Требования к результатам освоения дисциплины.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Аудиторные занятия − очная форма обучения
Кол. час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание | Реализуемые компетенции |
Практические занятия /семинары | |||
Модуль 1: «Теория и история сравнительного правоведения» | |||
Семинар 1 «Сравнительное правоведение и юридическая наука» Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1. История становления и развития сравнительного правоведения как науки. 2. Основные научные направления компаративистики: немецкая школа сравнительного правоведения; французская школа сравнительного законодательства; англо-американская школа сравнительного права; российское сравнительное правоведение. 3. Сравнительное правоведение как инструмент совершенствования национального законодательства. 4. Сравнительное правоведение и международное право. 5. Европейское право и компаративистика. | ОК-2, ОК-3, ПК-3, ПК-11 | ||
Семинар 2 «Проблема классификации правовых систем современности в юридической науке» Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1. Правовая карта мира: понятие и этапы формирования. 2. Типология и критерии классификации правовых систем. 3. Учение Р. Давида о правовых семьях. 4. Концепция К. Цвайгерта и Х. Кетца. 5. Концептуальные подходы российских ученых к типологии правовых систем. | ОК-2, ОК-3, ПК-3, ПК-11 | ||
Модуль 2: «Основные правовые семьи современности» | |||
Семинар 3 «Романо-германская правовая семья» Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1. Исторические этапы и факторы формирования романо-германской правовой семьи. 2. Структура и источники права в романо-германской правовой семье. 3. Сравнительно-правовой анализ французской и германской групп. 4. Скандинавское право, его особенности. 5. Латиноамериканское право. | ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | ||
Семинар 4 «Англо-саксонская правовая семья (семья общего права)» Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1. Исторические особенности формирования семьи общего права. 2. Характеристика источников права англо-саксонской правовой семьи. 3. Правовая система Великобритании. 4. Правовая система США. | ОК-2, ОК-3, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | ||
Семинар 5. «Религиозные правовые семьи» Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1. Мусульманское право: формирование, особенности, источники. 2. Распространение и тенденции развития мусульманского права в современном мире. 3. Индусское право. 4. Правовая система Индии. | ОК-2, ОК-3, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | ||
Семинар 6 «Правовые системы стран Дальнего Востока» Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1. Общая характеристика дальневосточного права. 2. Конфуцианское и легистское понимание права. Право Китая. 3. Японское право, особенности правопонимания. 4. Проблемы идентификации правовой системы Японии. | ОК-2, ОК-3, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | ||
Семинар 7 «Семья обычного права» Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1. Формирование и особенности обычного права Африки. 2. Основные институты традиционного африканского права. 3. Современное африканское обычное право. 4. Влияние романо-германского и общего права на обычное право стран Африки. | ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | ||
Семинар 8 «Социалистическая правовая семья» Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1. Формирование и характеристика социалистического права. 2. Советская правовая система. 3. Социалистическое право стран Восточной Европы. 4. Правовая система КНР. 5. Проблемы и перспективы трансформации социалистических правовых систем. | ОК-2, ОК-3, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | ||
Семинар 9: «Правовая система России» Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1. Основные этапы и факторы формирования российской правовой системы. 2. Источники и система российского права. 3. Тенденции современного развития российской правовой семьи. | ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 |
4.2. Аудиторные занятия – заочная форма обучения
Кол. час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание | Реализуемые компетенции |
Практические занятия /семинары | |||
Модуль 1: «Теория и история сравнительного правоведения» | |||
Семинар 1 «Сравнительное правоведение и юридическая наука» Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1. История становления и развития сравнительного правоведения как науки. 2. Основные научные направления компаративистики: немецкая школа сравнительного правоведения; французская школа сравнительного законодательства; англо-американская школа сравнительного права; российское сравнительное правоведение. 3. Сравнительное правоведение как инструмент совершенствования национального законодательства. 4. Сравнительное правоведение и международное право. 5. Европейское право и компаративистика. | ОК-2, ОК-3, ПК-3, ПК-11 | ||
Семинар 2 «Проблема классификации правовых систем современности в юридической науке» Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1. Правовая карта мира: понятие и этапы формирования. 2. Типология и критерии классификации правовых систем. 3. Учение Р. Давида о правовых семьях. 4. Концепция К. Цвайгерта и Х. Кетца. 5. Концептуальные подходы российских ученых к типологии правовых систем. | ОК-2, ОК-3, ПК-3, ПК-11 | ||
Модуль 2: «Основные правовые семьи современности» | |||
Семинар 3 «Романо-германская правовая семья» Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1. Исторические этапы и факторы формирования романо-германской правовой семьи. 2. Структура и источники права в романо-германской правовой семье. 3. Сравнительно-правовой анализ французской и германской групп. 4. Скандинавское право, его особенности. 5. Латиноамериканское право. | ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | ||
Семинар 4 «Англо-саксонская правовая семья (семья общего права)» Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1. Исторические особенности формирования семьи общего права. 2. Характеристика источников права англо-саксонской правовой семьи. 3. Правовая система Великобритании. 4. Правовая система США. | ОК-2, ОК-3, ПК-3, ПК-10, ПК-11 |
4.3. Самостоятельная работа – очная форма обучения
Кол. час | Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. | $Реализуемые компетенции |
Тема 1 «Сравнительное правоведение и юридическая наука» Вопросы для самостоятельного изучения: Теория сравнительно-правового метода. Основные виды сравнительно-правовых исследований. Классификация методов компаративистики. Сравнительное правоведение в системе юридических наук. Соотношение сравнительного правоведения с другими юридическими науками - философией права; - социологией права; - теорией права; - историей права; - отраслевыми юридическими науками. 5. Роль международного права в развитии национальных правовых систем. 6. Соотношение сравнительного правоведения и европейского права. 7. Национальная и международная унификация права как проблема сравнительного правоведения. 8. Возникновение науки сравнительного правоведения и основные этапы ее развития. 9. Немецкая школа сравнительного правоведения (историческая школа права, гейдельбергская школа права, А. Фейербах). 10. Французская школа сравнительного законодательства (Р. Салейль, Э. Ламбер, А. Леви-Ульман). 11. Англо-американская школа сравнительного права (Г. Мэн, Е. Мейтланд, Р. Паунд). 12. Современное зарубежное сравнительное правоведение (Р. Давид, К. Цвайгерт, Х. Кетц). 13. Сравнительное правоведение в дореволюционной России (М. Ковалевский, П. Виноградов, В. Сергиевич). | ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | |
Тема 2: «Проблема классификации правовых систем современности в юридической науке» Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Основные подходы к типологии национальных правовых систем. 2. Возможные критерии классификации правовых систем. 3. Основные классификации правовых систем: - классификация правовых семей Р. Давида; - «правовые круги» К. Цвайгерта и Х. Кетца; - классификация правовых систем М.Н. Марченко, А.Х. Саидова. | ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | |
Тема 3. «Романо-германская правовая семья». Вопросы для самостоятельного изучения 1. Значение рецепции римского права для формирования романо-германской правовой семьи. 2. Кодификация права как характерная черта романо-германской правовой семьи. 3. Эволюция источников романо-германской правовой семьи. 4. Соотношение публичного и частного права в романо-германской правовой семье. 5. Особенности структуры и источников права французской и германской правовых групп. 6. Особенности системы источников скандинавского права: соотношение нормативного правового акта и судебного прецедента. 7. Опыт унификации скандинавского права. 8. Влияние романо-германской правовой семьи на японское право. 9. Особенности латиноамериканского права. 10. Эволюция романо-германской правовой семьи в условиях формирования единого европейского правового пространства. | ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | |
Тема 4: «Англо-саксонская правовая семья (семья общего права)» Вопросы для самостоятельного изучения 1. Соотношение судебного прецедента, правового обычая и закона в системе источников семьи общего права. 2. Структурные особенности англо-саксонской правовой семьи, основные институты права. 3. Эволюция английского права и его роль в становлении семьи общего права. 4. Соотношение «общего права» и «права справедливости». 5. Правовая система США и ее влияние на развитие семьи общего права. 6.Правовые системы стран Британского содружества. 7. Влияние англо-саксонского права на формирование колониальных правовых систем. 8. Правовая система Шотландии. | ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | |
Тема 5: «Религиозные правовые семьи» Вопросы для самостоятельного изучения 1. Понятие и характерные черты религиозных правовых систем. 2. Исторические этапы и особенности формирования и эволюции мусульманского права. 3. Источники мусульманского права. 4. Основные институты мусульманского права. 5. Влияние мусульманского права на современные национальные правовые системы. 6. Источники индусского права. 7. Влияние английской правовой традиции на индусское право. 8. Значение индусского права для современной правовой системы Индии. | ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | |
Тема 6: «Правовые системы стран Дальнего Востока» Вопросы для самостоятельного изучения 1. Особенности становления и эволюции дальневосточного права. 2. Этапы и особенности становления древнекитайского права. 3. Учение Конфуция и его влияние на правовую систему Китайской империи. 4. Доктрина легизма и государственные реформы, осуществленные министрами-легистами. 5. Особенности правопонимания Китая. 6. Традиционное японское право: особенности становления и правопонимания. 7. Влияние романо-германской правовой семьи на японское право. 8. Воздействие американского права на правовую систему Японии во второй половине ХХ в. | ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | |
Тема 7: «Социалистическая правовая семья» Вопросы для самостоятельного изучения 1. Зарождение социалистической правовой семьи: основные этапы и особенности. 2. Система источников социалистического права. 3. Основные этапы развития советского права. 4. Социалистическое право стран Восточной Европы. 5. Правовая система КНР: становление нового китайского права. 6. Правовая система Кубы. 7. Перспективы развития социалистического права в современном мире. | ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | |
Тема 8: «Семья обычного права» Вопросы для самостоятельного изучения 1. Понятие, признаки и источники семьи обычного права 2. Основные этапы формирования обычного права в странах Африки. 3. Характеристика основных институтов африканского права. 4. Формы и способы влияния романо-германского и англо-саксонского права на традиционное африканское право. 5. Современное развитие обычного права стран Африки. | ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | |
Тема 9: «Смешанные правовые системы» Вопросы для самостоятельного изучения 1. Понятие и признаки смешанных правовых систем. 2. Правовая система Израиля. 3. Правовая система ЮАР. 4. Правовая система штата Луизиана. 5. Проблемы определения смешанных правовых систем. | ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | |
Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов магистранта Темы рефератов
| ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 |
4.4. Самостоятельная работа – заочная форма обучения
Кол. час | Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. | $Реализуемые компетенции |
Тема 1 «Сравнительное правоведение и юридическая наука» Вопросы для самостоятельного изучения: Теория сравнительно-правового метода. Основные виды сравнительно-правовых исследований. Классификация методов компаративистики. Сравнительное правоведение в системе юридических наук. Соотношение сравнительного правоведения с другими юридическими науками - философией права; - социологией права; - теорией права; - историей права; - отраслевыми юридическими науками. 5. Роль международного права в развитии национальных правовых систем. 6. Соотношение сравнительного правоведения и европейского права. 7. Национальная и международная унификация права как проблема сравнительного правоведения. 8. Возникновение науки сравнительного правоведения и основные этапы ее развития. 9. Немецкая школа сравнительного правоведения (историческая школа права, гейдельбергская школа права, А. Фейербах). 10. Французская школа сравнительного законодательства (Р. Салейль, Э. Ламбер, А. Леви-Ульман). 11. Англо-американская школа сравнительного права (Г. Мэн, Е. Мейтланд, Р. Паунд). 12. Современное зарубежное сравнительное правоведение (Р. Давид, К. Цвайгерт, Х. Кетц). 13. Сравнительное правоведение в дореволюционной России (М. Ковалевский, П. Виноградов, В. Сергиевич). | ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | |
Тема 2: «Проблема классификации правовых систем современности в юридической науке» Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Основные подходы к типологии национальных правовых систем. 2. Возможные критерии классификации правовых систем. 3. Основные классификации правовых систем: - классификация правовых семей Р. Давида; - «правовые круги» К. Цвайгерта и Х. Кетца; - классификация правовых систем М.Н. Марченко, А.Х. Саидова. | ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | |
Тема 3. «Романо-германская правовая семья». Вопросы для самостоятельного изучения 1. Значение рецепции римского права для формирования романо-германской правовой семьи. 2. Кодификация права как характерная черта романо-германской правовой семьи. 3. Эволюция источников романо-германской правовой семьи. 4. Соотношение публичного и частного права в романо-германской правовой семье. 5. Особенности структуры и источников права французской и германской правовых групп. 6. Особенности системы источников скандинавского права: соотношение нормативного правового акта и судебного прецедента. 7. Опыт унификации скандинавского права. 8. Влияние романо-германской правовой семьи на японское право. 9. Особенности латиноамериканского права. 10. Эволюция романо-германской правовой семьи в условиях формирования единого европейского правового пространства. | ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | |
Тема 4: «Англо-саксонская правовая семья (семья общего права)» Вопросы для самостоятельного изучения 1. Соотношение судебного прецедента, правового обычая и закона в системе источников семьи общего права. 2. Структурные особенности англо-саксонской правовой семьи, основные институты права. 3. Эволюция английского права и его роль в становлении семьи общего права. 4. Соотношение «общего права» и «права справедливости». 5. Правовая система США и ее влияние на развитие семьи общего права. 6.Правовые системы стран Британского содружества. 7. Влияние англо-саксонского права на формирование колониальных правовых систем. 8. Правовая система Шотландии. | ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | |
Тема 5: «Религиозные правовые семьи» Вопросы для самостоятельного изучения 1. Понятие и характерные черты религиозных правовых систем. 2. Исторические этапы и особенности формирования и эволюции мусульманского права. 3. Источники мусульманского права. 4. Основные институты мусульманского права. 5. Влияние мусульманского права на современные национальные правовые системы. 6. Источники индусского права. 7. Влияние английской правовой традиции на индусское право. 8. Значение индусского права для современной правовой системы Индии. | ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | |
Тема 6: «Правовые системы стран Дальнего Востока» Вопросы для самостоятельного изучения 1. Особенности становления и эволюции дальневосточного права. 2. Этапы и особенности становления древнекитайского права. 3. Учение Конфуция и его влияние на правовую систему Китайской империи. 4. Доктрина легизма и государственные реформы, осуществленные министрами-легистами. 5. Особенности правопонимания Китая. 6. Традиционное японское право: особенности становления и правопонимания. 7. Влияние романо-германской правовой семьи на японское право. 8. Воздействие американского права на правовую систему Японии во второй половине ХХ в. | ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | |
Тема 7: «Социалистическая правовая семья» Вопросы для самостоятельного изучения 1. Зарождение социалистической правовой семьи: основные этапы и особенности. 2. Система источников социалистического права. 3. Основные этапы развития советского права. 4. Социалистическое право стран Восточной Европы. 5. Правовая система КНР: становление нового китайского права. 6. Правовая система Кубы. 7. Перспективы развития социалистического права в современном мире. | ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | |
Тема 8: «Семья обычного права» Вопросы для самостоятельного изучения 1. Понятие, признаки и источники семьи обычного права 2. Основные этапы формирования обычного права в странах Африки. 3. Характеристика основных институтов африканского права. 4. Формы и способы влияния романо-германского и англо-саксонского права на традиционное африканское право. 5. Современное развитие обычного права стран Африки. | ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | |
Тема 9: «Смешанные правовые системы» Вопросы для самостоятельного изучения 1. Понятие и признаки смешанных правовых систем. 2. Правовая система Израиля. 3. Правовая система ЮАР. 4. Правовая система штата Луизиана. 5. Проблемы определения смешанных правовых систем. | ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 | |
Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов магистранта Темы рефератов
| ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-10, ПК-11 |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ