Данные пункты оформляются от 0-го положения табулятора. Заглавная буква прописная, остальные – строчные.

Характеристика и ососбенности

Составления протоколов. Их виды

1. Назначение и виды протокола.

2. Формуляр протокола.

Одним из документов, традиционно входящих в систему ОРД, является протокол.

Протокол –документ, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов и принятия решения на собраниях, совещаниях, конференциях, заседаниях коллегиальных органов.

В системе ОРД выделяется три оснвоные группы документов:

распорядительные;

организационные;

справочно-информационные.

Протокол часто относят к справочно-информационым документам, так как в нем фиксируется информация справочного характера., необходимая в первую очередь для принятия управленческих решений. Оданко в протоколе фиксируется и само принятое решение, в связи с чем он приобретает черты распорядительного документа.

Еще одной особенностью протокола является то, что он исмпользуется для документирования деятельности коллегиальных органов: временных (собрания, конференции, совещания, комиссии и т.д.) или постоянных (коллегии министреств и госкомитетов, ученые советы научных учреждений, президиумы и т.д.). Протоколами оформляется также деятельность следственых, административных органов, органов охраны общественного порядка и т.д.

Обязанности по составлению и оформлению протокола возлагаются на секретарей соответствующих коллегиальных оргганов (штатных или избранных в ходе их работы). Секретарь коллегиального органа наряду с председателем несет ответственность за достоверность содержащейся в протоколе информации. Протокол составляеся на основании рукописных, в том числе и стенографических или магнитофонных записей хода заседания, а также на основани документов, подготовленных к заседанию, повестки дня, текстов или тезисов докладов и выступлений, проектов решений и др.

Классификация протоколов

Полные протоколы содержат выступления всех участников работы коллегиального органа, они дают возможность судить не только о характере самого заседания, но и о деятельности всей организации целом. Кратикие и сокращенные протоколы составляются при наличии стенограммы, звукозаписи. Расшифровки стенограмм, подписанные председателем и секретарем заседания (коллегиального органа), прилагаются к протоколу. Кратко рекомендуется протоколировать также оперативные совещания.

Стремясь к сокращению документооборота, в том числе за счет уменьшения физического объема документов, в некоторых органзиациях вовсе отказываются от составления полных протоколов, заменяя их протоколами краткой и сокращенной формы. Это влечет за сосбой ряд негативных тенденций:

Исчезает документальная гласность;

Обедняется информация, необходимая для принятия управленческих решений;

Исчезает один из источников, без которого трудно судить о правильности принятого конкретного решения или определить, как в нем отражено коллективное мнение, как оно повлияло на конечный результат. Поэтому при выборе формы протокола необходимо учитывать значимость протоколируемого мероприятия, юридические последствия принимаемых решений, а также другие факторы, оказывающие влияние на процессы документообразования.

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы составления и оформления протокола является Примерная инструкция по делопроизводству. Кроме нее следует руководствоваться СТБ 6.38-2004 и УСОРД.

2. При составлении протокола необходимо обеспечить его юридическую полноценность. Она определяется наличием всех необходимых реквизитов, правильностью их оформления и строгой достоверностью изложенной в протоколе информации.

Реквизитами протокола являются:

Ø Наименование органа (организации);

Ø Название вида документа (ПРОТОКОЛ);

Ø Дата;

Ø Регистрационный индекс;

Ø Место составления;

Ø Заголовок;

Ø Текст;

Ø Подпись.

Дополнительным реквизитом для некоторых видов протоколов является гриф утверждения(утверждению подлежат решения по вопросам за пределы компетенции участников заседания, коллегиального органа).

Оформляют протоклы на общих бланках формата А4. На общий бланк наносятся следующие постоянные реквизиты:

Ø Государственный герб РБ (тэмблема организации или знак обслуживания);

Ø Наименование вышестоящей организации (если она имеется);

Ø Наимнование организации-автора протокола;

Ø Ограничительные лини для реквизитов «Дата» и «Индекс доукмента»;

Ø Место издания или составления документа.

Датой протокола является дата заседания коллегиального органа

Регистрационным индексомпротоколабудет являтся порядковый номер в пределах делопроизводственного года.

Протоколы регистрируются отдельно по видам, т.е. отдельно регистируются протоколы заседаний экспертной комиссии, аттестационной комиссии, протоколы совещаний у руководителя организации и т.д. Протоколы совместногозаседания имеют составной индекс (1/25).

Заголовок к тексту протокола включает указание вида коллегиального мероприятия (собрание, совещание, заседание), название коллегильного органа (если орган не имеет своего бланка) и вопрос (тему) если он один. Заголовок согласуется с названием вида документа и отвечает на вопрос «чего?».

Наиболее важной и сложной частью протокола является текст. Оформление текста протокола имеет ряд особенностей. Текст протокола делится на вводную и основную части.

Вводная часть протоколасодержит постоянную информацию. В ней указываются фамилии и инициалы председателя и секретаря коллегиального или совещательного органа, а также всех присутсвующих на заседании. Если коллегиальный орган является постоянно действующим, то в строке «присутствовали» указывается только инициалы и фамилии его членов. Если в заседании принимали участие приглашенные, то их фамилии и инициалы с указанием должностей и наименований организаций указываются отдельно в строке «приглашенные». Фамилии присутствующих и приглашенных располагаются в алфавитном порядке.

Председатель – П.В.Самсонов

Секретарь – А.Н.Николаева

Присутствовали: О.В.Берков, А.Е.Забродский, Т.В.Столярова, Т.Г.Тарасевич, Я.Я.Янушевич.

Приглашенные: Консультант отдела делопроизводства Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь Э.Н.Данильченко, главный специалист общего отдела Министерства культуры Республики Беларусь А.Е.Рыбалко.

Если членов коллегиального органа (совещания) больше 19, то в строке «Присутствовали» указывается их общее количество, а в скобках – «регистрационный лист прилагается» или «список прилагается». Аналогичным образом, если приглаешнных больше 10, то список приглашеных составляется отдельно и прилагается к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая отметка («список прилагается»).

Председатель – П.В.Самсонов

Секретарь – А.Н.Николаева

Присутствовали – 44 человека (регистрационный лист прилагается)

Приглашенные – 16 человек (список прилагается)

На расширенных заседаниях и собраниях (при отсутствии постоянно действующего коллегиального органа) участники персонально не указываются, список по фамилиям прилагается к протоколу, а состав присутствующих указывается количественно: «Присутствовали – 88 человек».

Данные пункты оформляются от 0-го положения табулятора. Заглавная буква прописная, остальные – строчные.

На собраниях, конференциях, съездах, где для принятия решения требуется определенный кворум, в строке «присутствовали» дополнительно указывается,с колько человек должно было присутствовать.

В повестке дня перечисляются все вопросы, подлежащие рассмотрению (в предложном падеже.). После формулировки каждого вопроса с новой строки указывается форма изложения (доклад, отчет, сообщение, информация), а также наименование должности докладчика, его инициалы и фамилия (в род.п.). Если на заседании рассматривается один вопрос, то он в повестке дня не нумеруется.

Повестка дня:

О проекте производства новой линии товаров народного потребления. Доклад – начальника конструкторского отдела А.Д.Дорофеева.

Если на заседание выносится два или более вопроса, то они нумеруются арабскими цифрами.

Повестка дня:

1. О проекте производства новой линии товаров народного потребления. Доклад – начальника конструкторского отдела А.Д.Дорофеева;

2. О новом ассортимент товаров. Доклад – главного товароведа А.К.Кириллова.

Последовательность расположения вопросов в повестке дня определяется степенью их важности.

В последнее время некоторыми документоведами оспаривается правомерность употребления формулировки «Повестка дня».

Основная часть текста протокола строится в соответствии с вопросами повестки дня. Построение записи обсуждения вопроса осуществляется по схеме: «СЛУШАЛИ-ВЫСТУПИЛИ-РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ)». Эти слова пишутся прописными буквами от 0-го положения табулятора. После них ставится двоеточие.

В разделе «СЛУШАЛИ» на следующей строке с отступа указывают фамилию и инициалы докладчика или выступающего (в р.п.). Затем через тире с прописной буквы кратко записывается текст доклада (сообщения, информации, отчета). Изложение ведется от 1-го л. без местоимения Я. Изложение каждой новой мыли целесообразно начинать с красной строки.

В случае приложения текста доклада к протоколу, вместо изложения его содержания после тире с прописной буквы печатается «Текст доклада прилагается».

Номер вопроса указывается только один раз перед словом «СЛУШАЛИ».

1. СЛУШАЛИ:

ВЫСТУПИЛИ:

ПОСТАНОВИЛИ:

2. СЛУШАЛИ:

ВЫСТУПИЛИ:

ПОСТАНОВИЛИ:

Если в протокол включен только один вопрос, то нумерация не производится.

В разделе «ВЫСТУПИЛИ» схема изложения та же.

В этот раздел включаются кроме текстов выступлений вопросы к докладчику и ответы на них. Вместо слов «Вопрос», «Ответ» пишутся фамилии и инициалы.

Изложени постановляющей части текста протокола должно быть лаконичным, не допускающим двоякого толкования. Текст начинается с глагола в неопределенной форме («Возложить», «Поручить», «Организовать» и т.д.) и строится по схеме действие-исполнитель-срок (рекомендуется указывать с новой строки).

Если в ходе обсуждения какого-либо вопроса повестки дня принимается несколько решений, то они оформляются отдельными пунктами и нумеруются. Первой цифорой обозначается номер вопроса повестки дня, второй – порядковый номер пункта постановляющей части по этому вопросу.

ПОСТАНОВИЛИ:

1.1

1.2.

ПОСТАНОВИЛИ:

2.2.

2.1.

Текст постановляющей части не делится на пункты, если по вопросу повестки дня принимается одно решение, независимо от порядкового номера вопроса в повестке дня. Если два вопроса в повестке дня, то

ПОСТАНОВИЛИ:

1.

2.

Если в повестке дня только один вопрос, то

ПОСТАНОВИЛИ:

Постановляющая часть протокола заканчивается указанием должностного лица, ответственного за контроль решений или их отдельных пунктов.

Протокол краткой формыстроится по схеме: «СЛУШАЛИ-РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ)» и не включает текстов выступлений. При возникновении разногласий в протоколах краткой формы допускается фиксировать отдельные выступления участников.

В протоколе сокращенной формыуказываются только принятые решения по вопросам повестки дня. Сама поветска дня не указывается.

Кроме текстов выступлений, сообщений, докладов, протокол может иметь и иные приложения. В обязательном порядке к протоколу прилагается документ, утверждаемый коллегиальным органом. Об этом в тексте делается соответствующая отметка.

РЕШИЛИ:

Одобрить прилагаемый проект Примерной инструкции пот делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органа управления, учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь и направить его на согласование в облисполкомы.

Подписывается двумя лицами: перседателем и секретарем коллегиального органа. Указываются не должности, а обязанности, исполняемые данными лицам в коллегиальном органе.

В ряде случаев в организациях, действующих на приниципах единоначалия, протоколы подлежат утверждению руководителем организации. В наиболее важных случаях принятые решения оформляются приказами.

Наши рекомендации