Windows можно рассматривать как понятие, аналогичное каталогу в операционной системе MS DOS, хранящему информацию о местонахождении файлов. Но в среде Windows термин "папка" приобретает более широкое толкование — как хранилище объектов. Поэтому естественно говорить не "папка содержит информацию о местоположении файлов", а "папка содержит файлы". Помимо файлов папка может содержать и другие объекты (например, ярлыки). Так, папка может
содержать файлы по курсовой работе или аннотации к книгам.
Папке присваивается имя, которое записывается по тем же правилам, что и имя файла. Как и файлы, папки имеют сокращенное имя для среды MS DOS.
Со свойствами папки, так же как и файла, можно ознакомиться, открыв контекстное меню и выбрав командуСвойства. В результате на экране появляется окно «Свойства» (рис. 12.4), в котором отображаются:
· имя данной папки для Windows и соответствующее имя для MS DOS, а также стандартный значок папки;
· тип объекта, который служит указанием на то, что рассматриваемый объект является папкой;
· имя папки, в которой содержится данная папка, с указанием пути;
· размер папки, определяющийся суммарным размер всех хранящихся в ней файлов и папок;
· количество хранящихся в ней папок и файлов;
· дата и время создания файла;
· атрибуты: Только для чтения, Архивный, Скрытый, Системный.
Над папками, как над объектами, можно выполнять стандартный набор действий, аналогичный тем, которые производятся с файлами: создать папку, удалить папку, переименовать папку, скопировать папку в другое место, переместить папку на другое место. Помимо них предусмотрены действия по открытию или закрытию папки. При открытии папки на экране появляется окно, в котором значками изображены содержащиеся в ней файлы. Закрытие папки означает закрытие этого окна. В программе Проводник в панели структуры папок открытая папка отмечается специальным значком, в то время как остальным (закрытым) папкам соответствует стандартный значок (рис. 12.5).
Назначение ярлыка
Важным понятием в среде Windows является ярлык. Изображается он значком с черной стрелкой в левом углу (рис. 12.6).
Ярлык — это ссылка на какой-либо объект, вторичное (дополнительное) изображение этого объекта, указывающая на его местоположение. Ярлык служит для ускорения запуска программ или документов. Объект и его ярлык обычно находятся в разных местах. Особенно эффективно использование ярлыка тогда, когда объекты находятся на нижних уровнях иерархической структуры подчиненности папок, а ярлыки — на верхних.
Ярлык хранится в файле объемом 1 Кбайт. Его можно легко создать или уничтожить, что никак не влияет на связанный с ним объект.
Действия, которые можно совершать с ярлыком, аналогичны действиям над файлами. Открыть ярлык — значит открыть связанный с этим ярлыком объект. В окне «Свойства» всегда можно узнать, с каким объектом этот ярлык связан, где находится этот объект, перейти к этому объекту, сменить значок ярлыка.
ОБЪЕКТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО УРОВНЯ — ПРИЛОЖЕНИЕ И ДОКУМЕНТ
Появление Windows породило множество новых понятий, иногда заменяющих уже известные. К их числу относится приложение.
Напомним широко известные понятия, которые используются при названии программных продуктов, предназначенных для работы пользователя: пакет прикладных программ, комплекс прикладных программ, прикладные программы. Подобные программы служат для создания, модификации и управления компьютерными объектами. Разработчики операционной системы Windows ввели еще один синоним этого термина — приложение (application) или Windows-приложение. Например, приложениями являются графический редактор Paint, программа Проводник (см. подразд. 12.4), различныеслужебные программы для обслуживания дисков, программы-вирусы (антивирусы) и т.д.
Приложение — комплекс взаимосвязанных программ для создания и модификации объектов (документов), а также для управления объектами определенного типа.
Приложение состоит из одного или нескольких файлов, которые хранятся обычно в папке с соответствующим названием. Например, приложение-игра может храниться в одном файле, а приложение Текстовый процессор Word состоит из комплекса взаимосвязанных файлов. Среди этих файлов должен быть главный (ведущий), часто называемый файлом запуска. Этот файл содержит уникальный значок — своего рода логотип данной среды. Для приложений MS DOS, в которых файл запуска имеет тип .СОМ, .ЕХЕ, .ВАТ, используется значок "пустая рамка". Открытие файла запуска обеспечивает загрузку этого приложения и появление на экране его интерфейса.
Объектами, создаваемыми в среде приложения, могут быть тексты, таблицы, рисунки, звуки и т.п. В среде Windows такие объекты называются документами. Созданный в приложении объект (документ) сохраняется либо в одном файле, либо в нескольких взаимосвязанных файлах. В последнем случае один из этих файлов будет главным. Открывая его, вы открываете весь документ, из которого имеется доступ к содержимому остальных связанных с ним файлов. Запись документа в несколько файлов не очень удобна и используется только для обеспечения доступа к отдельным частям документа как к самостоятельным документам.
Например, вы подготавливаете на компьютере курсовую работу. Для этого в приложении, называемом Текстовым процессором, вы набираете текст. В текст необходимо вставить иллюстрации, которые предварительно были созданы в графическом редакторе, и таблицы, которые были сделаны в табличном процессоре. При этом необходимо, чтобы рисунки и таблицы хранились автономно в своих файлах, с тем чтобы впоследствии их можно было редактировать. Результаты редактирования должны автоматически отражаться в итоговом документе (курсовой работе), т.е. между текстом, с одной стороны, и рисунками, и таблицами, с другой стороны, должна существовать связь.
Тип файла может задаваться самим приложением по умолчанию. Большинство приложений предлагают пользователю несколько вариантов типа документа. Например, в приложении Графический редактор Paint созданный рисунок сохраняется в формате BMP, но пользователь имеет возможность сохранить рисунок в формате . JPG или GIF.
Документы одного типа, созданные, как правило, в одном приложении, имеют один и тот же значок. С помощью таких значков можно легко отличать одни документы от других. Кроме того, по значку можно узнать приложение, которое будет данный документ обрабатывать по умолчанию.
Документ — объект Windows, созданный в приложении и содержащий информацию определенного вида.
При работе в среде Windows часто используется термин "задача". Это понятие тесно связано с термином "приложение". Приложение становится задачей после его запуска. Приложение можно запустить двумя способами: либо непосредственно открыв файл запуска, либо открыв документ, созданный в этом приложении. Можно сказать, что задача — это работающее приложение, которое потребляет ресурсы системы или ждет своей очереди на них. Термин "задача" связан с механизмом управления ресурсами, а не с тем, работает с приложением пользователь или нет. О некоторых задачах пользователь может и не подозревать. Список задач можно получить, одновременно нажав клавиши <Ctrl><AltDel>. Приложения могут запускаться либо по инициативе пользователя, либо по инициативе Windows. Все задачи должны быть в той или иной форме отображены на экране.
Задача — приложение, работающее в текущем сеансе и потребляющее ресурсы компьютера: оперативную память, процессорное время, доступ к внешним устройствам.
Основные понятия
Термин '"интерфейс" широко используется в областях, где человеку приходится иметь дело с обработкой информации на компьютере. В переводе с английского языка Interface означает внешнее лицо. В компьютерном мире известно множество разновидностей интерфейсов:
интерфейс пользователя, графический интерфейс, интерфейс ввода-вывода, внешний или внутренний интерфейс, интеллектуальный интерфейс, человеко-машинный интерфейс, программный интерфейс и др.
Интерфейс — совокупность средств и правил, которые обеспечивают взаимодействие устройств, программ и человека.
Особенно важен интерфейс, обеспечивающий взаимодействие пользователя с персональным компьютером, называемый пользовательским интерфейсом. От удобства этого интерфейса во многом зависит успех нового программного продукта в конкурентной борьбе на рынке программных средств. Пользовательский интерфейс может быть символьным и графическим.
Символьный интерфейс используется обычно при работе видеосистемы в текстовом режиме. Информация выводится на экран монитора посимвольно. До появления Windows все операционные системы, в том числе MS DOS и ее оболочка Norton Commander, предоставляли пользователю символьный интерфейс. Он достаточно экономичен по потреблению ресурсов и способен обеспечить вполне комфортную работу пользователя. Исключение составляет интерфейс командной строки операционной системы MS DOS, который требует от пользователя знания синтаксиса команд. Следует заметить, что символьный интерфейс Norton Commander не вызывает особых трудностей у неквалифицированного пользователя и может использоваться в графическом режиме работы монитора.
Графический интерфейс появляется тогда, когда видеосистема может работать в графическом режиме, т.е. выводить на экран монитора информацию поточено. Переход к графическому пользовательскому интерфейсу стал возможным благодаря улучшению технических характеристик персонального компьютера. Такой интерфейс предъявляет повышенные требования к быстродействию видеосистемы, но вместе с тем при этом достигается основная цель — создается комфортная среда работы пользователя, так как человеку более естественно и удобно оперировать образами (картинками). Графический интерфейс по сравнению с символьным воспринимается как более понятный и интуитивно ясный.
Графический пользовательский интерфейс — интерфейс, где для взаимодействия человека и компьютера используются графические средства.
Ярким примером графического пользовательского интерфейса служит интерфейс Windows. При разработке этой операционной системы специалисты широко использовали возможные графические средства: рисунки, специальные значки, цветовое оформление, разнообразные начертания шрифтов, дизайн экрана и др. В результате интерфейс стал "дружественным" по отношению к человеку и уже не требует специальных программистских знаний, как было раньше в других операционных системах.
Графический интерфейс Windows позволяет более оперативно задавать команды операционной системы, запускать программы, выбирать файлы и параметры, указывая на соответствующие значки, кнопки, пункты меню, элементы списка, флажки и др. Набор используемых элементов интерфейса стандартен, что позволяет после изучения интерфейса Windows легко и быстро осваивать интерфейс приложений Windows.
Окна приложения и документа
Перечислим стандартные элементы, которые составляют окно любого приложения (рис. 12.8):
· рабочее поле, где располагаются создаваемые в этом приложении документы. Они могут занимать весь экран, а могут быть свернуты в значки, как показано на рис. 12.8;
· управляющее (основное) меню, содержащее имена ниспадающих меню;
· ниспадающее меню, содержащее группы команд, объединенных по функциональному назначению;
· панели инструментов, представляющие собой линейки командных кнопок для быстрого выбора наиболее часто используемых команд;
· заголовок окна, в котором отображается название приложения
· кнопка системного меню, с помощью которого вызываются команды изменения размеров окна и его перемещения;
· кнопки <Свернуть>, <Развернуть> (<Восстановить>) и <3акрыть>, дублирующие команды системного меню и служащие для ускорения их вызова;
· строка состояния, содержащая информацию о режимах работы приложения.
Окно документа всегда встроено в окно приложения. По своей структуре оно напоминает окно приложения, но существенно проще. Окно документа во многих приложениях имеет стандартный вид с элементами, указанными на рис. 12.9:
· рабочее поле, где создается документ средствами приложения;
· вертикальные и горизонтальные линейки прокрутки. Они появляются в документах, занимающих места больше, чем площадь рабочего поля, и служат для просмотра документа по вертикали и горизонтали;
· заголовок окна документа, где отображается его название, совпадающее с именем файла;
· кнопка системного меню и кнопки <Свернуть>, <Развернуть> (<Восстановить>) и <3акрыть> имеют то же значение, что и в окне приложения.
Если в данном приложении открыто несколько окон документов, то пользователь может работать лишь в одном из этих окон. Это окно называется активным, его заголовок выделяется цветом. Остальные окна оказываются пассивными. Если окна документов перекрываются, активное окно закрывает все остальные.
Диалоговое окно
Диалоговое окно служит, для настройки параметров операционной системы или приложения, а также выводит необходимые в процессе работы сообщения (рис. 12.10). Оно выводится приложением или операционной системой Windows на экран каждый раз, когда пользователь должен уточнить выбранное им действие.
Диалоговое окно содержит набор типовых объектов (элементов) управления, среди которь1х наиболее часто встречаются:
· вкладки, имеющие вид типового диалогового окна, но они расположены в главном диалоговом окне одна под другой, так что видны только их ярлычки. Выбрать вкладку можно щелчком мыши;
· командные кнопки, имеющие прямоугольную форму и служащие для выполнения написанных на них команд. Выполнить команду можно щелчком мыши на командной кнопке;
· кнопки выбора, имеющие форму круга и предназначенные для выбора одного из нескольких возможных вариантов. Вариант выбирается щелчком мыши на кнопке и отмечается точкой внутри круга;
· переключатели (флажки), имеющие квадратную форму и предназначенные для включения или выключения режимов. При щелчке мышью на переключателе в его поле появляется специальный знак или, наоборот, этот знак исчезает (на рис. 12.10 переключатели отсутствуют);
· поля списка, служащие для выбора одного варианта из предлагаемого перечня. Элементы списка прокручиваются в окне при выполнении щелчка на стрелке списка;
· текстовые поля, в которые вводятся текст или числовые данные. Для числовых полей значение можно устанавливать с помощью пары кнопок со стрелками, расположенных рядом;
· окно предварительного просмотра, в котором отображается объект-документ.
Назначение Рабочего стола
После загрузки операционной системы Windows на экране появляется электронный Рабочий стол. Известно, что хорошо организованный рабочий стол, на котором каждый документ и предмет имеет свое место, дает пользователю возможность более эффективно организовать свою деятельность. Рабочий стол в электронном варианте несет на себе те же функции, что и в обычном исполнении. Поэтому как только вы попадаете в среду Windows,
пользовательский интерфейс имитирует стол, на котором в определенных местах располагаются значки документов и приложений .
На рис. 12.11 показан стандартный Рабочий стол, в центральной части которого расположены значки приложений и документов, к которым наиболее часто обращается пользователь. Эти значки позволяют ускорить запуск соответствующих объектов.
В нижней части экрана (Рабочего стола) выделена серым цветом строка, называемая Панелью задач. На ней находятся:
· в ее центральной части располагаются кнопки задач, т.е. приложений или документов, с которыми пользователь работает в текущем сеансе;
· в левой части находится кнопка <Пуск> (<Start>), нажав которую, вы попадете в I Главное меню Windows (рис. 12.12). Из Главного меню можно запустить перечисленные в нем приложения. Каждый пункт меню содержит свой значок и имя. Некоторые пункты меню сопровождаются стрелкой, указывающей на наличие подменю;
· в правой части Панели задач всегда находятся Панель индикации, где отображаются часы, календарь и индикатор клавиатуры, показывающий или устанавливающий клавиатуру на английский или русский вариант алфавита. Здесь же могут располагаться выведенные пользователем значки разнообразных программ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБМЕНА ДАННЫМИ.
· Что такое обмен данными
· Понятие составного документа
· Обмен данными перетаскиванием
· Объекта мышью
· Обмен данными через буфер
· Технология внедрения и связывания
· объектов OLE
ЧТО ТАКОЕ ОБМЕН ДАННЫМИ
Обмен данными в широком смысле — это передача информации от одного объекта другому. В компьютерном мире до недавнего времени под обменом данными часто понимали процесс ввода и вывода данных между оперативной памятью и периферийными устройствами. С появлением концепции Windows под обменом данными стали понимать передачу данных от одного объекта к другому. В результате этого процесса объекты могут изменяться, а также могут создаваться новые объекты, образующиеся из одного или нескольких существующих объектов.
Такими объектами могут быть приложения, папки, документы, а передаваемыми данными — фрагменты документов, документы, файлы, папки, т.е. также объекты среда Windows. Так, в результате копирования файла или папки появляются их копии, а вследствие обмена данными между приложениями создаются составные документы, собранные из фрагментов, сформированных в разных приложениях.
Обмен данными в среде Windows осуществляется либо через буфер обмена, либо без него перетаскиванием выделенного объекта мышью. Обмен данными через буфер выполняется с помощью стандартных команд Вырезать (Cut), Копировать (Copy) и Вставить (Paste).Команда Специальная вставка (Paste Special) позволяет выбрать формат, в котором передаются данные. Большинство приложений Windows содержат перечисленные команды в структуре своих меню, а также включают их в контекстные меню.
Помимо перечисленных команд в приложении могут быть задействованы специальные команды, которые дают возможность использовать данные из ранее созданных и хранящихся в файлах объектов.
ОБМЕН ДАННЫМИ ЧЕРЕЗ БУФЕР
Роль буфера обмена
Буфер обмена (clipboard) играет важнейшую роль при организации обмена данными. Это часть виртуальной памяти, которая служит неким перевалочным пунктом при обмене дан-нь1ми. При небольших объемах передаваемых данных для буфера обмена выделяется часть оперативной памяти.
Для наглядности можно провести некоторую аналогию между буфером обмена и ячейкой склада, куда отправляется на временное хранение некий объект. В этой ячейке можно хранить лишь один объект. Чтобы поместить в ячейку новый объект, необходимо убрать из нее старый объект, ранее помещенный туда. В буфере обмена объект хранится до тех пор, пока в него не будет помещен новый объект, который автоматически сотрет прежний. Находящийся в буфере обмена объект можно копировать неограниченное количество раз.
Основные приемы работы с буфером обмена поддерживаются большинством программных продуктов. Его широко используют:
· при создании и редактировании простого документа, когда с помощью буфера обмена осуществляются копирование, перемещение и удаление его фрагментов;
· при создании и редактировании составного документа, когда необходимо использовать объекты из разных приложений;
· при перемещении или копировании объектов файловой системы (файлов и папок);
· для сохранения в файле выделенного фрагмента документа.
Буфер обмена — специальная область памяти, которая предназначена;
временного хранения переносимого, копируемого или удаляемого объекта
Буфер обмена обслуживается операционной системой и характеризуется следующими свойствами:
· в буфере обмена хранится объект, помещенный в него одним из известных пользователю способов;
· в буфере обмена объект хранится до тех пор, пока не будет помещен в него новый объект;
· буфер обмена доступен из любого приложения;
· содержимое буфера обмена можно просмотреть или сохранить в файле с помощью приложения Просмотр буфера обмена;
· буфер обмена очищается при перезагрузке операционной системы либо специальной командой;
· объект в буфере обмена хранится в формате, определяемом приложением-источником, но при его вставке в составной документ, как правило, предоставляется возможность преобразования в другой формат.
При обмене данными между приложениями через буфер обмена можно установить связь между источником и приемником. Эта с