Операндом могут быть константа, переменная, выражение. В результате значение операнда преобразуется к указанному типу.
Примеры использования преобразования типа:
(long)8 , (float)1 , (int)x%2
По поводу последнего выражения заметим, что приоритет операции «тип» выше деления (и других бинарных арифметических операций), поэтому сначала значение переменной х приведется к целому типу (отбросится дробная часть), а затем выполнится деление по модулю.
Следующий фрагмент программы иллюстрирует одну из практических ситуаций, в которой потребовалось использовать преобразование типа:
floa t с;
in t a=l , b=2;
с=(float)a/b ;
В результате переменная с получит значение 0,5. Без преобразования типа ее значение стало бы равно 0.
10. Операции определения размера sizeof
Эта операция имеет две формы записи:
Sizeof(тип) и sizeof(выражение)
Результатом операции является целое число, равное количеству байтов, которое занимает в памяти величина явно указанного типа или величина, полученная в результате вычисления выражения. Последняя определяется также по типу результата выражения. Хотя по форме записи это похоже на функцию, однако sizeof является именно операцией. Ее приоритет выше, чем у бинарных арифметических операций, логических операций и отношений.
Операция «запятая» и «?»
Операция «запятая». Эта необычная операция используется для связывания нескольких выражений в одно. Несколько выражений, разделенных запятыми, вычисляются последовательно слева направо. В качестве результата такого совмещенного выражения принимается значение самого правого выражения. Например, если переменная х имеет тип int , то значение выражения (х=3, 5*х) будет равно 15, а переменная х примет значение 3.
Операция «условие ?:». Это единственная операция, которая имеет три операнда. Формат операции:
Выражение1 ? выражение2 : вьгражениеЗ
Данная операция реализует алгоритмическую структуру ветвления. Алгоритм ее выполнения следующий: первым вычисляется значение выражения 1, которое обычно представляет собой некоторое условие. Если оно истинно, т. е. не равно 0, то вычисляется выражение 2 и полученный результат становится результатом операции. В противном случае в качестве результата берется значение выражения 3.
12. Операция получения адреса (&) и раскрытия ссылки(*)
Указатель — это адрес объекта в памяти. Переменная типа "указатель" (или просто переменная-указатель) — это специально объявленная переменная, в которой хранится указатель на переменную определенного типа. В языке С указатели служат мощнейшим средством создания программ и широко используются для самых разных целей. Например, с их помощью можно быстро обратиться к элементам массива или дать функции возможность модифицировать свои аргументы. Указатели широко используются для связи элементов в списках, в двоичных деревьях и в других динамических структурах данных.
Первый из них — оператор &, это унарный оператор, возвращающий адрес операнда в памяти[12]. (Унарной операцией называется операция, имеющая только один операнд.) Например, оператор
m = &count;
записывает в переменную m адрес переменной count. Этот адрес представляет собой адрес ячейки памяти компьютера, в которой размещена переменная. Адрес и значение переменной — совершенно разные понятия. Выражение "&переменная" означает "адрес переменной". Следовательно, инструкция m = &scount; означает: "Переменной m присвоить адрес, по которому расположена переменная count;".
Допустим, переменная count расположена в памяти в ячейке с адресом 2000, а ее значение равно 100. Тогда в предыдущем примере переменной m будет присвоено значение 2000.
Второй рассматриваемый оператор * является двойственным (дополняющим) по отношению к &[13]. Оператор * является унарным оператором, он возвращает значение объекта, расположенного по указанному адресу. Операндом для * служит адрес объекта (переменной). Например, если переменная m содержит адрес переменной count, то оператор
q = *m;
записывает значение переменной count в переменную q. В нашем примере переменная q получит значение 100, потому что по адресу 2000 записано число 100, причем этот адрес записан в переменной m. Выражение "* адрес" означает "по адресу". Наш фрагмент программы можно прочесть как "q получает значение, расположенное по адресу m".
К сожалению, символ операции раскрытия ссылки совпадает с символом операции умножения, а символ операции получения адреса — с символом операции поразрядного И. Необходимо помнить, что эти операторы не имеют никакого отношения друг к другу. Операторы * и & имеют более высокий приоритет, чем любая арифметическая операция, кроме унарного минуса, имеющего такой же приоритет.
Если переменная является указателем, то в объявлении перед ее именем нужно поставить символ *, он сообщит компилятору о том, что это указатель на переменную данного типа. Например, объявление указателя на переменную типа char записывается так:
char *ch;
Необходимо понимать, что ch — это не переменная типа char, а указатель на переменную данного типа, это совершенно разные вещи. Тип данных, на который указывает указатель (в данном случае это char), называется базовым типом указателя[14]. Сам указатель является переменной, содержащей адрес объекта базового типа. Компилятор учтет размер указателя в архитектуре компьютера и выделит для него необходимое количество байтов, чтобы в указатель поместился адрес. Базовый тип указателя определяет тип объекта, хранящегося по этому адресу.
В одном операторе объявления можно одновременно объявить и указатель, и переменную, не являющуюся указателем. Например, оператор
int x, *y, count;