Занятие 22.1 - практическое Время - 2 часа
Курсанты решают в письменной или устной форме (по усмотрению преподавателя) казусы из учебника: Криминалистика. Том 3. Практикум. Омск-Москва, 1996, с.230-241.
Письменные работы: решения-ответы на поставленные в заданиях вопросы, вопросы для разрешения экспертом, постановления о назначении экспертиз, аналитические справки - курсанты по мере готовности сдают преподавателю на проверку. После их проверки, под руководством преподавателя допущенные ошибки устраняются.
ЛИТЕРАТУРА
1. Учебник – 2004, гл.23.
2. Учебник − 2006, гл.22.
3. Дубровицкая Л.П., Лузгин И.М. Планирование расследования. − М., 1972.
4. Ларин А.М. От следственной версии к истине. − М., 1976.
5. Реховский А.Ф. Теоретические основы учения о криминалистических версиях. − Владивосток, 1996.
6. Криминалистика: расследование преступлений в сфере экономики: Учебник / Под ред. проф. В.Д. Грабовского, доц. А.Ф. Лубина. − Нижний Новгород, ВШ МВД России, 1995.
Часть 5. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА
Тема 25. Общие положения криминалистической методики
Занятие 25 - семинар Время - 2 часа
П Л А Н
1. Понятие и структура методики расследования отдельных видов и групп преступлений.
2. Понятие и содержание обстоятельств, подлежащих установлению.
3. Понятие, сущность и содержание криминалистической характеристики преступлений.
4. Понятие, сущность и содержание следственных ситуаций.
5. Структура и содержание методик расследования конкретных видов преступлений.
Методические рекомендации
При рассмотрении первого вопроса необходимо вначале дать определение криминалистической методики как раздела науки криминалистики. Затем раскрыть источники криминалистической методики, подробнее остановившись на значении следственной и судебной практики в разработке частных методик расследования отдельных видов и групп преступлений. При рассмотрении структуры криминалистической методики, состоящей из общих положений и частных методик расследования отдельных видов и групп преступлений, необходимо определить основания классификации видов и групп преступлений, для которых разрабатываются частные методики расследования (по виду преступления, субъекту, месту совершения, форме вины и т.д.). Например, методика расследования убийств − основание классификации вид преступлений − убийство; методика расследования хищений, совершаемых на железнодорожном транспорте − основание классификации род преступлений и вид транспорта; методика расследования убийств, совершаемых женщинами в быту − основание классификации вид преступления, субъект и место совершения преступления и т.п. После этого необходимо раскрыть связь изучаемого раздела криминалистики с другими разделами науки криминалистики, а также с другими науками. В завершении необходимо определить структурные элементы, составляющие общие положения криминалистической методики.
При рассмотрении второго вопроса необходимо показать правовую природу обстоятельств, подлежащих установлению, их соотношение с предметом доказывания, показать их значение в раскрытии и расследовании преступлений (например, необходимость установления связей свидетеля с подозреваемым или обвиняемым для изобличения его во лжи).
В ответе по третьему вопросу необходимо раскрыть определение типовой криминалистической характеристики вида или группы преступлений, особо показав её ориентирующее значение в построении версий, а также отличия от обстоятельств, подлежащих установлению по уголовному делу. Затем раскрыть наиболее значимые элементы криминалистической характеристики, выделив такие элементы, как способ преступления и механизм следообразования (в широком смысле). В завершении можно показать вариабельность количественного и качественного содержания криминалистической характеристики, которое зависит от вида или группы преступлений (например, в криминалистической характеристике незаконной охоты отсутствует элемент «личность потерпевшего»; в криминалистическая характеристике мошенничества к предмету преступления добавлен и непосредственный объект − право на имущество и т.п.).
Отвечая на четвёртый вопрос, курсантам необходимо дать определение следственной ситуации и раскрыть её содержание. Затем необходимо дать классификацию следственных ситуаций по различным основаниям (объёму, степени типичности, степени конфликтности), обосновывая свой ответ примерами. Здесь необходимо отметить, что типичные следственные ситуации различаются, чаще всего, в зависимости от наличия той или иной информации о преступнике. После этого перейти к проблеме развития следственных ситуаций расследования, показав при этом цикличность данного процесса. В завершении курсанты освещают вопрос периодизации расследования, учитывая при этом, что большинство учёных-криминалистов и практиков делят процесс расследования на два этапа: первоначальный и последующий. Затем необходимо определить задачи каждого этапа расследования.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
1. Учебник-2004.
2. Криминалистика. Учебник. Под. ред. А.Г. Филиппова. − М.: Высшее образование, 2006, гл.24, (далее − учебник 2006).
3. Криминалистика. Учебное пособие в схемах. - М.: Новый Юрист, 1998, с.132-137.
(далее альбом).
4. Криминалистика. Схемы и комментарии. Учебное пособие в схемах. - М.:
Юриспруденция, 1999, с.140-146. (далее схемы).
Дополнительная:
1. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории к практике. − М, 1988, с.166-260.
2. Ермолович В.Ф. Криминалистическая характеристика преступлений. – Минск.: Амалфея, 2001.