Направления прокурорского надзора за исполнением

Законов

Как было отмечено выше, в круг интересов прокуроров в рамках надзорной деятельности попадают десятки сфер общественных отношений. Безусловно, было бы преувеличением говорить, что все они предопределяют сущность повседневных задач, решаемых органами прокуратуры, однако сам факт их наличия, даже если речь идет об отдельно взятых жалобах и обращениях по конкретному поводу, разрешаемых в органах прокуратуры посредством проведения проверок, неоспорим.

С учетом изложенного актуальным представляется вычленение тех приоритетных направлений надзора за исполнением законов, которые на протяжении относительно длительного периода либо с определенной периодичностью на конкретно взятом историческом этапе социально-экономических преобразований, государственного строительства в нашей стране наполняют смыслом и содержанием надзорную деятельность прокуроров. Такие направления находят своё закрепление в отраслевом Приказе № 195, других организационно-распорядительных документах Генерального прокурора РФ, носящих подотраслевой характер, а также в отдельных случаях вытекают из роли органов прокуратуры, нормативно определенной в некоторых законодательных актах.

В п. 1 Приказа № 195 прокурорам прямо предписывается основными направлениями надзорной деятельности считать надзор:

• за законностью правовых актов;

• за исполнением законов в сфере экономики;

• за исполнением законов в сфере экологической безопасности.

Говоря о направлениях экономического блока, следует отметить, что п. 8 Приказа № 195 ориентирует прокуроров на осуществление надзора за исполнением законов о собственности, земле, предпринимательской деятельности, бюджетного, налогового, банковского, таможенного, анти­монопольного законодательства. Некоторые из названных направлений получили закрепление в соответствующих организационно-распорядительных документах Генерального прокурора РФ. Например, приказом Генерального прокурора РФ от 09.06.2009 № 193 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах» в целях активизации и совершенствования практики прокурорского надзора в названной сфере прокурорам в числе иных вопросов предписывается считать приоритетными направлениями надзор за законностью правовых актов; за исполнением законов налоговыми органами, органами власти и местного самоуправления, а также органами управления и руководителями кредитных организаций (банков); за соблюдением прав и законных интересов налогоплательщиков. Приказом Генерального прокурора РФ от 15.07.2011 № 211 «Об организации прокурорского надзора на транспорте и в таможенной сфере» и с учетом создания Таможенного союза и в целях обеспечения правопорядка в таможенных органах транспортным прокурорам вменено в обязанность:

• обеспечивать повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов в таможенной сфере;

• осуществлять надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, а также по делам об иных административных правонарушениях, возбуждаемых таможенными органами;

• организовывать надзор за законностью наложения ареста на имущество, применяемого таможенными органами в качестве способа обеспечения исполнения решений о взыскании таможенных пошлин, налогов за счет имущества плательщика.

Возвращаясь к Приказу № 195, следует отметить, что он предписывает прокурорам особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействия коррупции (п. 8.2).

Пунктом 9 Приказа № 195 в рамках надзорной деятельности в сфере обеспечения экологической безопасности прокурорам вменяется:

• с учетом экологической обстановки в каждом регионе наладить эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов;

• по каждому факту экологического правонарушения принципиально ставить вопросы об ответственности виновных лиц и взыскании причиненного материального ущерба.

Наибольшую конкретизацию на уровне ведомственного нормотворчества рассматриваемое направление нашло в указании Генерального прокурора РФ от 11.05.2011 № 127/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров», которое было издано с учетом трагических событий лета 2010 г., повлекших за собой человеческие жертвы, колоссальный экономический ущерб, а также вскрывших фактическую неготовность имеющихся сил и средств к противостоянию указанным стихийным бедствиям, в том числе из-за многочисленных нарушений уполномоченными на то лицами и органами требований законодательства о пожарной безопасности.

С учетом широкой правоприменительной практики в сфере административного преследования, в которой задействованы многочисленные органы федерального, регионального и муниципального уровней, а также значимости задач, решаемых органами прокуратуры в целях обеспечения законности применения норм законодательства обадминистративных правонарушениях, надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории России законов при производстве по делам об административных правонарушениях (за исключением дел, находящихся в производстве суда), прямо обозначенный в ст. 24.6 КоАП РФ, является одним из традиционных направлений для прокуроров. Это обусловлено спецификой административно-юрисдикционной деятельности, а также распространенностью нарушений законов, допускаемых на всех ее стадиях. Учитывая это обстоятельство, п. 7.4 Приказа № 195 прокурорам предписано:

• решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности;

• активнее использовать предоставленное ст. 22 Закона о прокуратуре право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

В заключение отметим, что перечисленные выше приоритетные направления прокурорского надзора за исполнением законов не являются исчерпывающими, но даже их совокупность в немалой степени подчеркивает важность задач, решаемых органами прокуратуры на современном этапе.

Наши рекомендации