Основы языка гипертекстовой разметки HTML.

Тем, кто не знает, что такое HTML советую в первую очередь ликвидировать безграмотность в этом вопросе, прочитав об истории появления и развития языка разметки гипертекста (ссылка ниже). Что касается XHTML, то это новое поколение языка разметки интернет страниц, созданное на базе XML, в то время как HTML был разработан на основе SGML.

язык XHTML повторяет и дополняет функциональность HTML, а зачем он это делает, я как раз и попытаюсь изложить в этом разделе. Поскольку XHTML является расширением XML, то все требования к правильно сформированному (well-formed) XML документу сохраняются. Вот те самые дополнительные требования к разметке документа, если он должен соответствовать стандарту XHTML:

1. Каждый тег XHTML должен быть закрыт. Если HTML позволял конструкции типа <br> или <hr>, то в XHTML они должны выглядеть только так: <br/><hr/>. Менее тривиальным является следующий вариант разметки, который устраивает HTML, но не является корректным с точки зрения XML:

<b>bold<i>bold_and_italic</b>italic</i>

Правильным XHTML аналогом будет являться следующая разметка

<b>bold<i>bold_and_italic</i></b><i>italic</i>

На основе приведенного примера, первое ограничение я бы дополнил формулировкой: XHTML не допускает частичного пересечения области действий тегов разметки. Если это обстоятельство и создает какие-то дополнительные сложности верстальщикам, то эти сложности с лихвой компенсируются контролем над ошибками со стороны сервисов XML. Причины всех этих ограничений проявятся дальше.

2. XHTML не поддерживает сокращенной формы записи атрибутов. Это означает, что в XHTML нет сокращенной формы записи булевых атрибутов, а само значение атрибутов всегда должно быть в кавычках. Если в HTML следующий код считался корректным

<input type=textbox readonly value='anytext'/>

, то в XHTML приведенная конструкция должна выглядеть следующим образом:

<input type='textbox' readonly='readonly' value='anytext'/>

3. Специальные символы в XHTML должны быть представлены в виде кодов. Это означает, например, что символы < и >, если они не являются частью разметки, должны в тексте обозначаться, как &lt; и &gt; соответственно. Если такой вариант не устраивает, например, если требуется в разметку добавить программный код (Java-script, VBScript), то для этих целей следует использовать раздел CDATA, содержимым которого может быть любая символьная информация, в том числе специальные символы разметки. Вот пример:

4. <script type="text/javascript">

5. <![CDATA[

6. Код скрипта

7. ]]>

</script>

8. Все символы, используемые в именах тегов и атрибутов должны быть строчными. Вот это ограничение уже не является наследием XML, поскольку XML настаивает только на том, чтобы и открывающий и закрывающий теги были записаны одинаковым набором символов, в который могут входить как строчные, так и заглавные символы. Это ограничение, скорее, результат стремления избежать путаницы и оптимизировать скорость обработки документа. Кодировка символов в XHTML, как и в XML по умолчанию UTF-8.

9. Корневой элемент в XHTML должен быть один. Другими словами это означает, что тег HTML должен присутствовать в XHTML всегда! Стандарт HTML не настаивал на присутствии тегов <HTML> и <BODY> – разметку можно было начинать с любого тега и корневого элемента могло не быть вообще.

Билет 31.

1. Электронные образовательные ресурсы в информационной образовательной среде школы.

ЭОРы – самодостаточный учебный продукт, они способны сами обучать школьника. Это уже не просто набор картинок или аудиозапись, нуждающиеся в учительском пояснении. В ЭОРах тоже есть голос за кадром, но он объясняет последовательность действий и, главное, указывает на ошибки, допущенные при выполнении задания. ЭОРы служат для получения первоначальных знаний и умений, которые затем закрепляются, развиваются на уроке. Использование ЭОРов – это один из видов домашней работы, который учитель может использовать, чтобы дать основу для совместной работы в аудитории или проверить знания учащихся, не прибегая к контрольной работе. Например, преподаватель может выбрать именно те ЭОРы, которые рассчитаны на проверку или закрепление наиболее сложных для понимания тем. После выполнения задания ЭОР создает специальную таблицу, из которой учителю видно, за какое время и с каким количеством ошибок оно было выполнено. Преподаватель может просто перекопировать эти данные с «флешки» или других носителей, которыми пользуются ученики, и сразу получить общую картину результатов – сведения обо всем классе. Кроме того, ЭОРы открывают широкие возможности для индивидуального подхода в образовании – каждый учащийся может выбрать наиболее «понятный» для него ЭОР и работать с ним в собственном темпе.

ЭОР выбирает учитель, но он не должен работать с ним сам. Не надо демонстрировать интерактивный продукт, предназначенный для персонального использования, на доске для всего класса и выполнять для учеников, как для зрителей, предлагаемые в нем операции. Весь смысл и вся польза ЭОРов в том, чтобы дети работали с ними сами, индивидуально, иначе этот ресурс в значительной мере теряет свою образовательную ценность, инновационную значимость.

Рассмотрим основные инновационные качества ЭОР:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

· получение информации;

· практические занятия;

· аттестация (контроль учебных достижений).

Заметим, что книга обеспечивает только получение информации.

2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия, эксперимента, музыкального произведения или самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, послушать музыку с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать ответные реакции, углубиться в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему.

3. Возможность более полноценногообучения вне аудитории.
Акцент на полноценность не случаен. Речь идет не о поиске и получении текстовой информации из удаленных источников. В конце концов, книги выписывали и в XVIII веке. Хотя шли они по России не минуты, а месяцы, на образовательных результатах это не сказывалось.

Полноценность в данном случае подразумевает реализацию «дома» (в библиотеке, у приятеля в гостях, в итоге – вне учебной аудитории) таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе или университете: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, подготовку к ЕГЭ, а также многое другое, вплоть до коллективный учебной работы удаленных пользователей.

Хороший электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов.
Новых педагогических инструментов, использующихся в ЭОР, всего пять:

· интерактив;

· мультимедиа;

· моделинг;

· коммуникативность;

· производительность.

Интерактив даст возможность воздействия и получения ответных реакций на реалистичное представление объектов и процессов.

Мультимедиаобеспечит реалистичное представление объектов и процессов.

Моделинг – имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов.

Коммуникативность– это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. С точки зрения ЭОР это, прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания.

Производительностьпользователя. Благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.

Так что же такое ЭОРы нового поколения?
ЭОРы нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).

В самом простом изложении это электронные учебные продукты, позволившие решить три основные проблемы современных ЭОР.

Первая проблема заключалась в том, что ЭОРы, распространяемые в Интернете, были преимущественно текстографическими. Очевидно, что электронная копия учебника школьнику пользы не принесет, а работа со многими информационными источниками для школы, в отличие от вуза, не характерна.

Более того, на любой ступени образования получением информации учебный процесс далеко не исчерпывается, нужно обеспечить еще практические занятия и аттестацию (лучше всего на предметной базе).

Понятно, что для решения этих задач требуются ЭОРы с интерактивным мультимедийным контентом, но распространение таких продуктов в глобальной сети наталкивалось на серьезные технические трудности.

В ЭОРах нового поколения проблема сетевого доступа к высокоинтерактивному, мультимедийно-насыщенному контенту решена. Иными словами, в этих продуктах могут использоваться все пять новых педагогических инструментов.

Вторая технологическая проблема тесно связана с решением первой. До настоящего времени интерактивные мультимедиа продукты выпускались на компакт-дисках, при этом каждый производитель использовал собственные программные решения, способы загрузки, пользовательские интерфейсы. Часто это приводило к тому, что изучение методов работы с диском требовало практически такого же усердия и времени, какое требовалось на учебное содержание.

ЭОРы нового поколения (ЭОРы НП) – сетевые продукты, выпускаемые разными производителями в разное время и в разных местах. Поэтому архитектура, программные средства воспроизведения, пользовательский интерфейс были унифицированы. В результате для ЭОР НП была решена проблема независимости способов хранения, поиска и использования ресурса от компании-производителя, времени и места производства.
Для учащихся и учителей это означает, что сегодня и в перспективе для использования любых ЭОР НП требуется один комплект клиентского программного обеспечения, и во всех ЭОР НП контентно-независимая часть графического пользовательского интерфейса одинакова.

Третья проблема характерна именно для образования. Уже много лет декларируется, что компьютер обеспечит личностно-ориентированное обучение. В педагогической практике давно используется понятие индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Действительно, необходимость по-разному подходить к обучению разных учеников очевидна, но в классно-урочной системе практически невозможна. Однако даже в действующей бинарной системе «учитель – класс» учителя-то все равно разные, каждый из нас хочет учить по-своему. Соответственно, ЭОРы должны позволять создавать авторские учебные курсы.

В традиционных условиях учитель достаточно свободен в применении множества информационных источников (учебники разных издательств, методические материалы, научные публикации…) и ограниченно свободен в части практических занятий (например, лабораторные комплексы по выбору – это, к сожалению, утопия). Поэтому, когда появились первые серьезные учебные продукты на CD-ROM, к их недостаткам сразу же отнесли жесткую заданность учебного курса. Учителю хотелось бы что-то изменить, но в создании интерактивного мультимедиа контента участвует множество разных специалистов, которых, конечно, в школе нет.
В ЭОРах нового поколения проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся также решена.

ЭОРы дают возможность учащемуся действительно научиться.

Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.

С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.

Основы веб-конструирования.

Методы и инструменты веб‑конструирования весьма разнообразны и их можно классифицировать по различным признакам. Важнейшими для нас являются степень автоматизации конструирования (программирования) сайта; степень интерактивности создаваемых страниц, наличие динамически формируемых страниц, наконец, квалификация разработчика.

По степени автоматизации работ выделяют две основные группы методов и соответствующих инструментов: визуальные и ручные (программные).

Визуальные методы позволяют производить все работы по созданию веб-сайта с высокой степенью автоматизации и не требуют знания языка HTML. Они уменьшают трудоемкость и сроки разработки сайта. Суть визуальных методов отражена в принципе WYSIWYG (от английского “What you see is what you get ‑ Что вижу, то и получаю”).

Разработано немало инструментов ‑ редакторов визуального конструирования. Наиболее известными являются: Microsoft FrontPage, DreamWeaver (Adobe ‑ Macromedia), NamoWEbEditor и др. С помощью этих редакторов веб-страницы создаются (рисуются) в интерактивном режиме, при этом автоматически генерируется соответствующий код HTML, который представляет собой набор конструкций языка HTML. Отметим, что эти редакторы позволяют выполнять все работы по созданию сайта без непосредственного подключения к сети Интернет, или, как говорят в режиме офлайн (off line). Затем созданный веб-сайт размещается (публикуется) в сети Интернет.

В последнее время для конструирования и сопровождения веб-сайтов используются системы управления содержанием CMS (Content Management System), которые предоставляются специальными платными или бесплатными службами. Системы CMS представляют собой своего рода конструкторы, позволяющие создавать сайт в режиме непосредственного подключения к сети, или онлайн (on line), и сопровождать его в дальнейшем. При создании структуры и навигации по сайту в системе CMS также не требуется знаний языка HTML. Примеры систем CMS можно найти на сайтах Narod.ru и Boom.ru.

Конечно трудно создать хороший сайт, не зная хотя бы основ языка HTML. А для профессиональной работы просто необходимо освоить языки веб-программирования, и прежде всего HTML и CSS. Методы разработки сайтов с использованием этих языков часто называют программными или ручными. Для работы с HTML-кодом могут использоваться специальные инструменты разработки, например редакторы HotDog, HomeSite и др. Эти инструменты облегчают ввод и редактирование основных конструкций языка HTML. Однако, вводить основные теги и конструкции языка HTML можно даже в простейшем текстовом редакторе Блокнот, а затем просматривать результаты работы с помощью браузера.

Важную роль в выборе инструментов и методов оказывает статичность или динамичность создаваемых страниц, а также наличие интерактивных элементов. Статические страницы отображаются браузером пользователя в том виде, в каком были созданы и размещены на веб-сервере. Динамические страницы генерируются по запросу пользователя ‑ информация на них загружается серверными программами из баз данных. Такие базы данных обычно содержат информацию, которая требует постоянного обновления. Например, интернет‑магазин пополняется сведениями о новых товарах и изменяющихся ценах.

Интерактивные (т.е. управляемые пользователем) элементы веб-страниц используются для ввода пароля, выбора товара, оценки его качества, ввода ответа при тестировании или голосовании, формирования запроса на поиск информации в удаленной базе данных и т.п.

Кроме языка разметки гипертекстовых документов HTML при создании веб-сайтов используют и другие языки программирования. Широкое применение получил язык сценариев Java Script. Написанные на нем конструкции или скрипты вставляются непосредственно на веб-страницы и интерпретируются браузером. Они используются, для создания отдельных, как правило, интерактивных, элементов веб-страниц, например, динамических меню, часов, календарей, форм запросов, счетчиков посещений страниц, систем голосований и.т.п. Для программирования на стороне сервера используют языки PHP или Perl.

основные этапы:

· определение тематики сайта, его целей и задач;

· проектирование структуры сайта, определение разделов и связей между страницами;

· разработка дизайна сайта, т.е. стиля оформления страниц;

· подготовка информации для размещения на веб-страницах: набор текстов, оптимизация графики;

· непосредственное конструирование страниц сайта;

· размещение сайта в сети (публикация), управление сайтом.

Наши рекомендации