Тема 2 правовые источники учебной дисциплины

1 понятие и виды правовых источников

Ст 6 закона о занятости закрепляет, что здво о занятости состоит из К РФ, закона о занятости, др законов, иных НПА фед уровня, + законов и иных НПА стов РФ, в ст 5, ч2 ст 6, ч1 ст 25, ст 26 имеется отсылка к таким видам НПА как м\н акты, акты ОМСУ, акты работодателей, акты соц партнерства.

В качестве особых источников рассм решения вышестоящих судов (КС РФ и ВС РФ) таким образом система правовых актов представлена

1 К РФ
2 м\н д

3 ФЗ

4 законы стов

5 акт ОМСУ

6 ЛА и акты соц партнерства

7 решения суда – спорно

К РФ – в конституции в ряде статей закреп положения, кас содействия занятости и трудоустройству, ст 37, ч 4 ст 37 – пр каждого на получение пособия по безработице, ст 39, ст 18 , ряд иных статей – 45,46,53,55,71,72,76,125,126, 132. Таким образом К РФ явл доминирующим источником при регламентации зн, потому что : закрепляет основные права и свободы в области трудоустройства и содействия занятости. – 2, 7, 37, 39, устан гарантии реализации гражданами их прав в сфере занятости (ст 45,46,53,125,126), определяет и разграничивает предметы ведения и полномочия м\у РФ, ее стами – 71,72,76,132.

м\н прав акты, соглашения–К РФ провозглашает ч4 ст 15, аналогичные положения в ст 17, при этом включение норм м\н права в рос пр систему означает, что все – ОГВ, ОМСУ, фл – обязаны и могут руководствоваться ими, аналогичные положения закреплены в О КС от 31.07.95 и ППВС РФ от 31.10.95 №8 . основным документов м\н здва явл всеобщ декларация прав человека – ст 23- право на труд, 25 - право на получение пособий по безработице. м\н пакт об эк соц и культ правах 1966 – в ст 6 закреп пр каждого на труд и обязанность гва по признанию и гарантированию данного права, акты МОТ – в РФ ратифицировано более 50, к вопросам занятости имеют отношение: Конвенция МОТ №122 о политике в области содействия занятости 1964, Конв МОТ №142 о проф ориентации и проф подготовки в области развитися людских ресурсов, КМОТ №88 об организации сл занятости 1948, К МОТ №149 о проф реабилитации и занятости инвалидов 1983

соглашения, заключенные в рамках СНГ – соглашения о сотрудничестве в области тр миграции и соц защиты трудящихся мигрантов от 15.04.1994, м\н договоры – двустор – соглашения м\у прав РФ и прав Респ Узбекистан о тр деят и защиты пр трудящихся мигрантов, явл гр РФ 2007, многосторонние – ЕврСоц Хартия, Конвенция СНГ о пр и основ свободах человека от 4.11.1995

06.04.2012

НПА ФОГВ

К Числу НПА ФОГВ относится законы, позак акты, главенст роль принадлежит ФЗ о занятости населения явл комплексным зак актом, кот регулирует отношения по содействию занятости, комплексный, потому что он отражает все сферы деят – эк, соц, организ основы гос власти в сфере занятости населения. В законе о З нашли закрепление и дальнейшее развитие основные права гражданина в сфере занятости – пр распоряж своими способностями к труду, пр на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю либо с пом посредничества учреждений сл занятости, пр на проф деятельность, самост поиск работы и трудоустройства за пределами РФ.

В Сфере занятости есть и гарантии – основы правового механизма регулирования организации занятости населения, ст 15.1 закрепляет, что в РФ устан фед гос стандарты гос услуг в области содействия занятости населения…… и исполнения гос функций в области содействия занятости, равная доступность гос услуг в этой области, + полноту и качество гос услуг и исполнения гос фукнций. …..разработка и утверждение гос стандартов осущупол Прав РФ ФОИВ

Гарантии:ст 12

Общие – свобода выбора рода деятельности, профессии, специальности, защита от безработицы, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве

Специальные – уст только для безрабграджан, - соц поддержка, активные меры …. Бесплатное получение услуг по проф ориентации и псих поддержке, подготовке и повышению квалификации по направлению службой занятости. Содействие в переезде в др местность для труд-ва, бесплатное мед освидетельствование, направ сл занятости на проф обучение,

Соц поддержка граждан – ст 28-36 закона о занятости, важное значение в законе принадлежит нормам, опред основ направления гос политики в облсти содействия зан насел, кот раскрывает механизм регулирования, так ст 5 что гво проводит политику содействия реализации прав граждан на полную продуктивную и свободно избранную занятость,

Основные направления гос политики:

1 развитие труд ресурсов, повыш их мобильности, защита нац рынка труда

2 равное обеспеч возмграждна для реализации права на свободный труд и выбор проф

3 создание усл, обеспечив достойную жизнь и свободное развитие человека

4 поддержка труд и предприниматиниц граждан

Большое внимание предъявл меропр по оказпом гражданам, кот испыт трудности в поиске работы, например координируют деят в рассм области по различным направлениям экномич, соц политики, регул роста и распр доходов и т д. таким образом закон о З комплексный зак акт прямого действия в кот закреп основ понятия, права гр в обл занятости, направ и формы гос политики. Положения о содействии Зсодерж также в ТК РФ, в законе о пострадав от ЧАС, о статусе военслуж, образовании, соц защиты инвалидов и т д

… в ст 1 ТК одной из основ задач тр здва явл пр рег трудовых и непосред связ с ними отношений, т е из нее не след что ТК регулир отношения м\у лицом, ищущим работу и органами сл З

2 ст ТК кот закреп в качестве основ принципов рег тр и непосрелсвяз с ними – защ от безработицы, содействие в поиске работы, см ст 259, 272, 41, 180 ТК РФ!!!!

Закон о занятости и ТК РФ + иные ФЗ явл актами прямого действия – однако в ряде случаев для их надлеж применения необх издание подзак актов – У П РФ, ППРФ, акты минздравсоцразвития и т д

Президент издает указы, рег вопросы трудоустр, занятости, акты по защите от безработицы соц не защищенных категорий населения – УПРФ №1235,

Сегодня роль актов П РФ по рег отношений в зан населения не велика т к все основные вопросы отражены либо в фед законах, либо в актах ПРАВ РФ…..т к в них обобщались основ положения регулирования занятости населения, но в наст момент они имеют значение только в том сл……..

Ст 17 ФКЗ О ПРАВ РФ опред что ПРАВ РФ в пределах своих полномочий осущ регулир в соцэк сфере, в т ч в сфере занятости населения, обеспечив проведение гос соц политики, реализконст прав граждан, обрабатывает программы сокращения …..т е ПРАВ вправе издавать пост и распоряж на основании во исполнение К РФ и фед здва – ППРФ от 2.07.2007 № 422 , ППРФ от 3.06.2011 № 440

Значит объем нпа в сфере З насел имеет ведомственный характер – Минздравсоцразвития

П 5.2 положения о министерстве предусм что прав акты кот принимминздравсоцразвития могут регулировать……таким образом подзак акты фед уровня имеют большое значение для регулирования вопросов в сфере зан насел, а именно приним во исполнение К и ФЗ РФ

НПА ОГВ стов и ОМСУ

Ст 72 пп в и ж, ст 76 ч2 и ч5 К РФ опред что вопросы прав защ человека и гражданина вкл права в сфере зан,+ соц обеспечение и защиту от безработицы находятся в совместном ведении РФ и ее стов. Согласно ч2 ст 76 К РФ издаются правовые акты кот не могут противоречить фед здву. Согласно ст ,6,7,7.1 закона о З ОГВ стов осущ как полномочия РФ, так и собственные полномочия с сфере занятости – разработка и реализация рег программ, кот предусматривают мероприятия по содействию зан населения.

Особое место среди НПА РФ занимают док кот касаются труд-ва граждан, кот испыт трудности в поиске работы ППСО от 27.09.10 №1406 , ППСО №101

……….

Ч1 ст 6 закона о З повторяет положения ст 72 К РФ. Таким образом 1 в соот с общими принципами раграничения предметов ведения вопросов о ………..2 здво стов состоит из законов и НПА прин на уровне соотв стов

ОМСУ

Прав основой нормотворч деят ОМСУ в сфере зан это ст …. К РФ, + положения ФЗ №131 (ст 15,16, 17) в соотв с содерж указ норм ОМСУ вправе решать за счет доходов местных бюджетов такие вопросы, кот отнесены к компетенции ……………..например тр-во отд особо нужд в соцзащ категорий граждан – ПОСТ главы арамильского городского округа № 86

Таким образом ОМСУ имеют право осущ прав регулирование в сфере З населения в рамках своих полномочий и за свой счет.

13.04.2012

………………………

3 решения К(У)С ста РФ – участ в этих отношениях – предмет совместного ведения

Например ПК(У)С СО от 6.03.2000 – о применении средней з\п по сту РФ

Наши рекомендации