II. Особенности организации обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации.

ЗАЯВЛЕНИЕ

О недопустимости принуждения граждан к получению образовательных услуг в электронной форме c автоматизированной обработкой персональных данных вместо традиционной, по бумажному документообороту (а именно, при зачислении ребенка в 1-ый класс, при ведении дневника и журнала успеваемости в бумажном виде)

Уважаемый(ая) !

Я, ФИО , на основании ст. 64 п. 1 Семейного кодекса РФ являюсь законным представителем ФИО ребенка дд.мм.2010 г.р., поступающего в 2016г. в 1-ый класс школы по адресу: . Прошу зачислить ФИО ребенка в школу по бумажному документообороту без внесения в любые электронные базы данных (без сайта pgu, МФЦ, ОСИПов, ИС "Контингент" и т.д. и т.п., т.к. в них предполагается электронная обработка персональных данных). По состоянию на 15 декабря 2016 г. школа так и не предоставила мне бланк отказа от автоматизированной обработки персональных данных, хотя в этот день уже началась запись в 1-ый класс, в том числе и тех, кто выбрал традиционную форму учета.

Руководствуясь ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей гражданам право на образование без каких-либо условий, ст. ст. 23, 24 Конституции РФ, гарантирующей гражданам право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также №152-ФЗ «О персональных данных», № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также действуя в интересах и защите прав своего малолетнего ребенка, я направляю в адрес директора школы заявление о зачислении в 1-ый класс без автоматизированной обработки персональных данных и предоставлении услуг образования в традиционной форме на бумажном носителе без электронной обработки персональных данных.

В соответствии со ст. ст. 2, 3, 15, 18, 23, 24 Конституции РФ, ст. 421 ГК, №152-ФЗ от 27.07.06 г., №273-ФЗ от 29.12.12 г., требую не вносить персональные данные ребенка и моей семьи в электронные базы данных, журнал успеваемости и дневник вести не в электронном, а традиционном бумажном виде. Просим заметить, что ссылки на п. 4 ч.1 ст. 6 №152-ФЗ «О персональных данных» в качестве возможного оправдания автоматизированной обработки персональных данных не подходит в силу противоречия с Конституцией РФ в части свободы выбора субъектом ИНЫХ (НЕ электронных) форм получения государственных и муниципальных услуг. Также, согласно ч. 5 ст. 21 ФЗ «О персональных данных» в случае отзыва субъектом персональных данных согласия об обработке его персональных данных оператор обязан обеспечить прекращение их обработки и рассмотреть вопрос об их уничтожении в срок не позднее тридцати дней с момента поступления отзыва.

Нарушение законодательства о персональных данных - отказ директора школы оформлять и вести детей по бумажному документообороту без использования электронных баз данных, является правонарушением действующего законодательства РФ и подпадает под ст. 137, 286 УК РФ, а также ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах).

Обращаю Ваше внимание (!), что навязывание использования ИС "Контингент" незаконно, так как законопроект ФЗ № 1048557-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (о создании государственной системы "Единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам"), не принят до сегодняшнего дня:http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=1048557-6&02.

Законопроект вступает в явное противоречие не только с Конституцией, но и с п. 3 ст. 5 ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», в котором сказано: «Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой». Данные об успеваемости, о здоровье, о семье относятся к различным сферам, поэтому их объединение через систему «Контингент» противозаконно.

Прошу также учесть разумные опасения Нилова Я.Е., председателя Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, высказанные 03.11.2016 в первом чтении о расширении использования информационной базы персонального учета: "Мы переживаем за то, чтобы правильно обращались с персональными данными, потому как мы становимся регулярно свидетелями того, как на "Горбушке", например, очередные диски с очередными данными граждан появляются... Вот чтобы этого злоупотребления не было, нам необходимо будет в том случае, если в первом чтении Госдума поддержит, серьезно законопроект дорабатывать."

Кроме того, следует знать, что в ответ на обращение Патриарха по вопросу электронной идентификации Администрация Президента РФ в 2014 году сообщила: «Любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы» (письмо от 22.01.2014 года №А6-403 помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового управления Президента РФ Л. Брычевой; http://www.patriarchia.ru/db/text/3561086.html). Очевидно, вопрос безопасности данных, обрабатываемых автоматизированным способом, открыт.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.10 г.: «получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя».

В Постановлении Правительства РФ от 15.09.08 г. N 687 г. Москва "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации разъясняется:

В целях реализации ФЗ "О персональных данных" Правительство РФ постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемойбез использования средств автоматизации.
2. Федеральным органам исполнительной власти в месячный срок привести свои акты по вопросам обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, в соответствие с настоящим постановлением.

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин о Положении об особенностях обработки персональных данных,осуществляемой без использования средств автоматизации:

I. Общие положения.

I. Обработка персональных данных, содержащихся в информационной системе персональных данных, либо извлеченных из такой системы, считается осуществленной без использования средств автоматизации (неавтоматизированной), если такие действия с персональными данными, как использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных в отношении каждого из субъектов персональных данных, осуществляются при непосредственном участии человека.

3. Правила обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, установленные нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также локальными правовыми актами организации, должны применяться с учетом требований настоящего Положения.

II. Особенности организации обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации.

4. Персональные данные при их обработке, осуществляемой без использования средств автоматизации, должны обособляться от иной информации, в частности путем фиксации их на отдельных материальных носителях персональных данных (далее - материальные носители), в специальных разделах или на полях форм (бланков).

7. При использовании типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных (далее - типовая форма), должны соблюдаться следующие условия:

а) типовая форма или связанные с ней документы (инструкция по ее заполнению, карточки, реестры и журналы) должны содержать сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, имя (наименование) и адрес оператора, фамилию, имя, отчество и адрес субъекта персональных данных, источник получения персональных данных, сроки обработки персональных данных, перечень действий с персональными данными, которые будут совершаться в процессе их обработки, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

б) типовая форма должна предусматривать поле, в котором субъект персональных данных может поставить отметку о своем согласии на обработку персональных данных, осуществляемую без использования средств автоматизации, - при необходимости получения письменного согласия на обработку персональных данных.

Постановление Правительства РФ от 28.11.2011 г. № 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»применяется для предоставления гражданам государственных услуг исключительно в электронной форме и только с их согласия.

Таким образом, нежелание директора школы применять при разрешении вопроса о предоставлении нам государственной услуги правовые нормы Положения, регламентирующего работу с персональными данными при их неавтоматизированной обработке, является фактом дискриминации в отношении малолетнего, ставящего его в неравные условия с детьми, родители которых дали согласие на обработку персональных данных.

Принуждение к цифровой идентификации недопустимо и антиконституционно, поскольку в силу действующего законодательства, я имею право на выбор традиционной бумажной информационной системы учета наших персональных данных с хранением их на бумажных материальных носителях.

При ответе на данное заявление, прошу учесть (!), что конституционные права не обусловлены и не подлежат ограничению, в отношении моего ребенка ФИО ребенка прошу применить прямое действие Конституции РФ и её главенствующую юридическую силу:

Конституция России- этоосновной закон страны, определяющий не только её общественное и государствен­ное устройство, но иустанавливающий ограничение власти государства правами человека.

Наши рекомендации