Советское гражданское право 2 страница
Из числа авторов, которые не на словах, а на деле придают решающее значение предмету регулирования, следует назвать С. Ф. Кечекьяна и И. Г. Мревлишвили. Но их конструкции страдают другими, не менее существенными недостатками.
С. Ф. Кечекьян считает, что гражданское право регулирует отношения, связанные со сферою обращения, а те имущественные отношения, которые связаны со сферою производства, составляют предмет административно-правового регулирования.[9] Но этот взгляд не соответствует действительности, ибо на самом деле те, например, административные акты, которые определяют порядок сбыта и снабжения, относятся к сфере обращения, а такие гражданско-правовые нормы, как нормы о праве собственности, в той мере, в какой они регулируют порядок производительного использования имуществ, относятся к сфере производства.
И. Г. Мревлишвили, исходя из того, что советское гражданское право. регулирует имущественные отношения, предлагает вообще произвести коренную перестройку системы права, сложившейся в СССР, с тем чтобы изъять имущественные отношения из всех других отраслей советского права и переключить их в полном объеме в сферу действия гражданского права.[10] Автор при этом забывает, что задача науки состоит в объяснении реальных фактов, а не в том, чтобы «подогнать» эти факты под то или иное теоретическое построение. Система советского права есть явление объективное, которое должно получить соответствующее научное обоснование. В ее исследовании нельзя двигаться обратным путем: вначале изобрести теорию системы права, а затем ломать то, что фактически существует и действует.
В литературе был выдвинут еще один критерий предметного определения гражданского права — критерий гражданского оборота. [11] Но и этот критерий не выдерживает практической проверки.
Понятие гражданского оборота употребляется в науке в двух смыслах: в юридическом и в экономическом. Под гражданским оборотом в юридическом смысле понимают совокупность тех предусмотренных законом фактов, в силу которых возникают гражданские правоотношения. Оборот в таком его понимании не может быть использован для выявления сущности гражданского права, ибо теоретическое определение, основанное на этом критерии, неспособно сказать ничего большего, кроме того, что гражданское право регулирует отношения, предусмотренные гражданским законом. Но это равносильно тому, как если бы мы сказали, что гражданское право есть гражданское право. Под гражданским оборотом в экономическом смысле (стр.12)
понимают совокупность имущественных отношений, складывающихся в сфере производства и обмена. Но так как эти отношения регулируются не только гражданским правом, критерий экономического оборота также не обеспечивает должного решения интересующей нас проблемы.
К ее правильному разрешению более других приблизился Д. М. Генкин в одном из своих выступлений на страницах журнала «Советское государство и право». Он указывает, что «предметом Советского гражданского права являются имущественные отношения в сфере товарно-денежного обращения, троящиеся на началах эквивалентности, и отношения собственности в их связи с товарно-денежным обращением». [12] Автор допускает, однако, ошибку, выдвигая на первый план характерный для многих гражданских правоотношении признак эквивалентности (возмездности). Между тем, как мы уже видели, эквивалентность может иногда отсутствовать в имущественных отношениях, регулируемых нормами гражданского права, но стоимостная форма присуща всем без исключения отношениям этого рода. Поэтому и нужно говорить не об эквивалентности, а о стоимостном характере имущественных отношений, составляющих предмет советского гражданского права.
Известные возражения вызывает в литературе и приведенная выше характеристика метода гражданско-правового регулирования, исходящего из принципа равенства субъектов гражданских правоотношений, в отличие от административных и некоторых других правоотношений, которые строятся на началах власти и подчинения.
Некоторые цивилисты (А. В. Дозорцев[13] И. Г. Мревлишвили[14]) утверждают, что элементы подчинения свойственны и гражданским правоотношениям. Например, хотя Государственный банк и социалистические организации по линии денежных расчетов состоят в гражданских правоотношениях, тем не менее банк вправе осуществлять контроль за финансовой деятельностью социалистических организаций. Некоторые же административисты (Г. И. Петров [15]) говорят, что и административные правоотношения могут строиться на началах равенства. Например, пассажиры, имеющие право на занятие определенных мест в автобусе, могут требовать от других пассажиров их освобождения в силу соответствующих административных предписаний, хотя пассажиры и не состоят друг с другом в отношениях власти и подчинения.
Первое соображение должно быть. отвергнуто потому, что его авторы приводят и качестве примера сложные правоотношения, включающие в себя и гражданско-правовые и административно-правовые элементы. Финансовый контроль банка — это область его административной деятельности, вследствие чего здесь и появляются элементы власти и подчинения. В той же мере, в какой денежные расчеты носят гражданско-правовой характер, банк не снабжается какими-либо властными полномочиями в отношении обслуживаемых им социалистических организаций. Что же касается пассажиров автобуса, на которых ссылаются авторы второго соображения, то они вообще состоят в правоотношениях не друг с другом, а с владельцем автобуса (автотрестом), причем и эти отношения включают в себя как гражданско-правовые, так и административно-правовые элементы (подчинение установленному в автобусе порядку). Освобождая неправомерно занятое им место, пассажир выполняет не требование другого пассажира, а предписание автотреста, с которым он состоит в правоотношении.
Иногда говорят, что принцип равенства, характерный для советского гражданского права, присущ в первую очередь не его методу, а его предмету, самим имущественным отношениям, развивающимся на основе (стр.13) действующих при социализме закона стоимости и закона распределения по труду. [16]
Что экономические отношения в условиях социализма, не знающего частной собственности и эксплуатации, есть отношения равенства — это факт, столь же очевидный, как и общеизвестный. Но из социалистических экономических отношений, из экономического базиса социалистического общества вырастает не только гражданское право, а и все другие отрасли советского права. Было бы, поэтому неправильно принцип, свойственный социалистическому базису в целом, объявлять специфическим лишь для тех общественных отношений, которые регулируются нормами гражданского права. Если в равенстве действительно заключено нечто специфическое для гражданского права, то лишь в смысле юридического равенства субъектов гражданских правоотношений. Но и в этом случае речь идет о равенстве только в плане его противопоставления подчинению, ибо в более широком значении этого слова равенство в смысле подлинного равноправия является одним из ведущих принципов всего советского права, соответственно его классовой природе как права социалистического общества.
Мы определили понятие гражданского права как отрасли советского права. Что же представляет собою гражданское право как отрасль советской юридической науки?
Советское гражданское право как наука изучает гражданское право как отрасль советского права. Однако, полностью их объемы не совпадают, ибо из состава науки гражданского права выделились в самостоятельные отрасли юридических знаний земельное, трудовое и колхозное право, к области исследования которых отошла и соответствующая часть гражданско-правовых норм.
Обособление перечисленных наук обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, отношения, связанные с использованием земли, приложением труда в социалистической системе хозяйства и деятельностью колхозов, регулируются настолько значительным числом юридических норм, а каждый из видов этих отношении настолько специфически, что без должной научной специализации и вне обособления перечисленных дисциплин в процессе преподавания их изучение было бы не только затруднительным, по и просто невозможным.
Во-вторых, для регулирования земельных, трудовых и колхозных отношений характерно настолько тесное переплетение норм гражданского и административного права, что они нуждаются в совместном изучении и исследовании, а это было бы неосуществимо, если бы земельное, трудовое и колхозное право не отпочковались от науки гражданского права.
В-третьих, удельный вес и хозяйственно-политическая значимость земельных, трудовых и колхозных отношений настолько велики, что и с этой точки зрения вполне оправдано выделение регулирующих их правовых норм в предмет самостоятельного изучения соответствующих отраслей юридической науки. ( стр.14) Ввиду обособления перечисленных научных и учебных дисциплин гражданско-правовая наука либо вовсе не затрагивает связанных с ними теоретических и практических проблем, либо рассматривает их в наиболее общем виде, поскольку это необходимо для должного усвоения и правильного понимания теории советского гражданского права в целом. Например, право исключительной собственности государства на землю или право колхозной собственности находят свое отражение и в гражданско-пра-ввой науке. Однако детальное исследование правового режима земли в СССР составляет задачу науки земельного права, точно так же, как правовой режим колхозной собственности в полном его объеме изучается наукой колхозного права.
Наряду с обособлением земельного, трудового и колхозного права, были сделаны шаги к выделению в самостоятельную область преподавания науки семейного права. Появились специальные учебники по этой дисциплине с одновременным исключением соответствующего раздела из учебника по советскому гражданскому праву. Обособление семейного права было произведено и в университетских учебных планах. Опыт, однако, показывает, что изучение семейного права отдельно от права гражданского не приводит к должным результатам. Так, нельзя изучать гражданские наследственные правоотношения без ознакомления с семейными правоотношениями, продолжением которых они по сути дела являются. В свою очередь, отношения собственности, которые складываются на почве брака и семьи, представляют собою лишь одну из конкретных форм отношений личной собственности, изучаемых в науке гражданского права. Не удивительно поэтому, что в последние годы воссоединение семейного права с правом гражданским было проведено как в учебниках и учебных пособиях, так и в учебных планах высших юридических учебных заведений.
Поэтому в настоящее время несовпадение науки и отрасли гражданского права не распространяется на семейно-брачные нормы, а ограничивается нормами земельного, трудового и колхозного законодательства.
За указанными изъятиями, предметом советской гражданско-правовой науки является гражданское право как одна из отраслей советского социалистического права. Ввиду этого ее первоочередная задача состоит в том, чтобы всесторонне и детально, исчерпывающе и тщательно изучить содержание норм, выраженных в советских гражданских законах и в иных нормативных актах. Не разрешив этой задачи, наука советского гражданского права не выполнила бы своей основной обязанности — вооружить практику знанием действующего законодательства и умением правильно применять его к отдельным жизненным случаям.
Но изучать правовые нормы можно по-разному. Можно ограничиться анализом одних только заключенных в них правил и считать, что этим исчерпывается круг проблем, исследуемых (стр15)
юридической наукой. Такое изучение правового материала ничего общего с подлинной наукой не имеет.
Нормы гражданского права устанавливаются Советским государством не ради самих этих норм, а в целях должного урегулирования социалистических общественных — имущественных и личных — отношений, в целях обеспечения в области указанных отношений наиболее благоприятных юридических условий для успешного разрешения выдвигаемых партией и правительством политических и хозяйственных задач. Подлинно научное освещение гражданско-правовых норм начинается лишь с того момента, когда они получают объяснение и обоснование в реальных отношениях социалистического общества, а их практическое действие выявляется в анализе служебной роли норм советского гражданского права в деле дальнейшего развития промышленности и сельского хозяйства, укрепления и развертывания советской торговли, подъема жизненного уровня трудящихся, роста социалистической культуры.
Любая наука, если она действительно является наукой, должна опираться на определенные объективные закономерности и изучать их. Это относится и к науке советского гражданского права, которая призвана не только к описанию и систематизации действующих гражданско-правовых норм, но и к выявлению их объективной обусловленности, к установлению тех объективных закономерностей, которые лежат в их основе. Поэтому, говоря о гражданско-правовой науке, необходимо иметь в виду, что предметом ее 'изучения являются гражданско-правовые нормы как законы в юридическом значении этого слова, создаваемые по воле людей, по воле социалистического государства. В основе же изучения этих законов лежат объективные закономерности, не зависящие от воли людей и предопределяющие, в конечном счете, и ту волю социалистического государства, которая находит свое выражение и закрепление в нормах советского гражданского права.
§ 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВЕТСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
В советском социалистическом обществе сложилась определенная система отношений между людьми — система социалистических общественных отношений. В их основе лежит социалистическая собственность на орудия и средства производства и социалистическая система хозяйства, а их развитие происходит в соответствии с объективными экономическими законами, действующими при социализме. Вследствие этого социалистические общественные отношения, несмотря на богатство и разнообразие их форм, выступают в виде единого целого и приобретают ряд общих признаков или черт, которыми характеризуются принципы, свойственные социализму. Последние получают свое закрепление в нормах права. Поэтому как бы ни были многообразны дей- (стр.16) ствующие гражданско-правовые нормы и как бы по своему конкретному содержанию они не отличались друг от друга, их объединяют определенные общие принципы, которые соответствуют принципам социализма и выражают социалистическую природу советского гражданского права.
Основная особенность социалистического общества состоит и том, что оно не знает частной собственности и эксплуатации человека человеком, а базируется на социалистической собственности и товарищеском сотрудничестве свободных от эксплуатации работников. Благодаря этому каждый член социалистического общества приобретает реальную возможность трудиться по способностям и получать от общества равную оплату за равный труд. В этом и заключается экономическое равенство людей при социализме. Ему соответствует их юридическое равноправие, которое в социалистическом обществе потому и является подлинным равноправием, что в его основе лежит равенство экономическое. Подлинное равноправие составляет один из ведущих принципов советского гражданского права.
Этот принцип действует, конечно, не только в гражданском праве, а и во всех других отраслях советского права. Но для гражданского права он имеет особенно важное значение, ибо сами гражданские правоотношения строятся как отношения юридического равенства. Строиться же на таких началах гражданские правоотношения могут потому, что они опираются на подлинное равноправие субъектов советского гражданского права.
В результате ликвидации частной собственности и эксплуатации, в результате утверждения безраздельного господства социалистической собственности и отношений товарищеского сотрудничества между людьми в условиях социализма исчезают антагонистические противоречия между индивидом и коллективом, между обществом и его членами. Личные и общественные интересы находятся здесь в гармоническом сочетании и единстве. Поэтому граждане в СССР не только наделяются правами, служащими удовлетворению их личных интересов, но на них возлагаются определенные обязанности, выполняемые как в интересах самих граждан, так и в интересах всего общества. Сочетание прав и обязанностей — таков второй принцип советского гражданского права.
Действие этого принципа также не ограничивается одним лишь гражданским правом. Провозглашенный Конституцией СССР он стал всеобщим принципом советского законодательства. По для гражданского права указанный принцип имеет особенно, важное значение. Отдельные люди, зараженные капиталистическими пережитками, иногда еще пытаются свои личные, притом неправильно понятые, интересы противопоставлять интересам общественным. Особенно остро это проявляется в области "существенных отношений, где чаще, чем в других областях, (стр,17). Может выразиться стремление "урвать кусок побольше и удрать"[17]. Проводя начало сочетания прав и обязанностей в этой именно сфере отношений, гражданское право способствует укреплению гармонического сочетания общественных и личных интересов и вместе с тем преодолению капиталистических пережитков в той области, в которой они оказываются наиболее живучими.
Основным экономическим законом социализма является закон непрерывного роста и совершенствования производства на базе высшей техники в целях максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества. Из содержания этого закона вытекает, что он подчиняет развитие материального производства одной задаче - задаче всестороннего удовлетворения потребностей и интересов общества в целом и каждого его члена в отдельности. Следовательно, удовлетворение общественных и личных интересов носит при социализме реальный характер, поскольку это обеспечивается основным экономическим законом его развития. Поэтому такой же реальный и гарантированный характер носят гражданские права, предоставляемые участникам социалистического гражданского оборота. Отсюда третий принцип советского гражданского права — принцип реальности и гарантированности гражданских прав.
Так же, как и указанные ранее, данный принцип является общим для всего советского законодательства. Но для гражданского права оно имеет особенно важное значение. Действительно, гражданские права и обязанности в их подавляющей массе связаны с имущественными отношениями. Они обладают, следовательно, определенным материальным, экономическим содержанием. Поэтому без экономических гарантий немыслимо не только осуществление, но и самое существование подлинных гражданских прав и соответствующих им гражданских обязанностей.
Основному экономическому закону социализма подчинен другой экономический закон, действующий в социалистическом обществе, - закон планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства. В соответствии с этим объективным экономическим законом осуществляется государственное планирование промышленности, транспорта и всех других отраслей народного хозяйства в СССР. Правовое регулирование общественных отношений, связанных с хозяйственной деятельностью, подчиняется задачам, сформулированным в государственных плановых актах. Поскольку такие отношения регулируются и нормами гражданского права, одним из его основных принципов становится принцип плановости.
Принцип плановости уже потому не может быть ограничен одним лишь гражданским правом, что хозяйственная деятель-( стр. 18) ость в СССР регулируется и некоторыми другими отраслями советского права. Но для гражданского права этот принцип имеет особенно важное значение. Нормы гражданского права регулируют отношения, складывающиеся в сфере производства, и в сфере обращения. Поскольку же .планомерное (пропорциональное) развитие народного хозяйства предполагает координацию между ними и обращением и поскольку эта координация обеспечивается актами государственного планирования, гражданское право обязано прочно опираться на принцип плановости и строго учитывать его в процессе регулирования отношений, возникающие как в севере производства, так и в сфере обращения.
При социализме сохраняется в известных пределах и в определенном объеме действие закона стоимости, хотя сфера его действия ограничивается основным экономическим законом планомерного развития народного хозяйства и всей хозяйственной политикой социалистического государства. Но так как этот закон существует и действует, он не может не учитывать нашими хозяйственными организациями в их повседневной деятельности. Особенно яркое выражение этот факт получает в хозяйственном расчете , который является главным методом организации работы в государственных предприятиях. Сущность хозрасчета состоит в том, что госорганы, переведенные на хозрасчет, наделяются имущественной самостоятельностью, которая стимулирует их к выполнению и перевыполнению государственных плановых заданий и позволяет осуществлять контроль за степенью рентабельности их работы.
Хозрасчет - экономическая категория. Но он получает юридическое закрепление в нормах советского права, включая нормы советского гражданского права. Регулируя отношения, участниками которых являются государственные хозяйственные организации, гражданско – правовое законодательство исходит прежде всего из того , что эти организации работают на началах хозрасчета. В результате в качестве одного из основных принципов советского гражданского права выступает принцип хозяйственного расчета.
Помимо гражданского права, на принцип хозрасчета опирается и ряд других отраслей советского права, имеющих отношение к хозяйственной деятельности социалистических госорганов. Но для гражданского права этот принцип приобретает особенно важное значение. Для того чтобы участником гражданских правоотношений мог стать государственный хозяйственный орган, он должен обладать определенной имущественной самостоятельностью. Такая самостоятельность как раз и обеспечивается путем перевода государственных хозорганов на хозяйственный расчет. Поэтому вне хозрасчета не могли бы возникнуть гражданские правоотношения между хозорганами, а, значит, и гражданско – правовые нормы не могли бы получить приме- ( стр.19) Нения в этой главнейшей области социалистических общественных отношений.
Важнейшим принципом советского права является принцип социалистической законности. В этом принципе находит одно из своих ярчайших проявлений подлинный демократизм советское права, создаваемого народом в лице социалистического государства и подчиненного интересам народа. Принцип социалистической законности, обеспечивающий точное и неуклонное соблюдение законов всеми государственными органами и их должностными лицами, кооперативно-колхозными и иными общественным организациями, а также всеми советскими гражданами, служит руководящим началам и для применения гражданско-правовых норм. Только на основе принципа социалистической законности может быть обеспечено «применение законов и иных гражданских нормативных актов в точном соответствии с их содержанием. Только благодаря последовательному осуществлению этого принципа участники социалистического гражданского оборота могут быть уверены в прочности и незыблемости принадлежащих им гражданских прав, в необходимости беспрекословного выполнения возложенных на них гражданских обязанностей. Только при условии соблюдения .принципа социалистической законности может проявляться во всей 'полноте активно-творческая роль советского гражданско-правового законодательства в деле выполнения выдвигаемых партией и правительством задач в области хс зяйственного и культурного строительства.
Основные принципы советского гражданского права выражают его социалистическую природу. Но социалистическая сущность свойственна в настоящее время не только советскому законодательству. Она характерна также для законодательства стран народной демократии как государств диктатуры пролетариат осуществляющих постепенный .переход от капитализма к социализму. Поэтому аналогичные принципы характеризуют и гражданское право стран народной демократии с той лишь особенностью, что они выражают строящийся социализм, а не факт завершения строительства социалистического общества, как это имеет место в Советском Союзе.
Гражданское право этих стран исходит прежде всего и) принципа равноправия, который опирается на факт победы народно-демократической революции, передачи государственной власти в руки народа, ликвидации помещичьей и вытеснении частнокапиталистической собственности, утверждения социалистического уклада хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства. Конституции народно-демократических государств провозгласили всеобщее равенство граждан. При этом в специальных законах особо подчеркиваете) распространение указанного принципа как на область гражданской правоспособности (см., например, румынский закон №31 (стр.20) за 1954 г. о физических и юридических лицах), так и на сферу отношений между мужчинами и женщинами (см., например, китайский закон о браке от 1 мая 1950 г.). Граждане стран народной демократии равноправны независимо от пола, национальности, происхождения и имущественного положения. Соответственно этому равная гражданская правоспособность -предоставляется и тем лицам, которые занимаются частнопредпринимательской деятельностью. Но в то же время их деятельность поставлена в определенные рамки и подвергается установленным в законе ограничениям—по линии мощности частных предприятий, численности занятых в них рабочих, размера прибыли, а также путем учета запасов сырья, полуфабрикатов я готовых изделий, установления 'предельных цен и системы прогрессивного обложения. В Китайской Народной Республике широкое распространение получило образование смешанных государственно-частных предприятий как формы постепенного преобразования частной собственности в собственность социалистическую.
Гражданское право стран народной демократии исходит, далее, из принципа сочетания прав и обязанностей. Конституции этих стран предоставляют гражданам такие 'права, как право на труд, право на отдых, право на образование, право на материальное обеспечение в случаях старости, заболевания или потери трудоспособности, право 'па создание объединений и общественных организации. Вместе с тем на граждан возлагается обязанность трудиться, соблюдать конституцию и добровольно выполнять другие законы, охранять народное достояние и способствовать своей деятельностью укреплению экономической, культурной, оборонной мощи страны (см., например, гл. VIII болгарской конституции). При этом ряд законов содержит п себе прямые указания на необходимость правильного сочетания общественных и личных интересов, как это, например, сделано в болгарском законе об авторском праве от 1 ноября 1951 г., предусматривающем защиту интересов авторов произведений литературы, науки и искусства «с тем, чтобы эти интересы были в согласии с интересами народа». Верховенство интересов народа лежит и в основе правового регулирования частнопредпринимательской деятельности. Частнокапиталистические элементы обязываются
Строго учитывать общественный интерес (см., например, § 3 чехословацкого гражданского кодекса), а при помощи государственных заданий, определения объема производства, системы кредитования и других аналогичных мероприятий частный капитал направляется в те отрасли хозяйства, в которых государство признает целесообразным его применение.
Поскольку в народно-демократических государствах создан и развивается социалистический уклад хозяйства, там вступил в действие основной экономический закон социализма, подчиняющий развитие общественного производства задачам обеспечения удовлетворения материальных и культурных (стр.21)
Нения в этой главнейшей области социалистических общественных отношений.
Важнейшим принципом советского права является принцип социалистической законности. В этом принципе находит одно из своих ярчайших проявлений подлинный демократизм советское права, создаваемого народом в лице социалистического государства и подчиненного интересам народа. Принцип социалистической законности, обеспечивающий точное и неуклонное соблюдение законов всеми государственными органами и их должностными лицами, кооперативно-колхозными и иными общественным организациями, а также всеми советскими гражданами, служит руководящим началам и для применения гражданско-правовых норм. Только на основе принципа социалистической законности может быть обеспечено «применение законов и иных гражданских нормативных актов в точном соответствии с их содержанием. Только благодаря последовательному осуществлению этого принципа участники социалистического гражданского оборота могут быть уверены в прочности и незыблемости принадлежащих им гражданских прав, в необходимости беспрекословного выполнения возложенных на них гражданских обязанностей. Только при условии соблюдения .принципа социалистической законности может проявляться во всей 'полноте активно-творческая роль советского гражданско-правового законодательства в деле выполнения выдвигаемых партией и правительством задач в области хозяйственного и культурного строительства.
Основные принципы советского гражданского права выражают его социалистическую природу. Но социалистическая сущность свойственна в настоящее время не только советскому законодательству. Она характерна также для законодательства стран народной демократии как государств диктатуры пролетариат осуществляющих постепенный .переход от капитализма к социализму. Поэтому аналогичные принципы характеризуют и гражданское право стран народной демократии с той лишь особенностью, что они выражают строящийся социализм, а не факт завершения строительства социалистического общества, как это имеет место в Советском Союзе.
Гражданское право этих стран исходит прежде всего и) принципа равноправия, который опирается на факт победы народно-демократической революции, передачи государственной власти в руки народа, ликвидации помещичьей и вытеснении частнокапиталистической собственности, утверждения социалистического уклада хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства. Конституции народно-демократических государств провозгласили всеобщее равенство граждан. При этом в специальных законах особо подчеркиваете) распространение указанного принципа как на область гражданской правоспособности (см., например, румынский закон №31 (стр.20) за 1954 г. о физических и юридических лицах), так и на сферу отношений между мужчинами и женщинами (см., например, китайский закон о браке от 1 мая 1950 г.). Граждане стран народной демократии равноправны независимо от пола, национальности, происхождения и имущественного положения. Соответственно этому равная гражданская правоспособность -предоставляется и тем лицам, которые занимаются частнопредпринимательской деятельностью. Но в то же время их деятельность поставлена в определенные рамки и подвергается установленным в законе ограничениям—по линии мощности частных предприятий, численности занятых в них рабочих, размера прибыли, а также путем учета запасов сырья, полуфабрикатов я готовых изделий, установления 'предельных цен и системы прогрессивного обложения. В Китайской Народной Республике широкое распространение получило образование смешанных государственно-частных предприятий как формы постепенного преобразования частной собственности в собственность социалистическую.