Наиболее крупной (и наиболее редко встречающейся) струк- 1урной составляющей нормативных правовых актов является часть. 4 страница

В любом случае вне зависимости от того, преследовали ли авто­ры кодификации в качестве основной цели логическое упорядоче­ние существующих правовых предписаний, или они стремились совершенствовать, дополнить и обновить систему выраженных в законодательстве норм права, получившийся в результате кодифи кации акт законодательства занимает особое место в системе право вого регулирования, являясь ключевым, основополагающим в опре деленной подсистеме норм права (отрасли, подотрасли, институте н др). Он не просто содержит в себе предписания к поведению, такой акт выступает как системообразующее начало, основа для струкгури рования соответствующей отрасли или института права. Кодексы содержит в себе основные специфические принципы правового регу лирования в конкретной области общественных отношений, основ ные дефиниции и правовые схемы, а также иные основополагающие начала определенного комплекса норм права. Н.М. Коркунов отме чал: «Кодификация не ограничивается изменением только формы, она дает систематическое объединение и содержание. Кодекс явля ется не только новой формой старого закона, а новым законом и полном смысле слова»[92].

Кодификация законодательного массива позволяет в той или иной мере решить множество проблем правового регулирования (причем связанных не только с законодательством). Можно выде лить целый комплекс, если можно так выразиться, выгод, которые она дает.

1. В результате кодификации происходит концентрация пра вовых предписаний, субъекты правоотношений имеют возмож ность более ясно и системно получить и усвоить эти предписа ния. Правовые нормы излагаются структурно упорядоченно, что делает более эффективным их воздействие на сознание и поведе ние индивидов. Субъекты правового регулирования избавляются от необходимости штудировать большой массив законодательства в поисках строго определенных положений, регулирующих коп кретные отношения, в которых они непосредственно участвую! Всю необходимую информацию о должном (или возможном) С правовой точки зрения варианте поведения они могут получит!, из единого источника, одного акта, комплексно, без необходи­мости длительных поисков и размышлений о том, какие акты м конкретном случае могут быть им необходимы и в какой части, и какой мере.

Концентрированность правового регулирования влечет за собой его определенность, которая не только удобна в правовой жизни, но еще и намного снижает возможности произвола и злоупотребле- пий, которым так способствуют неясность и запутанность правово­го регулирования.

2. Кодификация представляет собой способ ликвидировать на­копившиеся в законодательстве коллизии. Кодификационный акт законодательства, отменяя все систематизируемые им норматив­ные правовые акты, оставляет содержащиеся в них предписания только в действующей редакции. Когда правовое регулирование осуществляется кодексами, участники правоотношений оказыва­ются застрахованы (по крайней мере, отчасти) от опасности при­нять отмененные нормативные предписания за действующие, по ошибке воспользоваться положениями, утратившими юридиче­скую силу. Устойчивость и определенность — весьма важное дос­тоинство кодексов. Именно по этой причине представляется необ­ходимым закрепить в действующем законодательстве (возможно, даже на конституционном уровне) приоритет юридической силы кодексов над другими актами законодательства (в том числе и над федеральными законами). Крайне важно избежать возможности внесения изменений в положения этих результатов кодификации, чтобы кодификационные нормативные правовые комплексы явля­лись фундаментальной основой правового регулирования в опре­деленных сферах общественной жизни, стабильной, устойчивой и не подверженной изменениям текущим законотворчеством, не носящим глобального характера. Кодификация избавляет от необ­ходимости устанавливать действующую редакцию необходимого им акта, сравнивая его с нормативными правовыми актами, при­нятыми позже. Снижается вероятность неправового поведения, основанного на ошибочно используемом устаревшем варианте правового регулирования.

3. Системность законодательства предполагает не только упо­рядоченность, но и целостность правового регулирования. Имея единое и комплексное представление о закрепленных в законо­дательстве нормативных правовых предписаниях по определен­ному вопросу, участники законотворчества имеют возможность точно и своевременно обнаружить и эффективно восполнить су­ществующие пробелы, законодательно урегулировать социальные отношения и процессы, которые в силу своей важности ДЛЯ об­щественной жизни и развития заслуживают правовою регулиро­вания, но до сих пор такого регулирования не получили. Коди­фикация позволяет, системно изложив в одном акте требования воплощенных в законодательстве норм права, быстро обнаружить нарушения в этой системе. Болес того, последовательность и смысловая целостность кодекса, системные связи между содер жащимися в нем правовыми положениями оказывают большую помощь в точном определении характера и смысла недостающих правовых директив.

Следовательно, кодификация может рассматриваться как один из способов обеспечения большей степени соответствия системы нормативных правовых актов истинному смыслу правовых предпи саний, обеспечения правового характера системы законодательства, который может быть частично утрачен со временем (в результате несоответствия статичности нормативных правовых актов и дина мизма социальных отношений).

4. Важнейшим достоинством кодификации является возмож ность выделить, сформулировать и формально закрепить в кодексе системообразующие начала кодифицируемых отраслей или инсти тутов права. В качестве таких отраслевых (институциональных) правовых начал выступают так называемые общие положения Они выделяются из массы правовых предписаний тем, что отно сятся ко всему кодифицируемому массиву законодательства в це лом, определяя общий смысл правовых предписаний и регулируя всю соответствующую сферу общественных отношений. Общие положения представляют собой специальные юридические средст ва унификации правового регулирования, выработанные юридичс ской наукой и практикой в процессе развития правовой системы общества, поэтому их изложение наиболее желательно именно в кодексах.

5. Выделение, формулирование и нормативное закрепление в ходе кодификации общих положений дают возможность обеспе чить системность не только уже принятых законодательных актов, но и тех, которые будут созданы в будущем. Кодификация упоря дочивает и процесс законотворчества, еще только предстоящее нормативно-правовое регулирование. Общие положения игракп огромную роль как для создаваемого кодекса (или кодифицирую щего нормативного правового акта иной формы), так и для ос тального законодательства, связанного с кодифицируемым норма тивным правовым массивом, определяя его в том или ином виде Они определяют его принципиальную основу, терминологическую систему, используемые в систематизируемой сфере законодатель ства юридические схемы и конструкции. Все это подчиняет еди ному началу, единой цели правового регулирования процесс со) дания нормативных правовых актов, являясь дополнительной га

рантией структурной выдержанности и логической завершенности результатов предстоящего законотворчества. Можно сделать вы­вод, что кодификационные акты за счет своих общих положений систематизируют, упорядочивают не только уже существующий нормативно-правовой массив, но и дальнейшее законодательное регулирование в определенной сфере общественных отношений | (так как такой кодифицирующий акт редко выступает единствен­ным формальным источником права в соответствующей сфере правового регулирования), последующее издание нормативных правовых актов, регулирующих ее. Общие положения кодексов являются гарантией от возникновения в будущем бессистемности в определенном сегменте законодательства. Подчинение законо­творчества в будущем определенным системообразующим началам является очень важным фактором, обеспечивающим сохранение I законодательством системности и структурной упорядоченности в ходе его дальнейшего развития и усложнения.

Кроме того, следует отметить, что кодификация выступает как фактор не только систематизирующий, но и стабилизирующий [ дальнейшее развитие законодательства в определенной сфере об­щественных отношений. Кодификация выступает как признание (а если речь идет об официальной кодификации — как формальное закрепление) достаточно высокого уровня развития определенного комплекса юридических норм, регулирующих специфический I спектр общественных отношений. Систематизация правового воз­действия на эту сферу общественной жизни путем проведения ко­дификации предполагает закрепление (формально-правовое, док­тринальное или иное — в зависимости от формы проведения коди­фикации и

субъектов, ее осуществляющих) этого уровня и стабили­зацию дальнейшего развития отрасли (института) права. Спонтан­ное и казуальное увеличение законодательного материала после ко- | дификации в этой области правового регулирования прекращается. «Годы, следующие за принятием какого-либо кодекса, небогаты на реформы, как будто кодификация опустошает всю законодательную энергию»[93].

Следует отметить, что это последствие кодификации некоторы­ми исследователями рассматривается и как в какой то мере нега­тивное для дальнейшего развития законодательства изменение в правовом регулировании. Создание кодекса, влекущее стабилиза­цию дальнейшего совершенствования системы нормативных право-

вых актов, воспринимается ими как консервация этого комплекс;! п определенном его состоянии, как фактор, препятствующий даль нейшему развитию правового регулирования. Кодификация, по мнению сторонников этой точки зрения, является процессом, ме­шающим дальнейшему формальному выражению и закреплению и форме законодательных предписаний новых норм права, возник ших уже после кодификации. На стабилизацию в развитии законо дательства как результат проведения кодификации специально об ращал внимание еще Савиньи, подвергая его критике. По мнению этого выдающегося ученого-правоведа, кодексы (а в первой поло вине XIX в. в Германии искусственно навязывался Гражданский кодекс Франции — знаменитый Кодекс Наполеона) препятствую! праву естественно развиваться сообразно с волей суверена, дейс! вующего согласно своей чести и убеждениям, т.е. не дают ему осу ществлять законотворчество в соответствии с истинной общей во лей, с социальной необходимостью[94]. По их мнению, кодификанм онный нормативный правовой акт создает серьезный риск «замор» > зить законодательные положения, которые не будут более отвечап. потребностям современной экономики»[95] (впрочем, следует учиты вать, что подобная позиция Савиньи была во многом продиктоип на его патриотизмом — навязывание германским государствам французского законодательства было в то время одной из форм экспансии наполеоновской Франции в Европу). Схожей позиции в той или иной степени придерживались и некоторые другие и с следователи[96].

С подобной точкой зрения трудно согласиться. Создание ко декса (даже официальное, в форме нормативного правового актп) вовсе не означает прекращения совершенствования правового ре гулирования, не означает прекращения развития правового регу лирования, не влечет за собой невозможности возникновения но вых норм права, а также изменения или отмены старых. Даже >п конодательство как средство формального выражения и закреплс ния положений соответствующей отрасли права после официал I.

ной кодификации не приобретает статичности, не прекращает своего развития. Оно приобретает стабильность в своем прогрессе. В результате кодификации комплекс нормативных правовых ак­тов, регулирующих определенную сферу общественных отноше­ний, переходит в своем развитии на новую ступень, его дальней­шее совершенствование подчинено единой цели, общим для всех систематизируемых норм права принципам с использованием чет­ко сформулированных и ясно выраженных юридических конст­рукций, терминов и понятий. После кодификации, когда выраже­ны общие положения, определяющие отраслевое правовое регули­рование (или регулирование в рамках институтов права), даль­нейшее развитие такого регулирования происходит в основном в форме конкретизации уже выраженных в кодексе положений, ко­торые выступают системообразующим началом в законодательной регламентации общественных отношений. «Кодификации, кри­сталлизуя действующее право, не замораживает его навек: она способствует познанию права, позволяя лучше выявить его недос­татки, несовершенства, что служит точкой отсчета дли новых ре­форм»[97]. Кроме того, дальнейшее воплощение в статьях норматив­ных правовых актов правовых предписаний осуществляется более структурировано — развиваются уже составляющие кодификаци­онного правового комплекса: подотрасли, институты, подиисіигу- іьі права. Таким образом, наступающая в процессе кодификации стабилизация законодательного материала (или эффект кристалли- іации, как его еще называют) ни в коем случае не можем рассмат­риваться как тормоз на пути правового прогресса.

6. Общие положения, определяемые и формально выражае­мые при проведении кодификации, обеспечивают системный характер не только нормативно-правового регулирования, но и во многом процесса реализации правовых предписании. И ре- іультате кодификации субъекты правоотношений получают не голько единый комплекс нормативно-правовых предписаний, по и комплекс указаний по их претворению в жизнь. Адресаты пра­вовых велений общих положений кодексов получают возмож­ность более точно, а главное — единообразно истолковать нормы права, уяснить их истинный смысл. И результате ли участники правоотношений имеют дополнительные гарантии истинно пра­вового характера своего поведении, его более гочпого соответст­вии истинным интересам жизни и развития общества. Общие положения кодифицирующих законодательных актов помогаю! субъектам правового регулирования четко определить смысл спе­циальных юридических (и не только юридических) понятий и терминов, базируясь на принципах правового регулирования I использованием юридических схем и конструкций, унифициро вать процесс воплощения в жизнь нормативно-правовых предпи саний. Правореализация при наличии общих положений кодек сов осуществляется на единых нормативно закрепленных базо вых началах, относительно едино, системно, без необходимости домысливать и самостоятельно толковать

7.

законодательные поло жения, определяя точное соответствие между формальным пред писанием и фактическим актом поведения.

8. Кодификация значительно облегчает соблюдение в ходе за* конотворчества такого важного его принципа, как научная обосно­ванность. Общие положения кодексов предоставляют прекрасную возможность в концентрированной форме выразить доктринальные тезисы, лежащие в основе правового регулирования определенной сферы общественных отношений.

Особую роль в научном обосновании правового вмешательстнл в общественные отношения играют принципы правового регулиро вания. Основные принципы правового регулирования, формули руемые и нормативно закрепляемые в ходе кодификации, являются концентрированным выражением объективной социальной необхо димости, определяющих по значимости интересов общественной жизни и развития в регулируемой сфере общественных отношений Познание таких интересов предполагает научное изучение основ» полагающих социальных закономерностей, факторов, определяю щих направление и характер общественных процессов. Общие принципы кодифицированного законодательства, выраженные и общей части созданного в результате нормативного правового акта являются средством выражения научных выводов о целях, а также методах и путях оптимального правового регулирования. Научное п. законотворчества проявляется и в используемых в таких актах юри дических схемах и конструкциях, разработанных путем научного осмысления сущности отдельных локальных правовых институтом, сложных многозначных понятий, доктринальной их разработки, л также исследования логических и функциональных связей между ними. Специальные юридические понятия также являются резу/м. татом научно-правовой разработки и обеспечивают научную обог нованность требований законодательства. Концентрированное ни ражение в кодексах правовых предписаний обусловливает и предо иределяет научное их осмысление для выделения сути, основных идей такого регулирования.

Кодексы в своих общих положениях выступают кпк средство пыражения и формального закрепления доктринальных научных начал в качестве основ правового регулирования Кодификация служит средством воплощения научных положении (которые в сгранах романо-германской правовой семьи сами по себе формаль­ным источником права не являются) в качестве легальной баш не­посредственной правовой жизни.

Научность законотворчества является дополнительной тран­шей их правового характера, независимости от субъективных фак- тров, соответствия социальным потребностям и функционально­му назначению правового регулирования. Таким образом, через научность процесс кодификации выступает как дополнительное обеспечение соответствия законодательства истинному смыслу норм права.

9. В ходе кодификации в кодификационном акте законода­тельства воплощаются нормы права, ранее выражавшиеся с по­мощью иных форм (формальных источников) права Во всякой правовой системе кроме комплекса нормативных правовых актов (которые в большинстве государств являются основным по зна­чимости и по объему правового регулирования источником ира­ма) используются иные способы выражения и формального за­крепления правовых предписаний. В России помимо актов зако­нодательства в качестве форм права используются правовые обы­чаи (например, в гражданском праве — обычаи делового оборота, что закреплено в ст. 5 Гражданского кодекса России) и норма- іивно-правовые договоры (например, международные соглаше­ния нормативного характера). Они (по своему логическому зна­чению) призваны дополнять систему законов и подзаконных ак- юв, выражать нормы, которые по какой- либо причине отразить и законодательстве оказалось невозможным. По параллельное использование нескольких различных видов форм права хотя и (как показывает практика правового регулирования) необходимо, неизбежно, но весьма нежелательно (по крайней мере, в услови­ях романо-германской правовой семьи, к которой принадлежит и правовая система нашей страны). Количество используемых вспомогательных формальных (официально признаваемых) ис- тчников права следует свести к минимуму. Ибо механизмы воз­действия различных форм права на поведение субъектов право­отношений различны: отличаются методика выражения предпи-

саний, способы обеспечения реализации этих предписаний, тех ника совершенствования соответствующих систем, механизм и наложения ответственности за невыполнения предписаний, спо собы разрешения споров о праве и т.д. Различные формы права по-разному определяют правозначимое поведение физических и юридических лиц, взаимодействие различных источников прана обычно оказывается делом трудным, а подчас невозможным И эту проблему правового регулирования также помогает реши п. кодификация. В ходе глобальной систематизации нормативно правового воздействия на социальные отношения и процессы и составляемом кодификационном акте объединяются все право вые предписания, регламентирующие определенную сферу обще ственной жизни, вне зависимости от способа внешнего выражс ния и формального закрепления этих предписаний. Кодифика ционный акт служит средством унификации выражения норм права, способствуя их концентрированному выражению именно в законодательном акте, что позволяет, во-первых, привнес™ упорядоченность в их изложение, а во-вторых, реализовать все преимущества именно законодательного регулирования. Опреде ленная система норм права (отрасль, подотрасль, институт права) оказывается основанной на писаном праве, иные виды источни ков из нее вытесняются. В результате не только усиливается сис темность законодательства — увеличивается эффективность пра вового регулирования в целом, так как роль в этом механизме законодательства усиливается, именно законодательство стано вится его сердцевиной.

9.В конечном итоге кодификация играет огромную роль не только в совершенствовании законодательного регулирования но и в развитии всей системы права. Кодификация служит для окончательного формирования и выделения структурных состав ляющих системы права — его отраслей (в меньшей степени подотраслей и в порядке исключения — институтов). Формаль ное выражение и закрепление в кодификационных нормативных правовых актах общих положений является, помимо всего проче го, еще и выделением основополагающих начал, служащих для выражения общности определенных норм права. Эти общие по ложения (которые удобнее всего формулировать и формально закреплять именно в ходе кодификации) выражают общее в пра вовом регулировании определенных правовых систем:

общие це ли правовой регламентации определенных сфер общественном жизни, общие методы такой регламентации, основные ее специ фические черты. Такие особенности могут существовать факти­чески, но их формальное выражение и закрепление в положени­ях действующего законодательства необходимы для го го, чтобы отрасль права могла существовать и функционировать полноцен­но. Это тот случай, когда право зависит от законодательства, ко­гда состояние комплекса нормативных правовых актов, i.e. ре­зультат субъективного осознания законодателями общественной необходимости регулирования, определяет существование объек­тивных норм права, их эффективность, возможность исполнения этими нормами своей социальной функции. Это одно из прояв­лений диалектики права как социокультурного феномена, в сущ­ности которого объединяются, взаимодополняя друг друга. Объ­ективное и субъективное начала. «С каждым новым кодексом еще одна отрасль права делает широкий шаг к собственной авто­номии, поскольку всякая кодификация предполагает, что источ­ники кодифицированной отрасли права не могут существовать вне самой кодификации; в противном случае она на имеет пи малейшего смысла»[98].

В отечественной и зарубежной истории права можно привести немало примеров, когда окончательное формирование отраслей права было связано с кодификацией и принятием кодификацион­ного нормативного правового акта. В них выкристалин зовывалась сущность отраслевого правового регулирования. Собственно, воз­никновение отраслей права как элементов механизма правового регулирования впервые прослеживается именно с проведением ко­дификаций — например, во Франции этот процесс приходите» на конец XVII - начало XIX в., в Германии — на конец XIX начало XX в., а в нашей стране система отраслей права окончательно сформировалась в 20-х годах XX в., после окончания комплексной кодификации.

При этом, оформляя окончание развития отрасип, кодификация предопределяет стабилизацию в развитии законодательства, регла­ментирующего определенную сферу общественных отношений. Ко­декс является не только системным выражением нормативных предписаний, логическая связь его положений предполагает их компактность и лаконизм, структурная же завершенность норма­тивного правового акта, создаваемою в резулыате кодификации, предполагает, что обновления в законодательство в области, в кото­рой эта кодификация была проведена, возможно только в форме

внесения изменений в созданный кодекс (а это весьма сложное и ответственное дело) либо в форме принятия нового кодекса, приня тие новых законно, регулирующих отношения в этой сфере, стано вится излишним.

Кроме того, проведение кодификации и создание кодекса вле­кут за собой признание соответствующей отрасли права среди лю дей, повышение ее авторитета. Психологически гораздо легче убе­диться в относительной автономии отрасли права (а это может сыграть очень важную роль при усвоении соответствующих норм в этом нужна системность, комплексность, познание логической взаимосвязи между отраслевыми предписаниями), если человек по лучает системообразующее начало такой отрасли — кодекс. Не слу чайно в нашей стране самостоятельность таких отраслей права, как земельное право, таможенное право и некоторых других, оконча тельно была признана после принятия соответствующих кодексов, а вот аналогичная отраслевая автономность корпоративного прайм или исполнительного производства, правовых образований, в кото рых кодификация не производилась, до сих пор многими ставится под сомнение.

Впрочем, нельзя не отметить, что некоторые исследователи вы сказывают мнение, что кодификации не следует идеализировать, что они, помимо позитивных последствий, влекут и определенные' негативные (которые можно рассматривать, как продолжение вы год, приносимых кодификацией законодательному регулированию, как следствие совершенствования законодательства, увеличения его регулятивных возможностей и увеличения значения нормативных правовых актов в правовом регулировании и в жизни общества во обще).

Учеными-правоведами выделяется целый комплекс таких «ми нусов» кодификации, в числе которых следует попытаться выделить наиболее заметные и обоснованные.

Во-первых, отмечается, что практика кодификаций в романо германской правовой системе с самого начала упустила из виду сложившуюся в странах континентальной Европы университет­скую традицию, которая заключалась «в стремлении обучить по искам справедливого права, предложить право-образец, а не сис тематизацию или комментарии права той или иной страны или области»[99]. Другими словами, нельзя не отметить формализованно сти, которую кодификации привносят в правовое регулирование, укрепление законодательства влечет за собой тенденцию отожде­ствления в сознании людей и, что гораздо опаснее, в практике правоприменителей права и закона, восприятие системы норма­тивных правовых актов как безусловно правовых, как единствен­ный источник права. Удобный для реального правового регулиро­вания всеохватывающий кодекс создает иллюзию его идеальности и стремление к его неизменности, отсутствие критики в адрес действующего законодательства.

Кроме того, эффективные кодификации в какой-то мере вле­кут за собой обособление национальных правовых систем отдель­ных государств, затрудняя обмен между ними, обоснованное за­имствование тех или иных востребованных правовых институтов и регулятивных механизмов. Создание кодексов, по мнению автори­тетных исследователей, способствует «юридическому позитивизму, усиленному национализму»[100]. Кодификаторы «занялись своими кодексами и перестали видеть, что по своему существу настоящее право как норма общественного поведения является националь­ным правом»[101].

С позицией, на которых стоят эти авторы, в какой-то мере можно согласиться. Однако при этом следует учитывать, что со­блюдение в ходе

проведения кодификации научно разработанных и практически проверенных методических правил позволяет из­бежать этих негативных моментов. Указанные (весьма немного­численные) негативные последствия кодификации «не были свя­заны с ее принципами и должны были быть исправлены прежде всего самими юристами»3. Это обусловливает еще большее зна­чение такой важной черты романо-германской правовой семьи, как наличие особой идеологии и методики проведения кодифи­каций, которые позволили осуществить на европейском конти­ненте «замыслы школы естественного права, завершить многове­ковую эволюцию правовой науки, четко изложив, в отличие от хаоса компиляций Юстиниана, право, соответствующее интере­сам общества»[102].

Кодификации играют огромную роль в формировании право­вой системы как единого и своеобразного комплекса взаимосвя­занных правовых регуляторов, используемых для регламентации общественных отношений. Кодифицированный характер законо дательства является важной отличительной чертой, характеризую щей правовые системы, относящиеся к романо-германской право вой семье. В отличие от правовых систем, принадлежащих к дру гим правовым семьям, где кодификации также проводятся, коди фикации романо-германского права имеют не случайный, не ло кальный, а глобальный характер, охватывая практически все сто роны правового регулирования, все отрасли и институты прав;!. Фактически глобальность кодификации, кодифицированносп. практически всего законодательного массива являются факторами, определяющими сущность и специфику романо-германской пра вовой семьи. Можно со всей уверенностью утверждать, ЧТО КОДИ фицированность нормативно-правового материала является наи более заметной, наглядной особенностью правовых систем рома но-германской правовой семьи. Остальные характерные черты этой системы взаимоопределяюще связаны с кодифицированно стью законодательства. Кодификации обусловливают связь право вого регулирования с римским правом, давая возможность рим ским правовым принципам и конструкциям воплощаться в «жи вом» современном праве, органически в него вписываясь, не про тивореча и эффективно определяя частноправовые положения Эта форма совершенствования нормативно-правового регулирова ния позволяет законодательству достигать максимальной регул я тивной эффективности и благодаря этому выступать в качестве доминирующей в правовом регулировании формы права. Конце!I туальность и доктринальность правовой системы также во многом определяются кодификациями, ибо, как уже отмечалось выше, и результате их проведения в тексте кодификационных нормативных правовых актов в виде общих положений получают формальное выражение и закрепление господствующие в соответствующем! сфере правовой науки доктринальные выводы и заключения Именно кодификации, как также отмечалось выше, позволяю! внешне выделиться, сформироваться и окончательно оформитьеи отраслям права (делясь при этом на частноправовые и публичмо правовые). Можно констатировать, что именно кодификации по зволили правовым системам романо-германской правовой семьи достичь их классического состояния, поддерживая жизнедеятель ность права именно в такой форме, которая считается наиболее эффективной для достижения целей правового регулирования и которая позволила именно романо-германской правовой систем! стать наиболее распространенной в современном мире.

Наши рекомендации