Способы наложения юридической ответственности
Юридическая ответственность – обязанность лица претерпеть меры государственного принуждения, предусмотренные законом за совершенное правонарушение.
Признаки юридической ответственности:
1) опирается на государственное принуждение, т.е. на особый аппарат государства;
2) наступает за совершение правонарушения;
3) выражается в определенных отрицательных последствиях личного, имущественного характера для правонарушителя;
4) воплощается в определенной процессуальной форме.
Государственным принуждением является осуществляемое на основе закона государственными органами, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями воздействие в целях Ответственность правонарушителя заключается в выполнении двух видов обязанностей:
1)восстановить положение, которое было до совершения правонарушения (например, исполнить невыполненную обязанность, вернуть незаконно приобретенное, иным способом устранить причиненный вред);
2)понести кару за совершенное правонарушение (например, выплатить штраф, отбыть назначенный судом срок лишения свободы и т.д.).
Наиболее распространены классификации юридической ответственности по отраслям права: гражданско-правовая, уголовно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная, и по порядку привлечения к ответственности их можно условно подразделить на два вида:
Кпервому относится ответственность, налагаемая компетентными государственными органами или должностными лицами, характеризуемая наиболее жесткими мерами государственно-принудительного воздействия, рассматриваемая либо в судебном, либо в административном порядке: уголовно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная.
В зависимости от органов, возлагающих юридическую ответственность, различают ответственность, возлагаемую органами государственной власти, государственного управления, судами и другими юрисдикционными структурами.
Ко второмувиду ответственности следует отнести привлечение к ней правонарушителя непосредственно управомоченным лицом, что характерно для гражданско-правовой ответственности при наличии факта совершения гражданско-правового деяния.
При привлечении правонарушителя к ответственности компетентным государственным органом или должностным лицом кроме факта правонарушения необходим правоприменительный акт, устанавливающий его вину, а в ряде случаев и точную меру государственно-правового воздействия. Правоприменительная деятельность должна отвечать принципам законности, гуманности, справедливости. Так, недопустимо устанавливать уголовные наказания за проступки; карательная ответственность должна соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
Порядок производства по делу об административном правонарушении регламентирован Кодексом об административных правонарушениях. Такую категорию дел рассматривают суды, административные комиссии при органах местного самоуправления, органы полиции, разного рода государственные инспекции и другие государственные органы. Дело об административном правонарушении рассматривается, как правило, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, которому разрешается давать показания, представлять доказательства, пользоваться услугами адвоката.
Дисциплинарная ответственность применяется за совершение дисциплинарного поступка. Порядок применения взыскания за нарушение дисциплины регламентируется Трудовым кодексом РФ, уставами о трудовой дисциплине и другими нормативными правовыми актами. Согласно ст. 192Трудового кодекса РФ за нарушение трудовой дисциплины применяются следующие взыскания: замечание, выговор и увольнение. Последняя мера может применяться за более грубые нарушения трудовой дисциплины. Должностное лицо (работодатель) разрешает дело о дисциплинарной ответственности конкретного работника. Дисциплинарное взыскание может применяться непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Гражданская ответственность применяется, прежде всего, для восстановления нарушенных прав граждан, иных лиц в случаях неисполнения должниками своих обязательств по договору или вследствие причинения вреда. Должник, не исполнивший или ненадлежаще исполнивший обязательства по договору, обязан возместить кредитору убытки, в которые входят расходы кредитора, реальный ущерб и упущенная выгода. По определенной части обязательств на должника, не исполнившего обязательств, может возлагаться обязанность выплачивать штрафные санкции в виде неустойки. Гражданское право знает и карательные санкции: конфискация, штраф и отказ в защите субъективного гражданского права. Характерная особенность гражданской ответственности состоит в том, что она может исполняться правонарушителем добровольно, без применения мер государственного принуждения. И лишь в случае конфликта между участниками гражданского правоотношения к его разрешению подключаются государственные органы. В конечном итоге за защитой своего права лицо может обратиться в суд.
Гражданские дела рассматриваются общими или арбитражными судами, а в некоторых случаях и иными государственными органами по заявлению участника правоотношения или потерпевшего (третейский суд).
Суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела. Суды общей юрисдикции в соответствии с Законом «О судебной системе РФ» представляют собой централизованную систему, возглавляемую Верховным Судом РФ, и подразделяются на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие суды, рассматривающие обычные уголовные, гражданские и административные дела. Другую - военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских соединениях. Все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, разделяются на звенья. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. В подсистему общих судов входит среднее звено, состоящее из Верховных судов республик в составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские) суды. Кроме того, в систему судов общей юрисдикции включены также и мировые судьи. Среднее звено военных судов составляют окружные (флотские) суды. Низшее звено образуют гарнизонные военные суды.
Арбитражные суды образуют централизованную систему, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ. Арбитражные суды, обладающие одинаковой структурой и имеющие равную компетенцию, образуют звенья. Среднее звено составляют федеральные арбитражные суды округов, третье (низшее) звено - арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов (эти суды для краткости именуются арбитражными судами субъектов Российской Федерации).
Согласно Арбитражному процессуальному кодексу (ст. 22 АПК) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных отношений:
1) между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке;
2) между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.