Условные и безусловные переходы. Организация циклов.
Безусловные переходы
Безусловный переход — это переход, который выполняется всегда. Безусловный переход осуществляется с помощью команды JMP. У этой команды один операнд, который может быть непосредственным адресом (меткой), регистром или ячейкой памяти, содержащей адрес. Существуют также «дальние» переходы — между сегментами, однако здесь мы их рассматривать не будем. Примеры безусловных переходов:
jmp metka ;Переход на метку jmp bx ;Переход по адресу в BX jmp word[bx] ;Переход по адресу, содержащемуся в памяти по адресу в BX |
Условные переходы
Условный переход осуществляется, если выполняется определённое условие, заданное флагами процессора (кроме одной команды, которая проверяет CX на равенство нулю). Как вы помните, состояние флагов изменяется после выполнения арифметических, логических и некоторых других команд. Если условие не выполняется, то управление переходит к следующей команде.
Существует много команд для различных условных переходов. Также для некоторых команд есть синонимы (например, JZ и JE — это одно и то же).
Команда | Переход, если | Условие перехода |
JZ/JE | нуль или равно | ZF=1 |
JNZ/JNE | не нуль или не равно | ZF=0 |
JC/JNAE/JB | есть переполнение/не выше и не равно/ниже | CF=1 |
JNC/JAE/JNB | нет переполнения/выше или равно/не ниже | CF=0 |
JP | число единичных бит чётное | PF=1 |
JNP | число единичных бит нечётное | PF=0 |
JS | знак равен 1 | SF=1 |
JNS | знак равен 0 | SF=0 |
JO | есть переполнение | OF=1 |
JNO | нет переполнения | OF=0 |
JA/JNBE | выше/не ниже и не равно | CF=0 и ZF=0 |
JNA/JBE | не выше/ниже или равно | CF=1 или ZF=1 |
JG/JNLE | больше/не меньше и не равно | ZF=0 и SF=OF |
JGE/JNL | больше или равно/не меньше | SF=OF |
JL/JNGE | меньше/не больше и не равно | SF≠OF |
JLE/JNG | меньше или равно/не больше | ZF=1 или SF≠OF |
JCXZ | содержимое CX равно нулю | CX=0 |
У всех этих команд один операнд — имя метки для перехода. Обратите внимание, что некоторые команды применяются для беззнаковых чисел, а другие — для чисел со знаком. Сравнения «выше» и «ниже» относятся к беззнаковым числам, а «больше» и «меньше» — к числам со знаком. Для беззнаковых чисел признаком переполнения будет флаг CF, а соответствующими командами перехода JC и JNC. Для чисел со знаком о переполнении можно судить по состоянию флага OF, поэтому им соответствуют команды перехода JO и JNO. Команды переходов не изменяют значения флагов.
Массивы данных. Одномерные и двумерные массивы. Принцип обработки.
В языке ассемблера не существует специальных средств для организации работы с массивами. Массивы описываются в виде последовательности элементов нужной размерности; работа с ними ведется с использованием методов косвенной адресации.
В программе статически определена последовательность данных:
Dim dw 0011h,2233h,4455h,6677h,8899h
Пусть эта последовательность чисел трактуется как одномерный массив. Размерность каждого элемента определяется директивой dw, то есть она равна 2 байта. Чтобы получить доступ к числу 6677h, нужно к адресу массива прибавить 6. Нумерация элементов массива в ассемблере начинается с нуля.
В общем случае для получения адреса элемента в массиве необходимо начальный (базовый) адрес массива сложить с произведением индекса этого элемента на размер элемента массива:
база + (индекс*размер элемента)
Архитектура микропроцессора предоставляет достаточно удобные программно-аппаратные средства для работы с массивами. К ним относятся базовые и индексные регистры, позволяющие реализовать несколько режимов адресации данных. Используя данные режимы адресации, можно организовать эффективную работу с массивами в памяти.
Двумерный массив
Если последовательность однотипных элементов в памяти трактуется как двухмерный массив, расположенный по строкам, то адрес элемента (i, j) вычисляется по формуле
(база + количество_элементов_в_строке * размер_элемента * i+j)
Здесь i = 0...n–1 указывает номер строки, а j = 0...m–1 указывает номер столбца.
Например, пусть имеется массив чисел (размером в 1 байт) mas(i, j) с размерностью 4 на 4
(i= 0...3, j = 0...3):
23 04 05 67
05 06 07 99
67 08 09 23
87 09 00 08
В памяти элементы этого массива будут расположены в следующей последовательности:
23 04 05 67 05 06 07 99 67 08 09 23 87 09 00 08
Если мы хотим трактовать эту последовательность как двухмерный массив, приведенный выше, и извлечь, например, элемент
mas(2, 3) = 23, то проведя нехитрый подсчет, убедимся в правильности наших рассуждений:
Эффективный адрес mas(2, 3) = mas + 4 * 1 * 2 + 3 = mas + 11
Методы сортировки массивов (не менее трёх).