Административное правонарушение.

Источники: http://stkoaprf.ru/

http://studopedia.ru/

http://silovik.net/forum/index.php?topic=447.0

Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Определение административное правонарушение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. "Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность."

Глава 2 КоАП РФ: Административное правонарушение.

Статья 2.1. Административное правонарушение

Статья 2.2. Формы вины

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Статья 2.6-1. Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств

Статья 2.6-2. Административная ответственность собственников или иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости

Статья 2.7. Крайняя необходимость

Статья 2.8. Невменяемость

Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения

Признаки (черты) административного правонарушения – антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

1. Деяние- это акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.

2. Действие — это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

3. Бездействие— это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

4. Противоправность. Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права

5. Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.

6. Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

7. Общественная вредность. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

Состав административного правонарушения -это установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Состав административного правонарушения:

· объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);

· объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);

· субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);

· субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

Пример: Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан

- влечет наложение административного штрафа в размере от 5 – 15 МРОТ или административный арест до 15 суток.

Объектом является в данном правонарушении - административное правонарушение, посягающее на общественный порядок. Оно свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, других людей, его окружающих, об игнорировании правил приличия и благопристойности.

С Объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия.

Хулиганом может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан:

- на производстве;

- в быту;

- в культурно – просветительных учреждениях, в любом месте нахождения людей, на улицах, в квартирах, в лесу и т.д.

Обычно, мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, однако для наличия состава указанного проступка наличие признака публичности не обязательно. Мелкое хулиганство будет и в том случае, когда лицо сделало непристойные надписи на заборе в отсутствии людей или когда ночью демонстративно нарушается покой спящих людей.

С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умыслом, обычно прямым. Лицо осознает, что его действия противоправны, оно предвидит, что в результате их совершения будут нарушены общественный порядок и покой граждан и желает этого. Но бывают случаю, когда нарушитель не желает этого, но сознательно допускает это. В таком случае, мелкое хулиганство совершается косвенным умыслом.

Элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив удовлетворения индивидуальных потребностей, самоутверждения путем игнорирования достоинства других людей.

Субъектом мелкого хулиганства может быть лицо, достигшее 16-ти летнего возраста.

Дела о мелком хулиганстве рассматривают районные, городские суды, начальники ОВД и их заместители и комиссии по делам несовершеннолетних.

Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

По особенностям конструкции различаются: 1.материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ); 2.формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

В зависимости от степени обобщения признаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом: казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ); обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

Наши рекомендации