Задания для самостоятельной работы. 1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми источниками
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми
источниками.
2. Письменно дать ответы на следующие вопросы:
– как соотносятся понятия «субъект преступления» и «личность преступника»?
– как устанавливается возраст обвиняемого и с какого момента лицо считается достигшим возраста уголовной ответственности?
– что понимается под невменяемостью?
– какие признаки характеризуют специального субъекта преступления?
– за какие преступления уголовная ответственность устанавливается с 14 лет?
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации,
изложенные в задачах №№ 27-41.
Методические указания для обучающихся по подготовке к практическому занятию
В период подготовки к практическому занятию, обучающимся необходимо:
– ознакомиться с рекомендуемыми источниками;
– в тетради для практических занятий по Общей части уголовного права в письменном виде решить задачи, предусмотренные планом;
Рекомендуемые источники
Нормативные правовые акты и иные официальные документы
Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных
законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ,
№ 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Рос. газета. – 1993. – 25 дек.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 267-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Основные источники
Уголовное право. Общая часть: учебник / под ред. А.Н. Тарбагаева. – М., 2012.
Бавсун М.В., Баландюк В.Н., Вишнякова Н.В. Конспект лекций по уголовному праву России (Общая часть): учебное пособие. – Омск, 2012.
Уголовное право: учебник для бакалавров: электрон. копия: в 2 т. /
под ред. И.А. Подройкина. – М., 2013.
Дополнительные источники
Андрюхин Н.Г. Минимальный возрастной признак субъекта преступления нуждается в уточнении // Вопросы ювенальной юстиции. – 2011. – № 2.
Кузнецов А.А. Тюлеева Е.А. Характеристика субъекта преступления, совершаемого с использованием служебного положения, в сфере экономики // Вестник Омской юридической академии. – 2015. – № 1.
Павлов В.Г. Учение о субъекте преступления: Монография., М., 2015.
Подлипский Д.В. Понятие специального субъекта преступления // Наука и современность. – 2013. – № 21.
Рогожкин А.А. Cпециальный субъект преступления в отечественном уголовном праве советского периода // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2014. – № 2 (27).
Смирнов Г. Перспективы и условия введения в России института уголовной ответственности юридических лиц // Уголовное право. – 2011. – № 2.
Перечень докладов и сообщений
1. Должностные лица как вид специального субъекта.
2. Ограниченная (уменьшенная) вменяемость в уголовном праве.
3. Психические расстройства и слабоумие лиц как основание их невменяемости.
Тема 9. Субъективная сторона преступления
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Понятие, признаки и значение субъективной стороны преступления.
2. Вина, ее формы и содержание.
3. Умысел и его виды.
4. Неосторожность и ее виды.
Методические указания для обучающихся по подготовке к семинару
В период подготовки к семинару, обучающимся необходимо:
– ознакомиться с рекомендуемыми источниками и усвоить:
– обязательные и факультативные признаки субъективной стороны состава преступления;
– понятие и содержание вины, соотношение дефиниций «вина» и «виновность», значение форм вины для квалификации преступления и назначения наказания.
– интеллектуальный и волевой критерии умысла, различные подходы к классификации умысла на виды;
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Двойная форма вины.
2. Понятие и критерии невиновного причинения вреда (казуса).
3. Мотив, цель и аффект как признаки субъективной стороны преступления, их уголовно-правовое значение.
4. Юридические и фактические ошибки, их влияние на вину и уголовную ответственность.