Сточники административного права

€сточники административного права представлЯют собой внешние выражение административно-правовых норм.

‚се источники административного права составлЯют систему административного законодательства.

Ђдминистративное законодательство Р это система нормативно-правовых актов, регулирующих предмет административного права.

Ћсобенности системы административного законодательства:

1) сложнаЯ структура системы;

2) два территориальных уровнЯ системы;

3) высокий уровень мобильности актов;

4) масса заменЯющих и дублирующих актов;

5) большое число актов.

‚иды источников административного права:

Ќормативные источники административного права.

1.1. ЉонституциЯ ђ”.

ЉонституциЯ ђ” содержит общие начала административно-правового регулированиЯ и специфические нормы, упорЯдочающие конкретные административные правоотношениЯ.

1.2. ђешениЯ Љонституционного ‘уда о признании нормативно-правовых актов неконституционными.

1.3. Њеждународные договоры.

1.4. ‡аконы.

‡аконы как источники административного права делЯтсЯ:

· по территории действиЯ:

федеральные законы,

законы субъектов федерации,

местные законы.

· по содержанию:

статутные (они содержат только отдельные нормы административного права);

специальные административно-правовые законы.

1.5. “казы Џрезидента ђ”:

· проводЯщие в жизнь идеи Љонституции;

· утверждающие федерально-целевые программы;

· устанавливающие специальные административно-правовые режимы;

· отменЯющие акты органов исполнительной власти.

1.6. ђешениЯ судов о признании нормативно-правовых актов незаконными.

1.7. ЏостановлениЯ Џравительства ђ”.

1.8. Њинистерские нормативно-правовые акты:

· действующие в рамках одного министерства;

· надведомственные;

· изданные в порЯдке поручениЯ;

· изданные в порЯдке делегированиЯ.

1.9. Ќормативные договоры.

Ќормативные договоры представлЯют собой сравнительно новый источник административного права.

Ќормативные договоры - это акты, устанавливающие правовые нормы длЯ неопределенного числа лиц и действующие в независимости от того возникли ли соответствующие отношениЯ.

Ћсобенности нормативных договоров:

· этот договор конкретизирует нормы законодательства;

· хотЯ бы одна из сторон договора представлЯет собой орган исполнительной власти;

· содержание договора отражает публичный интерес;

· договор регулирует поведение не только сторон договора, но и третьих лиц.

‚ публичном праве выделЯют два вида нормативных договоров - договор о разграничении полномочий. договор о передачи полномочий. Љ нормативным договорам частно-публичного характера относЯтсЯ, например, служебные контракты госслужащих, договоры на обслуживание маршрутов муниципального транспорта частными перевозчиками и т.д.

1.10. ‹окальные акты.

‹окальные акты Р это акты, действующие на территории одного органа.

2. Ќенормативные источники административного права.

2.1. Ќаучные идеи.

2.2. Ђдминистративное усмотрение.

Ђдминистративное усмотрение Р это возможность выбирать альтернативу каждаЯ из которых законна.

2.3. Ђдминистративные обыкновениЯ.

ђассмотрим изложенную классификацию на следующем примере (формирование компетенций ЋЉ-1, ЋЉ-3, ЋЉ-6, ЏЉ-1, ЏЉ-4, ЏЉ-5, ЏЉ-6, ЏЉ-7)

„ело Ь 5-XXX

Џ Ћ ‘ ’ Ђ Ќ Ћ ‚ ‹ … Ќ € …

г. ‘анкт-Џетербург XX.XX.XXXX год

‘удьЯ ‚асилеостровского районного суда ‘анкт-Џетербурга ‚олкова ‚.‘., рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.27 ч.1 ЉоЂЏ ђ”,

в отношении ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ, юридический адрес: ..., ранее не привлекавшегосЯ к административной ответственности,

“ ‘ ’ Ђ Ќ Ћ ‚ € ‹:

ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ допустило нарушение законодательства о труде и об охране труда, а именно: в ходе проверки соблюдениЯ трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в период с XX.XX.XXXX года по XX.XX.XXXX года в ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ, €ЌЌ XXX, расположенного по адресу: ..., было установлено следующее:

руководители и специалисты организации не прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда - нарушение требований ст. 225 ’Љ ђ”, п.2.3.1 постановлениЯ Њинтруда и социального развитиЯ ђ” от 13.01.2003г. Ь1/29.

не утвержден перечень инструкций по охране груда длЯ работников но профессиЯм и на отдельные виды работ - нарушение требований ст.212 ’Љ ђ”.

отсутствуют инструкции по охране труда длЯ работников по профессиЯм и на отдельные виды работ - нарушение требований ст.212 ’Љ ђ”, п.5.1-5.4. постановлениЯ Њинтруда и социального развитиЯ ђ” от 17.12.2002г..

не оформлен журнал учета инструкций по охране труда длЯ работников по профессиЯм - нарушение требований ст.212 ’Љ ђ”, п.5.10 постановлениЯ Њинтруда и социального развитиЯ ђ” от 17.12.2002г. Ь 80.

не оформлен журнал учета выдачи инструкций по охране труда длЯ работников по сессиЯм - нарушение требований ст.212 ’Љ ђ”, п.5.10 постановлениЯ Њинтруда и социального развитиЯ ђ” от 17.12.2002г. Ь 80.

не проводитсЯ первичный инструктаж на рабочем месте, повторный инструктаж с работниками в количестве 10 человек - нарушение требований ст.212 ’Љ ђ”, п.2.1. ЏостановлениЯ Њинтруда и социального развитиЯ ђ” от 13.01.2003г. Ь1/29, ѓЋ‘’ 12.0.004-90, ѓЋ‘’ 12.0.004-90.

не разработан распорЯдительный документ (приказ, распорЯжение) о возложении обЯзанностей инженера по охране труда на одного из специалистов организации (штатный работник) или специалиста, а также на основании договора о привлечении специалистов организации), оказывающих услуги в области охраны труда - нарушение требований ст.ст. 212 абз. 2 часть 1, 3, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 15. 217 ’Љ ђ”.

не разработаны программы проведениЯ инструктажа на рабочем месте по безопасности труда по профессиЯм и видам работ - нарушение требований п. 7.2.2. ѓЋ‘’ 12.0.004-90. п. 2.1.4. ЏостановлениЯ Њинистерства труда и социального развитиЯ ђ” и Њинистерства образованиЯ ђ” Ь 1/29 от 13.01.2003г..

не разработан распорЯдительный документ (приказ, распорЯжение) руководителЯ организации о создании постоЯнно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда рабочего персонала в подразделениЯх - нарушение требований ЏостановлениЯ Њинтруда и социального развитиЯ ђ” и ЊинобразованиЯ ђ” Ь 1/29 от 13.01.2003г..

не оформлен журнал учета присвоениЯ персоналу 1-ой группы по электробезопасности - нарушение требований ЏриложениЯ 1 к Њежотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденным постановлением Њинтруда ђ” от 5 ЯнварЯ 2001г. Ь 3 и приказом Њинэнерго ђ” от 27.12.2000г. Ь 163.

не проведена аттестациЯ рабочих мест по условиЯм труда - нарушение требований ст.212 ’Љ ђ”, приказа ЊинздравсоцразвитиЯ ђ” Ь 342н от 26.04.2011г..

не проведено обучение работников безопасным методам и приемам выполнениЯ работ и проверка знаний требований охраны труда - нарушение требований ст.212 ’Љ ђ”, п.2.2 ЏостановлениЯ Њинтруда и социального развитиЯ ђ” от 13.01.2003г. Ь1/29.

не утвержден перечень профессий и должностей работников длЯ присвоениЯ 1-ой группы по электробезопасности - нарушение требований ЏриложениЯ 1 к Њежотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденным постановлением Њинтруда ђ” от 5.01.2001г. Ь 3 и приказом Њинэнерго ђ” от 27.12.2000г. Ь 163.

не проведено обучение неэлектротехнического персонала длЯ присвоениЯ 1-ой группы по электробезопасности - нарушение требований ЏриложениЯ 1 к Њежотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденным постановлением Њинтруда ђ” от 5.01.2001 г. Ь 3 и приказом Њинэнерго ђ” от 27.12.2000г. Ь 163.

не назначено приказом лицо, ответственное за проведение обучениЯ персонала длЯ присвоениЯ 1-ой группы по электробезопасности - нарушение требований ЏриложениЯ 1 к Њежотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденным постановлением Њинтруда ђ” от 5.01.2001г. Ь 3 и приказом Њинэнерго ђ” от 27.12.2000г. Ь 163.

не проведено обучение работников по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве - нарушение требований ст.212 ’Љ ђ”, п.2.2.4.ЏостановлениЯ Њинтруда и социального развитиЯ ђ” от 13.01.2003г. Ь1/29.

не обеспечено наличие полного комплекта нормативных правовых актов, содержащих требованиЯ охраны труда в соответствии со спецификой своей деЯтельности - нарушение требований ст. 212 ’Љ ђ”.

не оформлены личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты - нарушение требований п.13 Џриказа ЊинздравсоцразвитиЯ ђ” Ь 290н от 01.06.2009г. в редакции Џриказа ЊинздравсоцразвитиЯ ђ” Ь 28н от 27.01.2010г.

Ѓудучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседаниЯ, представитель ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ в назначенное времЯ в судебное заседание не ЯвилсЯ, ходатайство об отложении рассмотрениЯ дела в суд не представил, в свЯзи с чем, суд находит возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ в отсутствие законного представителЯ последнего.

‚ина ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ подтверждаетсЯ:

протоколом Ь XXX об административном правонарушении от XX.XX.XXXX года, в котором генеральный директор ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ ‹ещинскаЯ ….‚. собственноручно указала на согласие с замечание, обЯзалась их устранить.

требованием прокуратуры ‘анкт-Џетербурга о проведении внеплановой проверки от XX.XX.XXXX года.

распорЯжением о проведении внеплановой выездной проверки ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ от XX.XX.XXXX года.

актом проверки от XX.XX.XXXX года, в котором отражены обнаруженные в ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ нарушениЯ требований законодательства о труде.

предписанием от XX.XX.XXXX года в отношении генерального директора ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ ‹ещинской ….‚. об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

предписанием от XX.XX.XXXX года об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

свидетельством о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождениЯ, сериЯ 78 Ь XXX.

списками работников организации на XX.XX.XXXX года.

штатным расписанием от XX.XX.XXXX года.

свидетельством о внесении записи в …диный государственный реестр юридических лиц, сериЯ 78 Ь XXX.

решением от XX.XX.XXXX года о назначении генеральным директором ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ ‹ещинской ….‚..

уставом ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ.

‚се указанные выше доказательства не противоречат друг другу, согласуютсЯ между собой, у суда сомнений не вызывают, и изобличают ЋЋЋ •ЋЌ„ЂИ в нарушении законодательства о труде и об охране труда.

‚ соответствии с п.2 ст.2.1 ЉоЂЏ ђ” юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушениЯ в том случае, если у него имелась возможность длЯ соблюдениЯ норм, за нарушение которых предусмотрена административнаЯ ответственность, но не были принЯты все зависЯщие от него меры по их соблюдению.

‘уд приходит к выводу, что ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ не проЯвило должного вниманиЯ, необходимого длЯ строгого соблюдениЯ требований законодательства о труде и об охране труда, что привело к совершению административного правонарушениЯ, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 ЉоЂЏ ђ”, выразившемсЯ в нарушении законодательства о труде и об охране труда.

“читываЯ обстоЯтельства происшедшего, то, что ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ ранее не привлекалось к административной ответственности, вину в совершении административного правонарушениЯ признало, проводит работы по устранению нарушений требований законодательства о труде и об охране труда, суд полагает возможным назначить ему административное наказание в виде минимального административного штрафа, предусмотренного санкцией данной статьи, не применЯЯ административное приостановление деЯтельности.

Ќа основании изложенного и руководствуЯсь ст.29.10, ст.29.11 ЉоЂЏ ђ”, суд

Џ Ћ ‘ ’ Ђ Ќ Ћ ‚ € ‹:

ЋЋЋ З•ЋЌ„ЂИ, €ЌЌ XXX, признать виновным по ст.5.27 ч.1 ЉоЂЏ ђ” и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей в доход государства.

Џостановление может быть обжаловано в ‘анкт-Џетербургский городской суд в течение 10 суток.

‘удьЯ:

‚ постановлении суда упоминаютсЯ следующие правовые акты, на основании которых судью делает вывод о необходимости привлечениЯ ЋЋЋ З•ондаИ к административной ответственности:

’рудовой кодекс ђ” (статутный закон).

ЏостановлениЯ Њинтруда и социального развитиЯ ђ” (министерский нормативно-правовой акт).

ѓЋ‘’ 12.0.004-90, ѓЋ‘’ 12.0.004-90 Р источниками административного права не ЯвлЯютсЯ, поскольку представлЯют собой технические нормы. ‘сылка на них в решении суда неправомерна. ‘уду следовало бы сослатьсЯ на нормативный акт, утверждающий данные ѓЋ‘’ы (в данном случае Р Џостановление ‘овета Њинистров ‘‘‘ђ). Ћднако, поскольку ЋЋЋ З•ондаИ были нарушены положениЯ и других актов, даннаЯ ошибка не влечет отмены постановлениЯ.

Џостановление Њинтруда и социального развитиЯ ђ” и ЊинобразованиЯ ђ” Ь 1/29 от 13.01.2003г. (надведомственный министерский нормативно-правовой акт).

Џриложение 1 к Њежотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденное постановлением Њинтруда ђ” от 5.01.2001г. Ь 3 и приказом Њинэнерго ђ” от 27.12.2000г. Ь 163 Р само приложение источником административного права не ЯвлЯетсЯ, однако в данном случае суд обоснованно сослалсЯ на утверждающий нормативно-правовой акт министерства. Џри этом каждый акт министерства будет внутренним актом, а само Џриложение Р надведомственным.

Љодекс ђ” об административных правонарушениЯх (специальный закон).

’аким образом, на основании сказанного можно выделить следующие особенности административного права:

1. Ћтрасль решает специфическую задачу Р нормативизациЯ Џ“Ѓ‹€—ЌЋѓЋ €Ќ’…ђ…‘Ђ.

2. Ђдминистративное право есть ЏђЂ‚Ћ‚Ђџ Ћ‘ЌЋ‚Ђ “ЏђЂ‚‹…Ќ€џ и управленческой деЯтельности.

3. Ћтрасль включает в себЯ отношениЯ ЏЋ‡€’€‚ЌЋѓЋ и „…‹€Љ’ЌЋѓЋ характера.

4. „лЯ отрасли характерна комплексность, т.е. она включает в себЯ предмет правового регулированиЯ иных отраслей права.

5. Ђдминистративное право Р это отрасль Џ“Ѓ‹€—ЌЋѓЋ права.

6. Ћтрасль входит в ‘Ћ‚Њ…‘’Ќ“ћ ЉЋЊЏ…’…Ќ–€ћ ”едерации и субъекта ”едерации.

Љонтрольные вопросы

Наши рекомендации